Цель: сформировать у детей первоначальные понятия о науке “Ветеринария”.
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием образовательной программы и перспективами обучения в объединении “Основы ветеринарии”, заинтересовать детей работой объединения;
- познакомить обучающихся с наукой ветеринарией и ее значением, дать представление о некоторых разделах ветеринарии, выявить базовый уровень знаний учащихся;
- сформировать коммуникативные навыки, мотивировать детей к познанию, создать благоприятный морально-психологический фон как основу организации сотрудничества педагога и обучающихся;
- овладеть экологической, правовой, информационной культурой;
- развивать внимание, память, абстрактное мышление.
Время: 45 минут.
Возраст: 13-14 лет.
Год обучения: первый.
Оборудование: компьютер, технологические карты занятий, презентация - сопровождение, инструменты для “ветеринарного чемоданчика”, бейджи, образцы силоса в чашках Петри, индикаторная бумага, муляжи, бинты, ножницы.
Ход занятия
Слайд №1
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята.
Меня зовут … Я рада приветствовать вас на первом занятии объединения “Основы ветеринарии”.
Я вам представилась, теперь мне хотелось бы узнать ваши имена и стремления в области ветеринарии. Возьмите, пожалуйста, бейджи и напишите на них свое имя и фамилию. Бейджи приколите к одежде (работа учащихся).
Замечательно. Теперь мы знаем, друг друга и можем начать знакомство с наукой ветеринарией.
Программа обучения рассчитана на 3 года и сегодня вы узнаете, чему сможете научиться на занятиях.
Слайд №2
Цель нашего занятия – первоначальное знакомство с наукой “Ветеринария”.
Задачи:
- познакомиться с содержанием образовательной программы и перспективами обучения в объединении “Основы ветеринарии”
- узнать о значении основных разделов науки ветеринария
- за время занятия поближе познакомиться друг с другом и стать дружным коллективом
Ребята, у кого из вас есть домашние животные? А кто хотел бы завести себе домашнее животное? (Ответы детей). Нужны ли вам, знания о том, как оказать первую помощь заболевшему животному, как его вылечить? Как не заразиться от животного самому и оградить от этого других людей? Всеми этими вопросами занимается благородная и непростая наука ветеринария.
Слайд 3
Итак, что же такое “ветеринария”? Определение понятия вы видите на слайде. Кому плохо видно на экране, может найти его в технологических картах занятия, которые лежат у вас на столах. Они останутся у вас и будут подспорьем.
(Имя), прочитай, пожалуйста, определение вслух.
“Ветеринария”, она же “ветеринарная медицина” наука, изучающая строение и развитие животных, болезни животных и методы их диагностики, профилактики и лечения.
Слайд 4
Ученые говорят (обращение к эпиграфу): “Врач лечит человека. Ветеринар – человечество”. Как вы понимаете это высказывание? (Ответы детей)
Я очень рада, что вы пришли познакомиться с наукой ветеринария. Приобретенные знания и навыки вам всегда пригодятся в жизни.
А сейчас, чтобы наше занятие прошло интересно и с пользой, я приглашаю вас совершить воображаемую прогулку по виртуальному Музею Ветеринарии.
Слайд 5
На слайде вы видите закрытые двери музея ветеринарии, потому что эта наука для нас пока – как за закрытой дверью. Но, когда вы будете проходить обучение, для вас откроются все ее тайны. Чтобы открылись двери музея, нам надо ответить на вопрос: “С какими науками связана ветеринария?”
Слайд 6
Биология - Медицина - Математика - Химия - Физика.
Слайд 7
Молодцы. Двери открылись. Итак, вперед! (Запуск презентации)
Слайд 8
Мы вошли и перед нами план музея ветеринарии. Названия залам даны не случайно – так называются основные разделы, которые выделяют в науке ветеринарии. Только изучив все разделы можно стать ветеринарным врачом.
Слайд 9
Первый зал, в который мы вошли – зал Истории ветеринарии.
Здесь вы видите изображения римлян. Именно римляне впервые использовали термин “ветеринария”. А позаимствовали они его у кельтов-друидов. Это священники, жившие во второй половине первого тысячелетия до нашей эры, которые являлись хранителями передовых технологий того времени.
Слово ветеринария происходит от кельтских vee – скот, teeren – болеть, aerst – медик. В буквальном переводе обозначает “лечащий скот”.
С момента одомашнивания животных, человек пытался их лечить с помощью лекарственных трав и заговоров. На Руси этим занимались знахари. Благодаря реформам Петра I в России на смену ветеринарии народной пришла ветеринария профессиональная.
Перед тем как покинуть этот зал, скажите, пожалуйста, по-вашему мнению, когда человек впервые предпринял попытки лечить животных?
Слайд 10
А мы проходим в следующий зал Анатомии, Физиологии и Этологии.
Анатомия и физиология – 2 чрезвычайно важные науки. Не случайно они расположены в центре музея. Анатомия – наука о строении организма, а физиология – о процессах, которые в нем протекают. Иными словами, анатомия – про то, из чего состоим мы и животные - из каких клеток, тканей, органов, а физиология – о том, как это все в нас функционирует.
А вот этология – наука о поведении животных. У животных тоже бывают стрессы, страхи, заболевания нервной системы. Изучив этологию легче понять, почему животное поступает так, а не иначе. Можно корректировать его поведение, помочь питомцу поддержать свое здоровье. Анатомия, физиология и этология очень тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим пример.
Слайд 11
Как вам известно, ожирение вредно сказывается на здоровье. Решите вот такую задачу из реальной практики.
Крыса Мультик, самец, возраст – 14 месяцев, набирает лишний вес. Диеты не помогают. Кормление правильное. Отклонений в здоровье нет. Корм хорошего качества. В садках поддерживается идеальная чистота – подстилку и корм убирают ежедневно. Кормят животное дважды в сутки, после трапезы полностью убирая остатки корма. Требуется разработать меры по предупреждению ожирения у крысы.
Какие ваши предложения? (Варианты детей)
Чтобы решить задачу нужно учесть, что в природе животные всегда имеют запас корма. Если его у них убирать, оставляя столько, сколько они могут съесть за раз, но не больше, у грызунов развивается стресс – нет запасов корма, а потому нет уверенности в завтрашнем дне. Вдруг что-то случится и корм не появится? Поэтому при кормлении они пытаются съесть как можно больше, “с запасом” и в итоге набирают лишний вес.
Поэтому для предупреждения этой ситуации необходимо оставлять животным в кормушках, немного зерна или другого сухого корма. И животные будут съедать столько, сколько им требуется, а не больше.
Это простой пример, но за этим примером стоит здоровье и долголетие животного. Изучая разделы “Анатомия, Физиология, Этология” вы узнаете еще много информации, полезной для ветеринара и владельца животного.
Слайд 12
Следующий зал посвящен зоогигиене. Зоогигиена – наука о гигиене содержания животных, Это наука, изучающая то, как влияют условия содержания животных на их здоровье. Например, оказывается, что при недостатке освещения у коров, лошадей, собак и других животных возникает недостаток витаминов А и D, из-за чего у них может развиваться болезни зрения, кожи и рахит. А при избытке света возникает светобоязнь – у животного болят и слезятся глазки, а из-за этого оно страдает, хуже ест, плохо растет и неохотно общается с человеком.
Вот перед вами на слайде две клетки с размерами 40х30х30 и 50х40х30 см. Как вы думаете, какое из животных можно в какой клетке содержать? Первое животное карликовый хомяк или джунгарский хомяк. Второе животное хомяк золотистый. Их размеры вы видите на слайде. Ваши предположения.
Оказывается, что для джунгариков клетка нужна по размерам больше, чем для золотистых хомяков, потому что карликовые джунгарские хомяки ведут более подвижный образ жизни, и при недостатке площади клетки у них будет развиваться гиподинамия. Гиподинамия – болезнь, вызванная недостатком движения. Между прочим, у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, тоже может развиться это заболевание.
Итак, изучая зоогигиену, мы научимся проводить санитарно-зоогигиеническую экспертизу помещений, где содержатся животные. Научимся измерять уровень освещенности, температуру, влажность в помещении и сравнивать их с нормами.
Слайд 13
Давайте сейчас измерим влажность в помещении и определим, каким домашним животным здесь было бы комфортно, а каким нет
Для определения влажности мы будем использовать прибор гигрометр психрометрический ВИТ-2. Гигрометр состоит из пластмассового основания, сухого термометра, термометра увлажненного, резервуара для воды и психрометрической таблицы. Каждое большое деление термометра соответствует 1 градусу, а маленькое 0,2 градуса. Прежде чем пользоваться прибором, необходимо ознакомиться с правилами техники безопасности: прибор всегда должен находится в вертикальном положении, с прибором обращаться аккуратно, не допускать ударов, в случае возникновения непредвиденных ситуаций сразу сообщить педагогу
Правила определения влажности: снимаем показания с “сухого” термометра, снимаем показания с “увлажненного” термометра, определяем разность между этими температурами, определяем относительную влажность воздуха по психрометрической таблице. По горизонтале находим показания сухого термометра, по вертикале разность показаний сухого и увлажненного термометров, на пересечении находим влажность воздуха нашего помещения. Каким же животным будет комфортно при данной влажности?
Слайд 14
Смотрим таблицу влажности на слайде. Каких же животных мы можем содержать в данном помещении? (Ответы детей с использованием таблицы)
Влажность важна для сохранения здоровья животного. Например, при влажности 50-65 % оптимальна для сохранения здоровья большинства домашних животных. При высокой влажности, особенно при наличии сквозняка, у животных наблюдаются простудные явления – кашель, насморк, бронхит. При слишком низкой влажности у животных может быть очень сухой кожный покров, наблюдаются трещины кожи, копыт и когтей. А амфибии при низкой влажности вообще могут погибнуть.
Итак, почему важно изучать зоогигиену? (Обобщение — необходимо знать как влияют условия содержания на животных)
Слайд 1 Следующий зал посвящен кормлению животных.
Кормление – наука о правильном питании животных. Во время занятий мы научимся правильно кормить животных, составлять рационы, с учетом вида животных, возрастных и физиологических особенностей.
Например, знаете ли вы, какими из представленных на слайде продуктов можно кормить собаку? (Макароны, каша рисовая, каша пшенная, сухой корм для кошек, мясо свинина, сало, мясо говядина, кости куриные)
Но мало знать, чем кормить, нужно уметь еще подбирать нужные пропорции кормов и оценивать их качество. Для примера давайте попробуем оценить качество силоса (демонстрация образца силоса). Кто знает, что это за корм и для кого он предназначен?
Слайд 16
На слайде вы видите процесс заготовки силоса — происходит скашивание растений, в частности кукурузы, затем закладка ее в специализированные ямы и утрамбовка трактором. Силос накрывают сухой соломой для того чтобы произошло заквашивание, что-то наподобие квашеной капусты. Итак, силос – это заквашенные части растений – кукурузы, подсолнечника, кормовых трав. Это хороший питательный и витаминизированный корм для коров. Для определения качества силоса используется специальная индикаторная бумага.
Давайте сейчас проведем анализ силоса, который имеет на занятии.
Я расскажу, что нужно делать, и вы сами проведете анализ так, как это делают на животноводческих комплексах.
Образец силоса заливается водой и размешивается палочкой (демонстрация). Я раздаю вам образцы с уже налитой водой и все необходимое (1 комплект на 2 человек).
Будьте осторожны, не допускайте проливания раствора. Проводить работы по анализу кормов можно только в халатах, потому что здесь могут использоваться едкие химические вещества. Но в данном случае это неопасно т. к. используется вода и индикаторная бумага.
Для определения качества силоса берется полоска индикаторной бумаги и на 3 секунды опускается в раствор. Как я говорила, в пробе хорошего силоса индикаторная бумага должна быть желтого или зеленовато-желтого цвета не пригодный к употреблению силос окрашивает бумагу в синий цвет. О том, почему происходит окрашивание индикаторной бумаги в различные цвета, вы узнаете в старших классах из курса химии. Итак, у кого образцы силоса соответствуют норме? (Ответы детей)
А у кого силос оказался непригодным к скармливанию? (Ответы детей)
Молодцы, вы отлично справились с заданием. Изучая эту тему, вы освоите много полезных и интересных навыков и даже сможете научиться составлять смеси для искусственного выкармливания детенышей, а также проводить анализ кормов, как это делают в лабораториях.
Слайд 17
Проследуем дальше, в зал Клинической диагностики.
Клиническая диагностика – очень важный раздел ветеринарии, изучающий тонкости постановки правильных диагнозов животным при заболеваниях. Эти знания необходимы для того, чтобы вовремя заметить, что животное заболело и разработать верную систему лечения. И здесь необходимо знание других разделов ветеринарии – кормления, анатомии и физиологии, зоогигиены…
От правильно поставленного диагноза зависит жизнь наших пациентов.
При диагностике проводят осмотр животных, а если нужно, берут анализы, делают рентген и т.д.
Представьте ситуацию. Вы ветеринарные врачи, и к вам в клинику поступила пациентка кошка, упавшая с балкона (хозяева не верили, что она может оступиться). Кошка не опирается на лапку. С чем это может быть связано? (Вывих, трещина в кости или перелом?) Чтобы узнать, что это за травма, вы сделали рентгеновский снимок.
Слайд 18
Снимок вашей пациентки можно посмотреть на слайде. Попробуйте поставить диагноз. (Ответы детей)
Вы отлично поработали и правильно установили диагноз.
Изучая раздел “Клиническая диагностика” вы научитесь проводить обследование животных и ставить предварительный диагноз. Заключительный диагноз ставится после лабораторной диагностики. Как это делается, вы узнаете на одной из наших экскурсий в ветеринарную клинику.
Приглашаю вас в следующий зал.
Слайд 19
Особый раздел, который мы будем изучать – Основы оказания первой помощи животному. Здесь мы научимся оказывать доврачебную помощь животному, например при тепловом ударе, переохлаждении, при получении травмы. Ситуаций может быть множество.
Не случайно именно в этом зале помещен портрет всемирно известного ветеринара и писателя Джеймса Херриота и размещены его книги.
Слайд 20
“О всех созданиях – больших и малых”, “Собачьи истории”, “И все они – создания природы” увлекательно рассказывают о буднях жизни ветеринара. Множество знаменитых ветеринарных врачей сообщают, что свое призвание они осознали после прочтения его книг. Сотни случаев спасения животных в его практике были связаны именно с оказанием первой помощи. И я хочу вам прочитать отрывок из его книги “И все они – создания природы”.
Отрывок начинается предложением: “Джеймс Херриот возвращался с ночного вызова на машине, когда на дороге перед ним остановился автомобиль, и из нее выскочил молодой человек. Незнакомец сообщил, что он и его семья всюду разыскивали мистера Херриота, и им необходима помощь – на заднем сиденье машины лежала собака. У нее в горле застрял мяч и она задыхалась. Извлечь мяч они не смогли.
Отрывок заканчивается предложением: Когда без тени сомнения знаешь, что отвоевал животное у смерти, пусть даже не прибегая ни к каким хитроумным средствам, это приносит удовлетворение, искупающее все превратности жизни ветеринарного врача”.
Какие мысли и выводы появились у вас после прочтения этого эпизода? Из-за чего попал в беду пес? Сложно ли оказалось его спасти? (Ответы детей)
Из-за маленького мяча животное оказалось на грани гибели. А помочь ему оказалось не так уж сложно. Главное было не растеряться и вовремя действовать.
Всем нам нужно уметь оказывать первую помощь. И всем нам нужно внимательно следить за своим питомцам, чтобы он не попал в беду.
Слайд 21
И сейчас я предлагаю вам научиться правильно накладывать бинтовую повязку при ранении. От умения правильно наложить повязку часто зависит даже жизнь пострадавшего. Этому искусству посвящен целый раздел хирургии, на наших занятиях вы научитесь накладывать повязки для самых различных случаев, а сейчас наложим самую универсальную повязку – циркулярную повязку. Эта повязка накладывается, чтобы остановить кровь и защитить рану от загрязнения.
Тренироваться будем друг на друге, накладывая циркулярную повязку на руку соседа. Бинт берем в правую руку, кончик бинта – в левую. Конец бинта удерживают в косом направлении на бинтуемом органе левой рукой, а правой рукой наматывают бинт и ведут его обороты по окружности органа, так, чтобы каждый последующий оборот бинта покрывал предыдущий (демонстрация). Ширина повязки не должна превышать ширины бинта. Правила бинтования если кто не запомнил можете еще раз прочесть в технологической карте на стр.7.
Закрепление.
На этом наша экскурсия по музею ветеринарии заканчивается. Мы успели осмотреть не все залы и разделы ветеринарии, ведь ветеринария очень обширная наука. Но все впереди, и по мере ее изучения вы сможете постичь многие тайны ветеринарии и научитесь оказывать помощь не только животным, но и людям.
Но какими же мы будем ветеринарами без своего инструмента? Сейчас мы соберем чемоданчик ветеринара. Но просто так нам его никто не выдаст. Его нужно заработать. И мы его заработаем при помощи наших знаний, полученных на сегодняшнем занятии.
Слайд 22
К каждому инструменту привязана карточка с вопросом, правильно ответив на который, дает вам право положить инструмент в чемодан ветеринара. Вы по очереди будете выходить к столу, выбирать нужный с вашей точки зрения инструмент, читать соответствующий вопрос и отвечать на него. Разрешается помогать друг другу. Поскольку инструмент будет общий, то мы можем помочь с ответом тому, кто в данный момент совершает покупку
Давайте я начну.
Я думаю приобрести градусник. Он нужен ветеринару? (Ответы детей)
Вопрос “Перечислите основные разделы ветеринарии”. Вы мне поможете? (Дети перечисляют разделы. Педагог перекладывает градусник в чемоданчик, вызывает обучающегося, который продолжает работу).
Далее работа по заданию. Инструменты и оборудование:
- Фонендоскоп – “В каких случаях, для чего накладывается циркулярная повязка?”
- Шприц - “Зачем нужно изучать анатомию и физиологию?”
- Пинцет – “Что изучает этология”?
- Перевязочный материал – “Какой раздел ветеринарии занимается вопросами постановки диагнозов?”
- Лекарства – Что такое гиподинамия?
- Йод – “Что изучает зоогигиена?”
- Блокнот и ручка – “Какой раздел ветеринарии изучает вопросы питания животных?”
- Зеленка – “Как называется прибор для измерения влажности?”
- Жгут – "Как измеряется кислотность у силоса?"
- Стерилизатор – “Благодаря чьим реформам в России на смену ветеринарии народной пришла на смену ветеринария профессиональная?”.
- Колба (анализ кормов и пр., зоогигиена) – Как фамилия ветеринара и писателя, автора книги “Обо всех созданиях – больших и малых”?
- Часы песочные и (для контроля времени процедур). С какими науками связана ветеринария?
Молодцы.
Слайд 23
Ну и наконец, перед вами на слайде еще одна дверца. Она называется “Объединение “Основы ветеринарии”. За ней вы узнаете много нового и интересного о домашних животных и станете для них настоящими друзьями. Добро пожаловать!
Слайд 24. Обобщение, вывод.
Ребята, наше обзорное занятие подошло к концу.
Вспомните пожалуйста, какая цель стояла перед нами в начале занятия (познакомиться с содержанием деятельности объединения “Основы ветеринарии”)? Как вы думаете, мы ее достигли?
Обобщение педагога: Итак, на занятии совершен краткий экскурс по разделам ветеринарии, которые будут рассматриваться в программе обучения объединения “Основы ветеринарии”, мы узнали, какие разделы ветеринарии будем изучать, научились определять качество силоса, измерять влажность в помещении, потренировались в бинтовании ран, и, что очень важно – мы познакомились друг с другом. Придя домой вы новыми глазами посмотрите на своих питомцев, а у кого нет питомцев прежде чем завести домашнее животное пойдут учиться в объединения зоологической направленности.
Сегодня вы хорошо поработали.
Слайд 25
Ну а теперь нам остается сказать друг другу спасибо, попрощаться и покинуть наш виртуальный музей.
До свидания. Будьте здоровы вы и ваши питомцы.