Цели урока:
- познакомить с понятием «оркестр»;
- сопоставить звучание симфонического и народного оркестра;
- познакомить со звуковыми «красками» отдельных инструментов.
Музыкальный материал: «Весёлый музыкант» ст. В. Орлова, муз. Г. Струве; «Гармошка-говорушка» ст. и муз. З. Роот.
Видеоряд: фрагменты исполнения народного и симфонического оркестра с разными солирующими инструментами. «Полёт шмеля» Н. А. Римский-Корсаков.
Изобразительный ряд: солист, дуэт, трио, квартет, дирижёр, портрет Н. А. Римского-Корсакова, задания «Музыкальный ребус», «Солирующий инструмент».
Дополнительный материал: музыкальные инструменты, карточки с заданиями, рабочая тетрадь, цветные карандаши, компьютер, мультимедийный экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Попевка
II. Работа по теме урока
1. Сообщение темы, целей урока. Презентация
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-оркестр. Посмотрите на экран.
2. Работа над новым материалом
– Как вы думаете, как можно назвать этого
музыканта?
Дети: Солист.
Учитель: Он исполняет музыкальное
произведение один или является самым главным и
исполняет произведение впереди хора или
оркестра. Снова посмотрим на экран.
– Как называется это исполнение?
Дети: Дуэт.
Учитель: А как в литературе называется
дуэт?
Дети: Диалог.
Учитель: Следующая группа – трио.
– А теперь, что мы видим на экране?
Дети: Квартет – 4 музыканта.
Учитель: Все эти небольшие группы
музыкантов (от 2 до 10 человек) называются
ансамблем.
Ансамбль в переводе с французского языка
означает «совместное исполнение». Бывают
вокальные и инструментальные ансамбли.
– А если исполнителей больше 20-30 человек?
Для этого в музыке тоже есть отдельное
название-оркестр. Прислушайтесь к этому слову,
так и кажется, будто загремели барабаны,
раздались голоса скрипок, арф.
Посмотрите на экран. Это оркестр народных
инструментов?
Дети: Нет, это симфонический оркестр.
Учитель: Как вы думаете, эти исполнители
сидят, кто, где хочет?
Дети: Есть порядок, одинаковые
инструменты находятся рядом.
Учитель: Это для того, чтобы исполнители
одной группы хорошо слышали друг друга. Почему же
у оркестра название «симфонический»? Прочитайте
определение в учебнике на с. 91.
Взгляните, какой большой оркестр! В нём 4
семейства:
- струнно-смычковые;
- деревянно-духовые;
- медно-духовые;
- ударные.
Учитель: Ребята, а какие инструменты
вам здесь уже знакомы?
Ученики: Флейта, скрипка, труба,
фортепиано.
(Сообщения подготовленных детей об инструментах)
Учитель: Как оркестру удаётся играть
согласованно? Есть ли в оркестре главный
музыкант? Посмотрите на экран.
Это дирижёр. Он стоит перед оркестром и держит
палочку. Он должен видеть всех, показывает
музыкантам время вступления, следит за качеством
исполнения, стоит он на возвышении – кафедре.
3. Игра «Дирижёр»
Учитель: А теперь представьте, что наш класс – оркестр. Игра «Дирижёр». Весь класс мерно хлопает в ладоши, а тот на кого укажет дирижёр, поднимается и чётко проговаривает: «Я солист, пою один, сам себе я господин».
4. Исполнение песни «Весёлый музыкант», музыка Г. Струве (Приложение 2)
5. Продолжение темы урока
Учитель: Ребята, а какие произведения
исполняются симфоническим оркестром?
Дети: Опера, балет, симфония,
симфоническая сказка.
Учитель: Когда идёт постановка оперы
или балета на сцене, где находится оркестр?
Дети: В оркестровой яме.
Учитель: Симфоническому оркестру
приходится исполнять музыку к кинофильмам.
Очень многие композиторы сочиняли свою музыку
именно для симфонического оркестра. Почему?
Потому, что в оркестре много инструментов и легко
можно изобразить какого-либо героя.
Учитель: Посмотрите на экран. Это Н. А.
Римский-Корсаков. Его называют
композитором-сказочником. 15 опер этот композитор
написал на сюжеты сказок.
– С какой оперой мы
познакомились на прошлых уроках?
Дети: Опера «Сказка о царе Салтане» на
сюжет сказки А. С. Пушкина. 3 фрагмента: Белочка, 33
богатыря, Царевна-Лебедь.
Учитель: А сейчас мы послушаем ещё один
фрагмент из этой оперы.
6. Слушание «Полёт шмеля» (Приложение 3)
Учитель: Охарактеризуйте эту музыку.
Какого героя можно представить? Какими
музыкальными средствами выразительности
воспользовался композитор?
Дети: Динамика, темп, лад, регистр.
Учитель: А жужжание этого героя нам
помог изобразить тембр кларнета.
– Тембр – окраска звука.
– Быстрый темп, высокий и низкий регистр, близкие
звуки, поднимающиеся то вверх, то вниз, помогают
создать образ летящего шмеля.
7. Фонограмма народного оркестра
Учитель: Посмотрите на экран.
– Что это за оркестр?
– Как одеты музыканты?
– Что придаёт праздничность мелодии?
– Послушайте выступление народного оркестра.
8. Исполнение песни «Гармошка–говорушка» с сопровождением музыкальных инструментов, муз. З. Роот
9. Игра «Каламбур»
Учитель: А теперь всё внимание на экран. Поиграем в игру «Каламбур». Их предложенных букв вам надо составить названия музыкальных инструментов и разделить их на 2 группы: симфонический оркестр и народный оркестр.
К Р И С КА П Н А Я Б А Б Т Р У Ф Р А А И Л С Г У А Б Л А А Л А Й К Л А Т Ф Е Й О Ж К И Л А Р Н А Б А Б Е Р О К И Т Щ Т |
|
Симфонический оркестр | Народный оркестр |
Учитель: А теперь проверьте по экрану, так ли вы выполнили задание?
10. Игра «Узнай солиста»
Учитель: Узнать инструмент можно
по его тембру. Мы это уже умеем делать А
сейчас я усложню задание. Будет играть оркестр, а
главную тему – один инструмент – солист.
– Перед вами карточки с инструментами. Прозвучат
4 фрагмента музыкального произведения (Приложение 4, Приложение 5, Приложение
6, Приложение 7).
Определите, какой музыкальный инструмент
солирует, поставьте цифры на карточке около
инструмента.
III. Итог урока
Учитель: Что нового мы сегодня узнали?
Как называется группа музыкантов, играющих на
разных инструментах?
Ученики: Оркестр.
Учитель: Какие виды оркестра мы знаем?
Дети: народный, симфонический.
Учитель: Кто такой дирижёр?
Дети: Руководитель оркестра.
Учитель: Где он стоит?
Дети: Впереди, на кафедре.
Учитель: Что такое тембр?
Дети: Окраска звука.
Учитель: Наш урок окончен. Благодарю вас
за работу. До свидания.