Дидактическая цель:
вывести правило вычисления площади
прямоугольника; сформировать способность к
вычислению площади прямоугольника; ввести в
речевую практику термин “формула”;
Тип урока: сообщение новых знаний.
Задачи:
обучающий аспект:
познакомить с решением задач на нахождение площади прямоугольника, закреплять вычислительные навыки; рассказать детям о каше как традиционном блюде русской кухни;
развивающий аспект:
развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в проблемных ситуациях, развивать умение анализировать свою работу и сравнивать с работой других; развивать внимание, память, логическое мышление; математические способности, мыслительные операции.
воспитательный аспект:
воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение, взаимопомощь
Методы обучения:
- словесные методы: работа с книгой, беседа, объяснение;
- наглядные методы;
- практические методы:
Форма организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая.
Средства обучения: мультимедийный проектор карточки с примерами, набор геометрических фигур, схемы задач (условие), карточка-помогайка – нахождение площади, карточки с опорными словами для условия задачи, карточки для индивидуальной работы: 1) нахождение площади; 2) решение примеров, лист контроля, рисунки с изображением злаковых культур, образцы круп.
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться находить площадь прямоугольника.
Чтобы площадь прямоугольника
Уметь вычислять,
Надо важное правило знать
Знайка правило знает точно
Он готов сегодня помочь нам.
(Рисунок Знайки) (Слайд № 2)
2. Устный счёт.
- Начинаем нашу работу с “гимнастики ума” - устного счёта.
- Что мы должны есть на завтрак, чтобы хорошо работать на уроках?
- Что рекомендуют есть на завтрак?
- О кашах говорят в пословицах, поговорках, песнях, былинах, сказках. Каша была непременным атрибутом пиров, символом богатства и благополучия. (Слайд № 3)
а) Работа с геометрическим материалом.
- Из чего варят кашу?
- Какие виды круп вы знаете?
- Прочитайте название круп на геометрических фигурах.
(Показ геометрических фигур, на которых написаны названия круп: манка, рис, перловка, гречка, пшено, овсянка). (Слайд № 4)
- Какими свойствами отличаются прямоугольники от других фигур? (У них прямые углы, противоположные стороны равны)
(Слайд № 5)
б) Решение примеров.
- Из чего получают крупы, узнаем решив примеры.
(Решаем примеры, с обратной стороны которых название злаковых культур).
Показ рисунков с изображением злаковых культур. (Слайд № 6-10)
54 : 9 • 8 45 : 5 • 1
6 • 6 : 9 8 •3 : 6
- Итак, из чего получают крупу? (Гречка, рис, овёс, пшеница).
в) Решение задачи.
- Чтобы узнать, как правильно сварить кашу, решим задачу.
(На доске краткая запись условия задачи). (Слайд № 11)
Крупа – 9 ст.
Молоко - ? в 2 раза больше.
- Составьте задачу по краткой записи.
(Для приготовления каши в школьной столовой взяли 9 стаканов крупы, а молока в 2 раза больше. Сколько стаканов молока взяли?)
9 •2 =18 (ст.)
- Во сколько раз больше взяли молока, чем крупы?
- Запомните это правило: жидкости для приготовления каши берётся в 2 раза больше, чем крупы. Если есть отклонения в приготовлении каши, то они оговариваются в рецепте. (Слайд №12)
3. Работа над новой темой.
- Где выращивают зерно? (На полях). (Слайд №13)
- Послушайте задачу.
На опытном участке прямоугольной формы длиной 7 м и шириной 3 м посадили зерно. Надо узнать площадь опытного участка. (На доске условие задачи).
- Чтобы найти площадь данного участка, надо начертить прямоугольник длиной 7 м и шириной 3 м. Можем мы это сделать в тетради? (Нет).
- Значит примем 1 м за 1 см и начертим прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см и разделим его на квадратные сантиметры и найдём площадь участка.
- Сколько клеток в 1 см?
Итак, мы приняли 1 м за 1см и нашли площадь. Чему она равна? Значит, площадь опытного участка длиной 7 м и шириной 3 м будет равна 21 м?
(Ученик работает у доски).
S = 21см?
- Сколько квадратных сантиметров получилось? (21 см?)
- Сколько горизонтальных полос с квадратами получилось? (3 полосы)
- Сколько квадратов в каждой полосе? (7 квадратов)
- Как узнать, сколько всего квадратов? (По 7 квадратов взяли 3 раза, S = 7 • 3 = 21см?)
- Что такое число 7? (Длина прямоугольника)
- Что такое число 3? (Ширина прямоугольника)
- Как нашли площадь? (Длину прямоугольника умножили на ширину)
- Как ещё можно подсчитать квадраты? (По 3 квадрата в каждом столбике взять 7 раз – столько столбиков – получили S = 3 • 7 = 21 см?)
- А сейчас как нашли площадь? (Ширину прямоугольника умножили на его длину)
- Сделайте вывод, как найти площадь прямоугольника.
Вывод: чтобы найти площадь прямоугольника надо его длину умножить на ширину или наоборот. (Слайд №14)
Гимнастика для глаз. (Слайд №15)
Посмотрите все в окно
Ах, как солнце высоко
Мы глаза сейчас закроем,
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдём
Вправо, влево повернём,
А потом скатились вниз
Жмурься сильно, но держись.
4. Продолжение работы над темой.
- Как вы думаете, почему сегодня Знайка принёс две линейки? Ответ найдём на странице учебника. (Слайд №16)
а) Работа по учебнику. (Стр.54, № 2)
- Обратите внимание на рисунок. Для чего нужны 2 линейки? (Чтобы измерить длину и ширину, не разбивая фигуру на квадратные сантиметры)
- Не обязательно пользоваться двумя линейками. Сначала измеряют длину, а затем ширину.
Существует такая формула вычисления площади прямоугольника S =a • b. (Слайд №17)
- Что означают a и b в записи этой формулы? (a – длина, b - ширина)
б) Чтение правила стр. 54.
- В каких единицах должны быть выражены длина и ширина?
- Итак, как вычислить площадь прямоугольника ? (Измерить длину и ширину и умножить)
в) Работа по вариантам. (Стр. 54)
- Измерьте длину и ширину прямоугольника.
- Пользуясь формулой найдите площадь прямоугольника.
Физкультминутка. (Слайд №18)
Ветер дует над полями,
И качается трава.
Облако плывёт над нами,
Словно белая гора.
Мышки прячутся во ржи.
Как увидишь их, скажи!
Мы взбираемся на холм,
И немного отдохнём.
5. Первичное закрепление.
Работа на карточках. (Слайд №19)
1 вариант – дан прямоугольник со сторонами 4 см и 8 см.
2 вариант - дан прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см.
Задание: определить площадь.
Проверка в парах и на доске.
- Какое правило помогло вам выполнить задание?
6. Работа над пройденным.
- “Щи да каша – пища наша” - всем известна эта пословица. Все любят каши - не молочную, так рассыпчатую, не с маслом, так с другой вкусной добавкой. Одной из добавок является мёд. (Слайд № 20)
а) Решение задачи стр. 55 № 6 (условие составляется на доске с помощью карточек – помогаек).
Масса 1 банки. | Количество банок. | Общая масса. |
4 б. | 20 кг | |
Одинаковая. | ? б. | 30 кг |
б) Решение примеров. Работа по карточкам. (Лист контроля на доске)
1 вариант.
63 : 7 | 24 : 8 | 32 : 4 |
5 • 9 | 6 • 5 | 7 • 2 |
54 : 6 | 49 : 7 | 56 : 7 |
4 • 6 | 6 • 6 | 5 • 5 |
36 : 4 | 21 : 3 | 20 : 4 |
2 вариант.
6 • 5 : 10 | 36 - 4 • 9 |
3 • 8 : 6 | 40 + 7 • 5 |
5 • 4 : 10 | 60 - 8 • 4 |
5 • 7 : 5 | 18 : 9 + 58 |
3 вариант.
(52 - 31) : 3 | 8 • 4 - 18 : 6 |
54 : (16 - 7) | 32 : 4 + 3 • 4 |
(12 + 18) : 6 | 24 : 4 - 2• 4 |
35 : (30 - 23) | 47 + 4 • 3 - 18 |
7. Итог.
- Как найти площадь прямоугольника?
- По какой формуле находится площадь прямоугольника?
- Какое правило нужно помнить, чтобы сварить кашу?
- Большие площади земли заняты полями. У славян – землепашцев зерно и крупы стали символом домовитости, семейного очага и достатка.
Чтобы был богатый урожай необходима хорошая погода. У вас на столе лежат солнышки. Нарисуйте солнышку лицо, которое выразило бы ваше настроение на уроке. (Слайд № 21)
8. Домашнее задание.
Учебник стр. 55, №5, 7. Вспомнить пословицы, названия сказок и рассказов, где говорилось бы о каше.
Литература
- Поурочные разработки по математике. О. А. Мокрушина, О. И. Дмитриева.
- Азбука правильного питания. 1 – 2 классы: конспекты занятий, дидактические игры, викторины, сказки, исторические справки /авт. – сост. Е. В. Езушина. – Волгоград: Учитель, 2008.