Цели:
- развивать и закреплять умение определять географические координаты, направления и расстояния по глобусу и карте;
- называть определения: широта, долгота, параллель, меридиан;
- выполнить практическую программную работу;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: глобусы, карты полушарий, физическая карта России, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня мы совершим путешествие по глобусу и карте. В этом путешествии мы проверим свои знания и умения по теме “Географические координаты”. В том путешествии нам встретятся сложные вопросы и задания. Для успешного их решения нам необходимо разделиться на две команды. Одна команда будет называться “Параллель”, а вторая – “Меридиан”.
2. Практическая часть.
Задание 1. “Разминка” – каждой команде поочередно задаются вопросы, за каждый правильный ответ команда получает по 2 балла.
П) Линии, условно проведенные по поверхности Земли, соединяющие Северный и
южный полюса – это: экватор, меридиан, параллель.
М) Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли,
перпендикулярно оси ее вращения, это: экватор, меридиан, параллель.
П) Какой меридиан является продолжением нулевого: 20° в.д., 50° в.д., 180° ?
М) Продолжением меридиана 30° в.д. в Западном полушарии является: 30° з.д., 70° з.д.,
150° з.д.
П) Может ли быть широта равной 95 с.ш.? Да или нет.
М) Может ли быть долгота равной 183° в.д.? Да или нет.
П) Какую широту имеет северный полюс: 90° с.ш. или 0° с.ш.?
М) Какую широту имеет экватор: 90° с.ш. или 0° с.ш.?
Задание 2. “Найди соответствие” – по 2 балла за правильный ответ.
П) 1) 29° с.ш. 89° з.д. 2) 14° с.ш. 13° в.д. |
а) оз. Чад б) г.Эверест в) о. Пасхи г) устье р. Миссипи |
М) 1) 2° ю.ш. 78° з.д. 2) 32° ю.ш. 19° в.д. |
а) г. Кейптаун б) пик Коммунизма в) влк. Котопахи г) оз. Эйр |
Задание 3. “Кто быстрее?” – ученики, пользуясь картами атласа, определяют географические координаты точек и находят на карте точки по координатам. За каждый правильный ответ 1 балл.
Карточка команды “Параллель”.
№ | Географическая широта | Географическая долгота | Объект |
1 | 18° ю.ш. | 2б° в.д. | |
2 | 34° ю.ш. | 155° в.д. | |
3 | 41° с.ш. | 16° в.д. | |
4 | Москва | ||
5 | Мехико | ||
6 | о.Святой Елены |
Ответы: Водопад Вктория, Сидней, влк. Везувий, 56° с.ш. 38° в.д. 19° с.ш. 100° з.д. 17° ю.ш. 5° з.д.
Карточка команды “Меридиан”.
№ | Географическая широта | Географическая долгота | Объект |
1 | 38° с.ш. | 122° з.д. | |
2 | 36° с.ш. | 140° в.д. | |
3 | 62° с.ш. | 130° в.д. | |
4 | Пекин | ||
5 | Влк. Килиманджаро | ||
6 | г.Рио-де-Жанейро |
Ответы: Сан-Франциско, Токио, Якутск, 40° с.ш. 117° в.д., 4 ° ю.ш. 3 ° в.д., 23° ю.ш. 43° з.д.
Задание 4.“Обозначьте на контурной карте объекты” – по 3 балла.
П) На большом острове, центральная часть которого расположена на 19° ю.ш. и 47° в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны с длиной тела всего лишь 12 см. По карте или глобусу определите, какой это остров, подпишите на контурной карте. (Мадагаскар.)
М) По радио сообщили, что на 70° с.ш. и 50° в.д. обнаружен затонувший корабль. Обозначьте на контурной карте крестиком место, куда надо отправить экспедицию для подъема корабля.
П) В тайге на 58° с.ш. и 90° в.д. возник пожар. Для его тушения были вызваны самолеты из города, расположенного на 56° с.ш и 93° в.д. Обозначьте место пожара точкой, город – кружочком, а направление самолетов от города к месту пожара -стрелкой.
М) Самолет, направлявшийся из Англии в Америку, упал в море на 30° с.ш. и 70° з.д. Летчик в резиновой лодке плыл на северо-восток и был подобран кораблем на 36° с.ш. и 50° з.д. Обозначьте место падения самолета на контурной карте крестиком, путь летчика в лодке – пунктиром, а место встречи – кружочком.
Задание 5. “Взаимопроверка” – команды обмениваются карточками с заданиями, подготовленными дома. Учитель определяет время 5 минут, после чего команды меняются карточками для взаимопроверки.
3. Подведение итогов. (Подсчет баллов и выставление оценок.)