Урок физики "Сила трения". 7-й класс

Разделы: Физика, Презентация к уроку

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока: способствовать формированию представления о  силе трения, роль силы трения в повседневной жизни, закрепление полученных данных о силах в природе;

Задачи урока

  • Образовательные:
    • познакомить с видами силы трения;
    • показать значение силы трения в жизни человека, быту, технике;
    • выяснить от чего зависит сила трения.
  • Воспитательные:
    • развивать мотивацию изучения физики, используя интересные сведения;
    • развивать умение работать группой.
  • Развивающие:
    • развивать умение учащихся наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы;
    • способствовать расширению кругозора.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Литература: Перышкин А.В. Физика: Учеб.для 7 класса сред.шк.- М: Дрофа, 2011 год.  

Оборудование: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые.

Используемые ЦОР: мультимедийный проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-целевой этап

– Здравствуйте, ребята. Санки, скатившись с горы, через некоторое время останавливаются. Останавливается и велосипед, если прекратить вращать педали. Автомобиль, после выключения двигателя, тоже останавливается (слайд 1). Мы знаем, что причиной изменения скорости движения тела является сила. Значит, и в рассмотренных примерах на каждое движущееся тело действовала сила. Что это за сила? (Дети пытаются разгадать). Это сила трения. Тема нашего урока «Сила трения». (Слайд 2). (Учащиеся записывают в тетради тему урока).

II. Ориентировочный этап

– Сформулируйте и запишите в тетрадях вопросы по данной теме, используя вопросительные слова (слайд 3). (Учащиеся в тетради в течении 3-5 минут записывают вопросы: Что такое сила трения? Почему она возникает? Как обозначают силу трения? Куда она направлена? Как её найти? Какие виды трения существуют? Где встречается сила трения? И др.). Послушаем, какие вопросы вы составили. (Заслушиваются вопросы 3-4 человек).
– Цель нашего урока – разобраться со всеми возникшими вопросами. А где мы можем найти ответы на них? (Дети называют источники: от учителя, из учебника, словаря, энциклопедии, Интернета и др.).

III. Поисково-исследовательский этап

– Посмотрим, как понятие «трение» определяет энциклопедический словарь С. Ожегова (слайд 4). (Учащиеся  анализируют понятие «трение» у Ожегова.)
– Соотнесем  толкование слова  «трение» С. Ожегова и физическое понятие.
Сила трения – это сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения. (Слайд 5). (Учащиеся записывают определение в тетради).
– Она обозначается Fтр. Как и любая сила, измеряется в Ньютонах. Демонстрация проявления силы трения, способа измерения её, рисунок с указанием сил. (Слайд 5) (Дети переносят рисунок в тетрадь, записывают обозначение силы трения, её единицы измерения). Направлена сила трения всегда противоположно движению тела. Силу трения можно измерить при помощи динамометра. (Слайд 6)
– Итак, на какие вопросы вы нашли ответ из моего сообщения? (Ученики отвечают).

– Проведите по столу, что вы почувствовали? (Неровности).
– Одной из причин возникновения силы трения является шероховатость поверхностей соприкасающихся тел. Даже гладкие на вид поверхности тел имеют неровности, бугорки и царапины. Когда одно тело скользит или катится по поверхности другого, эти неровности цепляются друг за друга, что создает некоторую силу, задерживающую движение.
– Опыт со стеклами: почему трудно разъединить стекла? (Межмолекулярное притяжение).
– Другая причина трения – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел. Если поверхности тел хорошо отполированы, при соприкосновении часть их молекул располагается очень близко друг к другу. В этом случае начинает заметно проявляться притяжение между молекулами соприкасающихся тел.  (Слайд 7) (В тетрадях записывают причины возникновения силы трения).
– На какие вопросы вы нашли ответ из этой части рассказа? (Ученики отвечают).

– Различают следующие виды сухого трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Сила трения покоя существует между покоящимися друг относительно друга телами. Например, тело на наклонной плоскости, шкаф на полу, завязанный бант на ленте и др. (Слайд 8)  Трение скольжения возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Например, лыжи по снегу, шайба по льду и др. (Слайд 9) Сила трения качения возникает, когда одно тело катится по поверхности другого. Например, при движении колес автомобиля, при перекатывании бревен по земле и т.д. (Слайд 10)  
Выполняют эксперименты в группах.

Группа 1. Сравнение сил трения скольжения и качения

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, карандаши круглые – 2 шт.

Порядок выполнения работы:

1) Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Fтр.скольжения =

2) Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Fтр.качения =

3) Сравните силу трения скольжения и силу трения качения

4) Сделайте  ВЫВОД: трение качения ( больше или меньше) трения  скольжения.

Группа 2. Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы:

1) Перемещайте брусок с грузами равномерно по поверхности стола при помощи динамометра. Измерьте силу трения скольжения.

Fтр.скольжения =

2) Перемещайте брусок с грузами равномерно по поверхности наждаточной бумаги при помощи динамометра. Измерьте силу трения скольжения

Fтр.скольжения =

3) Сделайте  ВЫВОД: сила трения ( зависит или не зависит) от рода трущихся поверхностей.

Группа 3. Изучение зависимости силы трения скольжения от давления.

Приборы и материалы: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками.

Порядок выполнения работы:

1) Положите брусок большой гранью, а на него – груз. Измерьте силу трения скольжения бруска. Для этого перемещайте брусок с грузом равномерно при помощи динамометра. Результат измерения силы трения скольжения запишите в тетрадь.

Fтр.скольжения =

2) Положите на брусок  второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Fтр.скольжения =

3) Положите на брусок третий груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

Fтр.скольжения =

4) Сравните полученные данные.

5) Сделайте ВЫВОД: чем больше сила, прижимающая тело к поверхности, тем (больше или меньше) сила трения скольжения.

Каждая группа проговаривает результат своей работы.

ВЫВОДЫ (слайд 11):

– сила трения качения меньше силы трения скольжения, при равных нагрузках;
– сила трения зависит от материалов, соприкасающихся поверхностей и качества обработки поверхностей;
– сила трения зависит от силы, прижимающей тело к поверхности.

(Все выводы записываются в тетрадях учащихся).

– Ещё на какие вопросы вы нашли ответы? (Ученики отвечают).  

– А сейчас поработаем с учебником. Прочитайте §31,32 и выпишите в тетрадь по 2-3 примера положительного и отрицательного проявления силы трения, можно привести свои примеры.

Заполняют таблицу (слайд 12)

Положительная роль силы трения Отрицательная роль силы трения
 

 

 

(Слайды  13,14)

IV. Практический этап

1. Соотнесите виды трения с соответствующими фразами (слайд 15).

Трение скольжения Одно тело катится по поверхности другого
Трение качения Я слишком слаб, чтобы сдвинуть эту коробку
Трение покоя Одно тело скользит по поверхности другого

2. Во многих литературных произведениях встречаются физические явления. На примерах поэтических строк попытайтесь увидеть проявление трения и назвать вид.

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной (слайд 16)

Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка (слайд 16) .

А. С. Пушкин (сила трения качения)

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку,
Тянут-потянут,
Вытянуть не могут (слайд 16)..

(сила трения покоя)

V. Рефлексивный этап

– Вернемся к нашим примерам, приведенным в начале урока (анализируют примеры).
  Почему?
– Санки, скатившись с горы, останавливаются?
– Ящик удерживается на наклонном транспортере?
– Легко поскользнуться на обледенелой дороге?
– При передвигании тяжелых предметов под них подкладывают катки?

– В начале урока вы в тетрадях составили вопросы по теме сила трения. Остались ли у кого вопросы, на которые вы сегодня не нашли ответ? (дети отвечают).

VI. Домашнее задание (Слайд 17)

Изучить § 30-32, найти ответы на оставшиеся вопросы.