Открытый урок по музыке "Оркестр" с использованием ИКТ. 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цели урока:

  • познакомить с понятием «оркестр»;
  • сопоставить звучание симфонического и народного оркестра;
  • познакомить со звуковыми «красками» отдельных инструментов.

Музыкальный материал: «Весёлый музыкант» ст. В. Орлова, муз. Г. Струве; «Гармошка-говорушка»  ст. и муз. З. Роот.

Видеоряд:  фрагменты исполнения народного и симфонического оркестра с разными солирующими инструментами. «Полёт шмеля» Н. А. Римский-Корсаков.

Изобразительный ряд: солист, дуэт, трио, квартет, дирижёр, портрет Н. А. Римского-Корсакова, задания «Музыкальный ребус», «Солирующий инструмент».

Дополнительный материал:  музыкальные инструменты, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, цветные карандаши, компьютер, мультимедийный экран.

                                                              ХОД УРОКА

I. Организационный момент.  Попевка

II. Работа по теме урока

1. Сообщение темы, целей урока.  Презентация

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-оркестр. Посмотрите на экран.

2. Работа над новым материалом

– Как вы думаете, как можно назвать этого музыканта?
Дети: Солист.
Учитель: Он исполняет музыкальное произведение один или является самым главным и исполняет произведение впереди хора или оркестра. Снова посмотрим на экран.
– Как называется это исполнение?
Дети: Дуэт.
Учитель: А как в литературе называется дуэт?
Дети: Диалог.
Учитель: Следующая группа – трио.
– А теперь, что мы видим на экране?
Дети: Квартет – 4 музыканта.
Учитель: Все эти  небольшие группы музыкантов (от 2 до 10 человек) называются ансамблем.
Ансамбль в переводе с французского языка означает «совместное исполнение». Бывают вокальные и инструментальные ансамбли.
– А если исполнителей больше 20-30 человек?
Для этого в музыке тоже есть отдельное название-оркестр. Прислушайтесь к этому слову, так и кажется, будто загремели барабаны, раздались голоса скрипок, арф.
Посмотрите на экран. Это оркестр народных инструментов?
Дети: Нет, это симфонический оркестр.
Учитель: Как вы думаете, эти исполнители сидят, кто, где хочет?
Дети: Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом.
Учитель: Это для того, чтобы исполнители одной группы хорошо слышали друг друга. Почему же у оркестра название «симфонический»? Прочитайте определение в учебнике на с. 91.
Взгляните, какой большой оркестр! В нём 4 семейства:

  • струнно-смычковые;
  • деревянно-духовые;
  • медно-духовые;
  • ударные.

Учитель: Ребята, а какие инструменты вам здесь уже знакомы?
Ученики: Флейта, скрипка, труба, фортепиано.

(Сообщения подготовленных детей об инструментах)

Учитель: Как оркестру удаётся играть согласованно? Есть ли в оркестре главный музыкант? Посмотрите на экран.
Это дирижёр. Он стоит перед оркестром и держит палочку. Он должен видеть всех, показывает музыкантам время вступления, следит за качеством исполнения, стоит он на возвышении – кафедре.

3. Игра «Дирижёр»

Учитель: А теперь представьте, что наш класс – оркестр. Игра «Дирижёр». Весь класс мерно хлопает в ладоши, а тот на кого укажет дирижёр, поднимается и чётко проговаривает: «Я солист, пою один, сам себе я господин».

4. Исполнение песни «Весёлый музыкант», музыка Г. Струве (Приложение 2)

5. Продолжение темы урока

Учитель: Ребята, а какие произведения исполняются симфоническим оркестром?
Дети: Опера, балет, симфония, симфоническая сказка.
Учитель: Когда идёт постановка оперы или балета на сцене, где находится оркестр?
Дети: В оркестровой яме.
Учитель: Симфоническому оркестру приходится исполнять музыку к кинофильмам.
Очень многие композиторы сочиняли свою музыку именно для симфонического оркестра. Почему? Потому, что в оркестре много инструментов и легко можно изобразить какого-либо героя.
Учитель: Посмотрите на экран. Это Н. А. Римский-Корсаков. Его называют композитором-сказочником. 15 опер этот композитор написал на сюжеты сказок.
–  С какой  оперой мы познакомились на прошлых уроках?
Дети: Опера «Сказка о царе Салтане» на сюжет сказки А. С. Пушкина. 3 фрагмента: Белочка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь.
Учитель: А сейчас мы послушаем ещё один фрагмент из этой оперы.

 6.  Слушание «Полёт шмеля» (Приложение 3)

Учитель: Охарактеризуйте эту музыку. Какого героя можно представить? Какими музыкальными средствами выразительности воспользовался композитор?
Дети: Динамика, темп, лад, регистр.
Учитель: А жужжание этого героя нам помог изобразить тембр кларнета.
– Тембр – окраска звука.
– Быстрый темп, высокий и низкий регистр, близкие звуки, поднимающиеся то вверх, то вниз, помогают создать образ летящего  шмеля.

7. Фонограмма народного оркестра

Учитель: Посмотрите на экран.
– Что это за оркестр?
– Как одеты музыканты?
– Что придаёт праздничность мелодии?
– Послушайте выступление народного оркестра.

8. Исполнение песни  «Гармошка–говорушка» с сопровождением музыкальных инструментов, муз. З. Роот

9. Игра «Каламбур»

Учитель: А теперь всё внимание на экран. Поиграем в игру «Каламбур». Их предложенных букв вам надо составить названия музыкальных инструментов и разделить их на 2 группы: симфонический оркестр и народный оркестр.

К Р И С КА П
Н А Я Б
А Б Т Р У
Ф Р А А
И Л С Г У
А Б Л А А Л А Й К
Л  А Т Ф Е Й
О Ж К И Л
А Р Н А Б А Б
Е Р О К И Т Щ Т
Симфонический оркестр Народный оркестр

Учитель: А теперь проверьте по экрану, так ли вы выполнили задание?

10. Игра «Узнай солиста»

Учитель:  Узнать инструмент можно по  его тембру. Мы это уже умеем делать  А сейчас я усложню задание. Будет играть оркестр, а главную тему – один инструмент – солист.
– Перед вами карточки с инструментами. Прозвучат 4 фрагмента музыкального произведения (Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7). Определите, какой музыкальный инструмент солирует, поставьте цифры на карточке около инструмента.

III. Итог урока

Учитель: Что нового мы сегодня узнали? Как называется группа музыкантов, играющих на разных инструментах?
Ученики: Оркестр.
Учитель: Какие виды оркестра мы знаем?
Дети: народный, симфонический.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Руководитель оркестра.
Учитель: Где он стоит?
Дети: Впереди, на кафедре.
Учитель: Что такое тембр?
Дети: Окраска звука.
Учитель: Наш урок окончен. Благодарю вас за работу. До свидания.