Интегрированный проект к 200-летию со дня Бородинской битвы "Недаром помнит вся Россия…"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что, в свою очередь, будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Наиболее актуальной является сейчас тема "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках ". Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира.

Под активными методами обучения подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем. Суть метода заключается в том, что ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность учащегося, обучение из работы превращается в игру, то есть использование активных методов становится элементом положительной мотивации ученик. Для таких занятия характерны: высокая степень самостоятельности учащихся в изучении темы, использование различных источников знаний, координирующая деятельность учителя.

Именно метод проектов активизирует познавательную, исследовательскую, творческую деятельность школьника, формирует и развивает интеллектуальные, творческие и коммуникативные умения учеников. Метод проектов удобен еще и тем, что его можно реализовывать с учащимися любого возраста, имея в виду лишь то, что формы реализации необходимо адаптировать под возраст учащихся.

Цель данного проекта: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Отечественной войны 1812 года, воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы войны.

В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории и прошлого своей Родины.

"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству".

Академик Д.С. Лихачев

2012 год знаменателен для нашей страны тем, что это год 200-летия начала Отечественной войны русского народа против наполеоновских завоевателей. Важнейшая дата этого времени - Бородинская битва, которая произошла 26-27августа 2012года в 100 км от Москвы у села Бородино и, хотя русские войска вынуждены были отступить и в последствии Москва несколько месяцев была в руках Наполеона, силы французской армии, не знавшей поражений и захватившей почти всю Европу были подорваны в тяжёлом бою на Бородинском поле. Историки считают, что начало падения Наполеона началось с Бородинского сражения, а затем и других битв, партизанских сражений русского народа, смело вступившего на борьбу с французскими захватчиками.

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Поэтому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и ученика. Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.

Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин. Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практика, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и современного трудового педагогического опыта. В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях. Именно бинарные уроки истории, изобразительного искусства и информатики проводились в этом проекте.

Использование компьютерных технологий ускоряет и активизирует процесс получения знаний, а также является яркой иллюстрацией к материалу. Показывает особенности личности каждого конкретного ученика. Знакомясь с документами, ученики проникаются духом и языком эпохи. Это дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было. Совершенствуются обще учебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства, в приобщении к родной культуре. Использование вычислительной техники в школе дает возможность широко внедрять интеграцию информатики со всеми предметами без исключения.

В данном проекте компьютеры использовались на уроках для просмотра мультимедийных дисков, отражающих события войны 1812 года. Наличие в классе сети Интернет позволило сделать компьютер экскурсоводом по многим музеям, открыло доступ к хранилищам библиотек, что особенно актуально для нашей школы, где обучаются дети инвалиды и больные дети, для которых посещение подобных музеев и библиотек весьма затруднительно. Итогом этого этапа проекта было выбор темы и сюжета будущего рисунка.

Этот проект направлен на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей Родине, формирует уважение к историческому прошлому России, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Бородинской битвы. Проект способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса к отечественной истории, развивает творческое художественно-образное мышление.

Проект дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России.

По воспоминаниям участника Бородинской битвы французского генерала Пеле, Наполеон часто повторял подобную фразу: "Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, a русские заслужили быть непобедимыми"

Большинство историков сейчас оценивают Бородинскую битву как несомненную победу русского оружия. Однако есть и такие, которые считают победу одной или другой стороны не однозначный, а исход битвы в целом неопределенным.

Единственное, что не вызывает сомнения, что главным достижением генерального сражения при Бородине стало то, что Наполеон не сумел добиться главного - разгромить русскую армию. А в объективных условиях всей Русской кампании 1812 года отсутствие решающей победы предопределило конечное поражение корсиканца. Фельдмаршал Кутузов развернул "малую войну" силами партизанских отрядов. К концу декабря остатки французской армии  были изгнаны из России.

Напомним, битва между армиями фельдмаршала Михаила Кутузова и императора Наполеона Бонапарта состоялся 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. В ходе многочасовой атаки французам удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий они отошла на исходные позиции. На следующий день командование русской армии начало отвод войск.

Потери были огромными с обеих сторон - свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских. Битва при Бородино сражение считается одной из самых кровопролитных за весь XIX век. По оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало от 2,5 до 8,5 тысячи человек. Некоторые дивизии потеряли до 80 % состава

Позже Наполеон писал: "Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские - называться непобедимыми".

"Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю", - так оценил итоги битвы М.И. Кутузов.

Кутузов говорил: "Я счастлив, предводительствуя русскими. Но какой полководец не поражал врагов, подобно мне, с сим мужественным народом!"

Своего солдата никогда не забудут русские душой люди. Во всех городах и селах, где оставила свой след война 1812 года, поставлены памятники, соборы, открыты музеи и экспозиции, в память о тех, кто, не пожалев живота своего, встал на защиту Родины, кто с дрожью в голосе от волнения тогда произнес для всех и прежде всего для самого себя: "Это моя Земля!"

Этой важной дате в жизни России посвящена проектная деятельность учащихся ГОУ СОШ "Школа надомного обучения"№542 на уроках информатики и изобразительного искусства в 7 и 10 классах. Ребята с интересом включились в работу над проектом. Работа над проектом началась с поездок на экскурсию в Бородино, с посещения музея-панорамы "Бородинская битва", со сбора материала , полученного из Интернета. На основе увиденного школьники делали зарисовки по памяти и впечатлению, что затем помогло создать им интересные живописные и графические работы на уроках изобразительного искусства, а затем использовать этот материал для создания коллажей открыток, плакатов и отдельных самостоятельных работ в компьютерной графике.

Надо сказать об особенностях работы с детьми, обучающимися в школе надомного обучения. Это дети с различными проблемами здоровья. И тем важнее становится вопрос создания для таких ребят благоприятных условий для их творческого и интеллектуального развития. Проект о Бородинском сражении и войне 1812 года, на наш взгляд, способствовал созданию таких условий.

Зажечь в детях творческую искорку, увлечь их и заставить забыть, что они работают на сложнейшей технике при помощи клавиатуры, а не на привычной бумаге карандашом, направить их, помочь реализовать свою идею - призван преподаватель информатики. Пытаясь выполнить свой замысел, дети стремятся найти и изучить новые возможности графического редактора, а это в свою очередь подтолкнет их к новым творческим задумкам. Таким образом, трудно разделить функции и обязанности учителя информатики, учителя ИЗО и учеников. Единство цепи порождает единство действий, в конечном результате одинаково заинтересованы все!

Главный монумент русским воинам Героям Бородинского сражения, построенный на батарее Раевского заинтересовал семиклассника Тимофея Поддубского. Он постарался сделать наброски монумента карандашом. Затем на основе набросков и фотографий мальчик создаёт изображение этого памятника в компьютерной графике.

Марина Мосьпан из этого же класса заинтересовалась судьбой прекрасной русской женщины Марии Тучковой - жены генерала Тучкова, геройски погибшего на Бородинском поле. Многие дни после сражения искала Тучкова тело дорогого ей человека. На месте гибели мужа Мария воздвигла церковь, а затем и монастырь и стала настоятельницей этого монастыря иегуменей Марией. Марина Мосьпан зарисовала постройки монастыря по впечатлению и памяти от увиденного на экскурсии . Итогом такой работы стало изображение в компьютерной графике одного из храмов монастыря, построенного в честь памяти всех воинов, павших на полях сражений - церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Знакомясь с орденами и медалями, которыми были награждены защитники отечества, ребята решили придумать памятные эмблемы и создать проекты значков, посвящённых Бородинской битве и войне 1812года. Работа эта начиналась с эскизов и карандашных набросков, с поисков необходимых изображений в Интернете. Окончательные варианты эмблем и значков выполнены семиклассниками с помощью компьютерной графики.

Изображение Триумфальной Арки - эскиз памятного значка в честь победы русской армии над Наполеоном создала на компьютерном рисунке ученица 7 класса Анастасия Рогожина.

Резванов Гриша, используя компьютерные технологии, придумал проект памятного знака в честь русских воинов - гусар.

Тимофей Поддубский взял за основу значка эмблему, созданную в память о войне 1812 года и также как и другие одноклассники воспользовался своими знаниями компьютерных технологий чтобы не только сделать эскиз, но и затем распечатать его изображение для выступления школьников младших классов (было отпечатано 16 экземпляров) на театрализованном представлении "Не даром помнит вся Россия:" У каждого участника этого представления был такой памятный картонный знак.

Учащиеся 10 класса создавали коллажи на основе репродукций картин о войне 1812 года. Их работы могут быть использованы как открытки или являться фоном для оформления театрализованных представлений в честь этой знаменательной даты.

Надо сказать, что работа над проектом затронула патриотические чувства детей, пробудила интерес к истории своей Родины, сочувствие к страданиям и борьбе за свободу своего народа, гордость за отчизну вышедшую победительницей в этой войне. Широкий диапазон деятельности от набросков и эскизов карандашом до сложнейших компьютерных технологий создаёт благоприятные условия для творчества подростков, их креативного мышления, развития умственных и интеллектуальных способностей, творческой инициативы.