Готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребёнка в детском саду и семье.
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Об интеллектуальной зрелости говорит способность ребёнка концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями событиями и т.д. Эмоциональная зрелость проявляется в ослаблении импульсивных реакций на события и в умении длительно выполнять не всегда приятную работу. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умения слушать и выполнять указания учителя подчинять своё поведение определённым правилам. Однако, не следует путать интеллектуальное развитие детей и их обученность. Например, ребёнок, поступивший в школу, не умеет читать, писать или считать, но при этом обладает высокой обучаемостью (не обученностью!), но через пару месяцев он легко догоняет своих одноклассников.
Обученность может облегчить жизнь ребёнку в первые месяцы школьной жизни и даже создать временную успешность. Но в ней, же кроется и опасность – ему будет скучно учиться. Кроме того, в определённый момент резерв обученности истощится. Поэтому, взрослым целесообразнее сосредоточить своё внимание не на форсировании учебных знаний, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость, и на здоровье будущего первоклассника. Ведь с приходом в школу физическая нагрузка на организм увеличивается. Часто болеющий ребёнок выбивается из нового ритма жизни, ему приходится догонять пропущенное. Дополнительная психическая и физическая нагрузка тяжела для ребёнка, он может потерять веру в свои силы.
Ещё в детском саду выясняется, есть ли у ребёнка дефекты речи. Воспитатель должен объяснить родителям: речевые дефекты затрудняют процесс овладения грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма. Поэтому необходимо обратиться к логопеду за консультацией и своевременно начать занятия.
Очень важный момент – желание учиться. Опросы детей подготовительных групп показали: поступить в школу хотят практически все. Но причины этого желания разные: одни идут в первый класс потому, что там будут учиться их друзья; другим нравится новый ранец и тетрадки; третьих интересуют звонки и перемены в школе. Эти ответы говорят о том, что дети ещё важности учёбы и не готовы к новому, важному шагу в жизни.
Правильно сформированная внутренняя позиция будущего первоклассника является основой его готовности к школе.
Ребёнка нужно научить слушать взрослого, чётко выражать свои мысли, быть внимательным, усидчивым, контактным, содержать в порядке своё рабочее место. Важно, чтобы он умел правильно держать карандаш и ручку, уверенно рисовал, лепил, пользовался ножницами, умел составлять рассказ по картинке.
Кроме того, будущий ученик должен обладать и таким необходимым качеством, как самостоятельность. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить книги в ранец, в его школьной жизни возникнут определённые трудности.
Таким образом, “портрет” идеального первоклассника предполагает наличие определённых качеств:
- стремление к общению со сверстниками;
- желание учиться;
- хорошее здоровье;
- эмоциональный настрой;
-грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
- стремление к сотрудничеству с взрослыми;
- развитая произвольность поведения;
- любознательность и стремление к открытиям;
- хорошо сформированная координация движений и графических навыков.
Каждый родитель знает, какое качество наиболее значимо для его ребёнка, и при активной помощи педагога будет его развивать.