Авторы статьи работают в ГБОУ СОШ № 687 города Москвы, где наряду с общеобразовательными классами в каждой параллели есть и гимназические. В школе сложилась добрая традиция: на гимназической неделе 19 октября пятиклассников посвящают в гимназисты. В этом мероприятии участвуют гимназисты всех классов. Девятиклассники, как старшие товарищи, готовят основную часть праздника – экскурс в историю зарождения гимназии, гимназического братства. Учащиеся 6-8 классов придумывают поздравления и номера художественной самодеятельности для пятиклассников. А сами виновники торжества разучивают слова клятвы и гимна «Гаудеамус», делают презентацию о коллективе своего класса, готовят тематические стихи и песни. После проведения праздника целесообразно организовать экскурсию по памятным местам города Москвы, связанным с первыми гимназистами России, или можно устроить праздничное чаепитие в «литературном кафе» с декламацией стихов о гимназии и гимназистах.
ХОД ПРАЗДНИКА
Занавес закрыт, фонограмма «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Музыка №1 (Приложение 1)
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ученики, гимназисты, гости! Мы рады, что сегодня вы все собрались в этом зале на наш праздник. Мы приглашаем в зал виновников торжества – учащихся 5 класса.
Музыка №2 (Приложение 1)
Звучит музыка в зал входят парами учащиеся 5 класса, садятся на первые ряды.
Ведущий: Слово предоставляется директору школы Ф.И.О.
Классный руководитель 5 класса: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады видеть вас сегодня в этом праздничном зале, таких красивых и нарядных. Приятно видеть здесь ваших пап и мам, дедушек и бабушек, старших гимназистов. Дорогие пятиклассники 1 сентября вы пришли учиться в школу именно в 5 класс. Это необычный класс. Поступая сюда, вы проходили отбор, доказывали свое право обучаться в гимназии. И вот сегодня настал торжественный день – День посвящения в гимназисты.
Музыка №3 (Приложение 1)
Занавес закрыт, звучит фонограмма:
«Тогда душой беспечные невежды, мы жили все и
легче и смелей...» А.С.Пушкин
далее звучат 2 куплета песни «19 октября» в
исполнении автора (фонограмма), занавес
открывается, на сцене классные руководители 5 и 9
классов.
Презентация «Экскурс в историю» (Приложение 2)
Оформление сцены – заставка из презентации.
На экране портрет Пушкина с надписью: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» оформление сцены
Сияли синие мундиры
и красные воротники.
Под солнцем северной пальмиры
в лицей стеклись ученики.День торжества октябрьской сини
был днем рождения друзей...
Надеждой, будущим России
мечталось видеть сей лицей!Здесь были Пущин, Кюхельбеккер
и Пушкин с Дельвигом — квартет,
где место дружеской опеке
и шалостям лицейских лет.«Друзья мои...Прекрасен наш союз!»–
здесь от восторга Пушкин восклицает,
и слышится приятный шёпот муз...
«Друзья мои... Прекрасен наш союз!»
Ведущий: сегодня праздник: 19 октября — День рождения лицеев России. И мы предлагаем вам вместе с нами вернуться в прошлое, заглянуть в историю зарождения праздника. Несмотря на серьезные преобразования, произошедшие в нашей жизни, история возвращает нас назад в далекое прошлое. Новое — это хорошо забытое старое, то, что сформировалось и утверждалось веками. Вспомним это старое...
Свет в зале и на сцене приглушается.
Далее исторический монтаж — экскурс. Во время
выступления учеников 9 класса синхронно
демонстрируется тематически соответствующие
слайды.
Уходят под музыку № 4 (Приложение 1)
Ведущий: В современной России в гимназических классах расширена программа изучения некоторых предметов.
Наша школа на вид даже очень обыкновенная
уроки сменяют всегда перемены
у входа охранник стоит неизменно
уроки, ответы, звонки, перемены….
В столовую надо успеть непременно.
Решить уравненье с одной переменной
но есть в нашей школе,
на вид даже очень обыкновенной,
такие ребята, что в перемену
в библиотеку спешат непременно,
пишут доклады, участвуют в олимпиадах
и постигают науки границ,
а самое главное любят учиться.
Такие ребята нужны нашей школе,
и класс гимназический им очень подходит.
Завуч: Учиться в гимназическом классе почетно. Но это налагает большую ответственность на вас. В этом зале присутствуют ребята, которые прославили нашу школу и их имена вошли в «книгу славы». Мы надеемся, что на её страницах появятся и ваши имена.
Ведущий: Ребята с гордостью носят звание гимназиста. Да и как иначе, ведь они давали клятву гимназиста, а клятва должна быть нерушима.
Слово учащимся 6 класса.
Пусть сердце вам будет советчиком строгим,
Пусть разум к удаче дорогу покажет,
К познанию путь далеко не пологий,
Учеба и жизнь вам про это расскажут.
Полета фантазии всем гимназистам!
И творчества ясного, мыслей парящих,
Гимназии имя вы гордо несите
По всей своей жизни от дней настоящих.
Пусть мир многосложен, пусть он быстротечен,
Порою жесток, а порою беспечен,
В нем главное – вы, ваши мысли, творенья,
Вершенья, деянья и ваши сомненья.
Так пусть светит солнце, и радуют звезды,
С удачей, друзья, подружиться не поздно,
Мы верим в вас, знаем, что не подведете,
Что верной дорогой по жизни пойдете.
Ведущий приглашает на сцену учащихся гимназических классов для исполнения номеров художественной самодеятельности.
Ведущий: Ученики 7 класса прочтут стихотворение А.С.Пушкина:
Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш,
И наши песни тем грустнее.Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.
Музыка №5 (Приложение 1)
В зале гасят свет.
Ведущий: На сцену приглашаются царицы наук для экзаменовки вступающих в гимназисты.
Выходят царицы математики и истории.
Математика: «Уважаемая царица История. Вы не рано сюда зашли? Ведь эти молодые отроки ещё не оставили свой след в истории.
История: «Что вы, что вы царица Математика, хоть вы и точная наука, но на сей раз ошиблись. Есть отроки (Ф.И. учеников 5 класса) , которые… (Перечисляются успехи учеников).
Математика: И все же будем требовательны к этим молодым людям и устроим для них небольшой экзамен. Уважаемая история первое слово вам.
История задает 3 вопроса по истории.
Математика задает 3 вопроса по математике (веселые задачки).
Математика: Молодцы! Хвала за знание и смекалку. И от лица присутствующих наук вручаем вам символ мудрости «Фарфоровую сову». Храните его и соответствуйте ему.
Ведущий: Ответное слово предоставляем пятиклассникам.
Музыка №2 (Приложение 1)
Для наших гостей мы расшифруем слово гимназия:
Г – гордость. Мы гордимся, что в нашей школе
есть свой праздник. День гимназиста – один из
них.
И – история. Школа богата своей историей. Нашей
школе уже больше 60 лет, а история нашей школы –
это часть истории нашей страны.
М – молодежь. Это мы – молодые и юные, которые
сегодня стали гимназистами. Мы готовы сохранять
и пополнять историю нашей школы новыми
традициями.
Н – наука. В нашей школе большое внимание
уделяется учебе, науке, проводяться
олимпиады, предметные недели.
А – Александр Пушкин. Ведь он был лицеистом, а
лицей, как и гимназия, славен своими традициями.
З – звук этот настолько звонок. Конечно, «З» –
это звонок, первый звонок и последний звонок
целой школьной незабываемой жизни.
И – интерес и инициатива. Эти два качества
всегда помогут тебе в учебе и жизни, гимназист.
Я – это все гимназисты, которые присутствуют в
этом зале.
Ведущий: Теперь всем понятно, какой глубокий смысл содержит это слово?
Из зала: Дайте, дайте нам слово
Ученик 5 класса:
Россию, гимназист, в душе храни,
Люби её ты до самозабвенья.
Пока ты мал, но ведь наступят дни,
Когда поймешь свое предназначенье.
Ученик 5 класса:
Как Ломоносов ты её воспой,
Встань грудью за неё,
Как Александр Невский,
Как Петр её возвысь и перестрой,
Гагариным взлети в простор вселенский.
Ученик 5 класса:
Пока ты мал, они из глубины веков
Уже горды тобой и верят свято,
Что сбудется предназначенье слов –
Россия – матушка талантами богата.
Ученики 5 класса поют песню.
Музыка 10 (Приложение 1)
На Московской стороне – в месте историческом
Предстоит учиться нам в классе гимназическом,
Эх, трудно будет нам – не сказать словами,
Плачут все мои друзья горькими слезами.Милые учителя – вы нас не ругайте.
Папы, мамы, вся родня – вы нам помогайте.
Вот стоим и Вам поем – Вы это оцените.
Ведь без вас мы пропадем в научном лабиринте.
Тихо капают секунды – и в часы сливаются.
Для открытий и чудес время начинается
Ведущий: Время пришло торжественно посвятить пятиклассников в гимназисты
Ученик 5 класса:
Мы клянемся все едино
Силы знанью отдавать,
Чтобы главною оценкой
Была всегда лишь только «пять»!
Ученики 5 класса: Клянемся!
Ученик 5 класса:
Пусть к знанью будет путь
И труден и тернист!
Терпенье и упорство
Помогут, гимназист!
Клянемся мы лентяям
Серьезный дать отпор!
Ученики 5 класса: Клянемся!
Ученик 5 класса:
Про кодекс чести не забудь,
Ведь он – основа всех основ!
Порядочным и честным быть
Будь, гимназист, всегда готов!
Ученики 5 класса: Клянемся!
Ученик 5 класса:
Клянемся троекратно
Честью школы дорожить,
Клянемся гордостью её
И славой быть!
Ученики 5 класса: Клянемся! Клянемся! Клянемся!
Ведущий:
Сыны отечества клянутся,
И небо слышит клятву их!
О, как сердца в них сильно бьются!
Не кровь течет, а пламя в них!
Тебя отечество святое,
Тебя любить, тебе служить –
Вот наше звание прямое!
Мы жизнию своей купить
Твое готовы благоденство.
Жить помыслами о тебе – блаженство
Клянемся преданными быть!
Ученик 5 класса:
Здесь не только науки постигнуть хотим,
Чтоб профессий начало узнать,
Здесь прекрасное, доброе, вечное
Мы хотим для себя постигать!
Ученик 5 класса:
Но увидите вы скоро,
Мы обещаем в этот час,
Что Ломоносов и Менделеев,
Возможно, будут среди нас!
Ученик 5 класса:
Мы обещаем выполнять
Все то, что в клятве сказано,
Всегда вперед!
Дорога нам видна.
Мы – гимназисты, не забудь,
И цель у нас одна.
Достичь вершины тяжело и труден будет путь.
Прославим школу мы свою, друзья, смелее в путь.
Музыка №2 (Приложение 1)
Музыка №6 фанфары (Приложение 1)
Ведущий: Для торжественного посвящения прошу зал встать, 6 классу внести конфедератки и значки.
Музыка №2 (Приложение 1)
Все поют стоя гимн «Гаудеамус».
Гимназисты, наш союз
Как он чист и светел.
Он рожден под сенью муз,
Светел и сердечен.
Так не остудим души
Мы своей свободной.
Честь и верность сохраним
Цели благородной.
Ведущий: Наше торжество близиться к концу. Теперь вы гимназисты, вы дали клятву и торжественно обещали быть достойными высокой чести носить звание гимназиста. Так помните данные в этот день свои обещания, храните в своем сердце клятву и не забывайте заповедей гимназиста.
Ученики 5 класса читают заповеди:
Будь настойчив, пытлив и упорен
Помни! Кто много знает, тот много достигает!
Учись во благо своего Отечества!
Будь правдив, щедр и милосерден!
Помни! Рука дающего не оскудеет!
Люби ближнего, будь верен и предан Отечеству!
Помни! Счастье твоей Родины – твое счастье!
Ведущий: Слово для поздравлений предоставляется родителям пятиклассников:
Ученик, как быстро время пролетело.
И вот уж празднику конец.
Спасибо гимназистам скажем
За пыл души, за яркость выступленья,
За искренность, желанье и стремленье
Уметь и знать, и всех нас вдохновлять,
А вам в гимназии и дальше так!
– Дорогие гимназисты, отправляясь в страну знаний, помните:
Каждый, пусть даже маленький человек,
Должен быть гражданином.
Быть гражданином – значить любить свою Родину.
Не зря об этом говориться в клятве и заповедях
гимназиста.
А любовь к Родине начинается с малого: с любви к
своему городу, школе.
А мы вас поздравляем с почетным званием
гимназистов и приглашаем на традиционное
«Пушкинское чаепитие». Праздничный торт в зал.
Музыка №8 (Приложение 1)
Музыка №9 (Приложение 1)
Демонстрируется фото презентация об
учениках 5 класса.
По окончанию презентации старшеклассники со
сцены производят праздничный фейерверк из
хлопушек.
Ведущий: Праздник, посвященный дню гимназиста, окончен.