Цель курса: развитие умений говорения и слушания, обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи курса:
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
- развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением.
- расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
- развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умения видеть мир глазами другого человека;
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
Месяц |
Тема |
Цель |
Сентябрь |
Знакомство с нашими героями. «Игрушки» | Учить детей составлять описания игрушек. Воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь; употреблять антонимы, форму множественного числа родительного падежа существительных. |
«Составление рассказов об игрушках» (Кошка, собака, лиса) | Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с воспитателем описательный рассказ об игрушках. Закрепить правила обращения с игрушками. Развивать сосредоточенность внимания. | |
Заучивание наизусть: «Мяч» С.Я.Маршак | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение; отрабатывать речевое дыхание (произнесение на одном выдохе звука ш); воспитывать навыки драматизации. Упражнять детей в употреблении глаголов с приставками. | |
«Пересказ сказки «Репка» | Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по «цепочке». Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием. | |
Октябрь |
«Осень» | . Закрепить знание об осенних месяцах, о признаках осени. Развивать внимание, творчество, умение отгадывать загадки; развивать правильную речь. |
Рассказывание по картине «Осенний день» | Упражнять в целенаправленном рассматривании сюжетной картины, в ответах на вопросы по ее содержанию; | |
«Овощи» | Познакомить с названием овощей, с местом их выращивания; учить описывать овощи; отгадывать загадки; упражнять в употреблении уменьшительно ласкательных слов, а также в употреблении существительных множественного числа. | |
Фрукты» | познакомить детей с названием фруктов,
учить описывать фрукты, сравнивать; отгадывать
загадки, согласовывать определения и
существительные; развивать речь |
|
«Фрукты-овощи | Пополнить знания детей о том, как и хранят люди урожай фруктов и овощей, как заготовляют продукты на зиму; активизировать словарь; формировать навыки связной речи. | |
«Изменение в природе в октябре» | Учить рассказывать об изменениях в природе в октябре, описывать природу в октябре; согласовывать существительные и определения. | |
«Лес осенью» Дид. Упр-е «Сколько слов в предложении» |
Помочь детям воспринимать поэтическое описание осенней природы; формировать элементарное представление о предложении; активизировать словарь. | |
Заучивание наизусть: А.Плещеев «Осенью» | Учить характеризовать приметы глубокой осени при рассматривании картин и иллюстраций, узнавать эти приметы в стихотворениях; помочь запомнить стихотворение А. Плещеева, выразительно читать его. | |
Ноябрь |
«Загадка-описание» | Учить детей составлять и отгадывать загадки-описания; воспитывать умение сравнивать, аргументировать; развивать творческое воображение; совершенствовать навыки связной речи. |
«Как мышка перехитрила кошку». Рассказывание по серии картинок с общим сюжетом | Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, отвечать на вопросы по ее содержанию. Обогащение активного словаря. | |
«Поздняя осень» | Учить описывать природу в ноябре, строить сложноподчиненные предложения со словом потому что | |
«Дом» | . Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Мебель» | Упражнять в употреблении местоимений МОЙ, МОЯ, а также слов во множественном числе; познакомить с названием мебели и ее составными частями; учить сравнивать отдельные предметы мебели, описывать мебель | |
«Семья» | Познакомить с разными домами, учить описывать дома; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Посуда» | Расширить запас слов по теме «Посуда»; познакомить с составными частями предметов; учить употреблять предметы в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах, описывать предмет | |
Сказка «Руковичка» Пересказ |
Повторить знакомую уже детям сказку, совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя; рассказывать сказку по ролям. | |
Декабрь |
«Головные уборы» | Познакомить с названием предметов одежды, головных уборов; учить сравнивать предметы, познакомить с составными частями предметов; развивать речь. |
«Одежда» | Учить описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону. Совершенствовать навыки речевого общения; обогащать представление об окружающем | |
«Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» | Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявление творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. Развивать память, внимание. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. | |
Заучивание наизусть: И.Суриков «Зима | Помочь почувствовать красоту и лиричность произведения И.Сурикова. Учить выразительно читать стихотворение наизусть. | |
«Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу». | Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Развивать чувство юмора. | |
«Зима» | Уточнить и обобщить представление детей о зиме, о зимних месяцах. Закрепить знание о признаках зимы. Совершенствовать навыки речевого общения | |
Рассказывание по картине «Зимние развлечения» | Учить связной речи, употреблять сложноподчиненные предложения, описывать изменения в природе зимой. | |
«Новый год» | Учить описывать картинку, фантазировать, составлять предложение по опорным словам. | |
Январь |
«Елка» К.Чуковский | Помочь осмыслить и заучить наизусть новое стихотворение; отрабатывать интонационную выразительность речи. |
«Звери» | Обогатить знания детей о диких животных. Закрепить знание о среде обитания диких животных; | |
Сказка «Колосок» Пересказ (отрывок) |
Учить детей пересказывать текст без пропусков и длинных пауз, передавать прямую речь; совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать чувство языка. | |
«Домашние животные» | Упражнять в употреблении существительных множественного числа, учить сравнивать животных, описывать их; развивать речь детей | |
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры. | |
«Животные жарких стран» | . Дать представление о животных жарких стран. Активизировать словарь детей. | |
Птицы» | Учить описывать домашних птиц; знакомить с антонимами; активизировать знания детей о внешнем виде домашних птиц, их повадках. Воспитывать интерес и любовь к пернатым | |
Составление рассказов по картинке на тему «Новенькая» | Упражнять детей в рассматривании и описании отдельных картинок набора и затем составлении целостного рассказа; развивать речь. | |
Февраль |
«Рыбы» | Знакомить детей с рыбами, средой их
обитания; учить отгадывать загадки; упражнять в употреблении существительных множественного числа. |
«Хлебные продукты» | Познакомить детей с продуктами, сделанными из муки; учить описывать один продукт; развивать речь | |
«Молочные продукты» | Познакомить с молочными продуктами, их пользой для организма; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
Пересказ сказки «Теремок» | Формировать представление такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заменители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ. | |
«Наземный транспорт» | Уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить словарь за счет названий автомашин. Познакомить с однокоренными словами. | |
«Составление рассказов об игрушках» (легковая и грузовая машины). | Формировать умение рассматривать
предметы, выделяя их признаки, качества и
действия. Формировать умение составлять
совместный с воспитателем описательный рассказ
об игрушках. Упражнять в употреблении предлогов, их согласовании с именем существительным. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. |
|
«Водный транспорт» | Познакомить детей с водным транспортом, активизировать в речи соответствующие слова. Закреплять умение объединять предметы в пары по материалу. | |
«Воздушный транспорт» | Знакомить с воздушным транспортом, их составными частями, описывать их; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь. | |
Март |
«Город» | Познакомить детей с городом, с городскими постройками; найти отличие города от села; учить описывать город |
«Мой город – Казань» | Учить рассказывать о своем городе, познакомить с историей страны; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Правила дорожного движения. Светофор» | Познакомить с обозначением дорожных знаков, сигналов светофора; развивать речь; активизировать словарь детей. | |
«Театр, музыкальные инструменты» | Познакомить с театром и с музыкальными инструментами. Продолжать учить детей делить слова на части. | |
«Спорт» | Познакомить с различными видами спорта; развивать речь детей; Продолжать знакомить с однокоренными словами; активизировать словарь детей. | |
«Весна» | Учить описывать весну, дать знания о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Посидим в тишине» Заучивание наизусть |
Упражнять детей в дифференциации звуков ч-щ ; учить делить слова на слоги. Звуки, совершенствовать навыки выразительного чтения. | |
«Профессии» | Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом; обогатить и уточнить представление детей о профессиях взрослых; учить отгадывать загадки про профессии; воспитывать уважение к труду взрослых; активизировать словарь детей. | |
Апрель |
Детский сад» | Формировать представление детей о сотрудниках детского сада; трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; упражнять в употреблении существительных во множественном числе, развивать речь |
«Перелетные птицы» Составление рассказа по картинке. |
Учить описывать птиц, составлять рассказ по картинке; развивать речь; уточнить представление детей о сезонных изменениях в жизни птиц. | |
«Лес. Деревья» | .Познакомить с названием некоторых деревьев, составными частями дерева, пользой деревьев; отгадывать загадки; активизировать словарь детей. | |
«Плоды, семена» | учить описывать плоды ягод; познакомить с плодами деревьев и кустарников; | |
«Грибы» | Учить описывать грибы; упражнять в употреблении предлогов в речи; развивать внимание, логику; учить классифицировать на съедобные и несъедобные. | |
«Комнатные растения» «Фиалка» |
Познакомить с названием комнатных растений, способами ухода за ними; учить описывать комнатные растения | |
«Описание деревьев» | Учить сравнивать деревья, описывая их, передавая характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; активизировать словарь детей. | |
«Любимый сказочный герой» | Развивать внимание, мышление, память, умение передавать характерные черты сказочного героя. | |
Май |
«Черепаха» | Дать представление о внешнем виде черепахи; учить описывать черепаху, четко произносить слова; активизировать словарь детей. |
«День Победы. Военная техника» | Дать представление о празднике День Победы; учить рассказывать, отвечать на вопросы; развивать речь детей. | |
«Садовые цветы» | Познакомить с названием садовых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе. | |
«Полевые цветы» | Познакомить с названием полевых цветов, их строение; упражнять в употреблении существительных во множественном числе; учить описывать цветы | |
«Насекомые» | Познакомить с названием насекомых, их особенностями; употреблять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Лето» | Познакомить с сезонными изменениями в природе летом. Учить описывать летний день; активизировать словарь детей. | |
«Ягоды» | Познакомить с названием ягод; учить сравнивать ягоды по цвету, размеру; упражнять в употреблении существительных множественного числа. | |
«Письмо друзьям» Составление рассказов. |
Учить детей составлять интересные рассказы о товарищах по группе (описания внешности и характера, каких-то случаев, интересных и типичных для поведения ребенка); воспитывать интерес и доброе отношение друг к другу. |
Используемая литература:
- В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в детском саду».
- Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке», ч.1 и 2. Москва «Баласс», 2007.
- М.А. Васильева, В.В.Гербова «Комплексные занятия в средней группе д/с». «Учитель», 2010, г. Волгоград.
- Н.Ф.Виноградова «Рассказы-загадки о природе». «Вентана-Граф», 2007.
- Н.В.Новоторцева «Обучение грамоте». «Академия, к.»,1999.
- Т.А. Торыгина «Какие месяцы в году?», развитие речи в д/с. Москва, 2000.