Занятие по речевому развитию "Расскажем Умке о весне"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: уточнить и систематизировать знания детей о характерных  признаках весны.

Задачи:

  • выявить умение подбирать слова для характеристики  тех или иных качеств и признаков;
  • активизировать употребление прилагательных;
  • упражнять в подборе определений к заданному слову;
  • расширять словарный запас;
  • выявить умение детей составлять рассказ о весне с опорой на пиктограмму;
  • выявить умение детей составлять рассказ по серии картинок с фабульным содержанием; рассказывать связно, полно и выразительно;
  • развивать логическое мышление, фантазию, память, внимание;
  • обучать детей разрешению противоречий;
  • вызвать желание помочь медвежонку узнать о весне;
  • воспитывать учебно-коллективные навыки взаимодействия.

Оборудование:

  • Письмо. Карточки с буквами и цифрами от  1 до  9 и число 10.
  • Пиктограмма «Весна».
  • Сюжетные картинки «Ледоход».
  • Схематическая сказка «Репка».

Предварительная работа:

1. Чтение стихотворений о весне.
2. Разучивание стихотворений.
3. Рассматривание пейзажных ; сюжетных картин.
4. Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Релаксация

– Предлагаю детям взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки.
– Какое у вас настроение? Что вы почувствовали? (Ответы детей)
– И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок.
– Как можно еще сказать о хорошем настроении? (Доброе, ласковое, теплое, радостное, отличное, приподнятое и т.д.)
– Посмотрите, вот что я сегодня нашла у дверей нашей группы. Это письмо. Но кому он предназначено? От кого пришло? Посмотрим вместе. Садитесь поудобнее. (Читаем адрес)
– Адрес наш, а вот от кого оно – не написано. Вот и конверт.   Обратный адрес – Северный полюс.

«Разложите буквы в соответствии с числами – от 1 до  10, и у вас получится слово».

(Дети по карточкам составляют слово «медвежонок»)

Читаю письмо:

«Здравствуйте, ребята!
Недавно к нам на Северный полюс прилетал вертолет. Как же я удивился, когда узнал от людей, что у вас наступила весна. Пилот очень спешил и я ничего не успел узнать о весне. Пожалуйста, расскажите мне о ней.

Медвежонок Умка».

– О чем мы можем рассказать  Умке?

Высказывания детей: О солнце, об облаках, о прилете птиц, о весенних ручейках и т.д.

Детям предлагается составить рассказ в парах, используя опорные схемы.

Динамическая пауза «Хорошо, да не очень»

Игра заключается в том, что один из играющих задает ситуацию о весне, представляя ее как хорошую или плохую, а другой опровергает это утверждение, используя словосочетание «не очень».

Например:

1 игрок.       Хорошо, что весной идут дожди.
2 игрок.       Хорошо, да не очень. Можно замочить ноги и заболеть.
3 игрок        Хорошо, что весной ярко светит солнце.
4 игрок        Хорошо, да не очень ...

Предлагаю составить рассказ по серии картинок с фабульным содержанием.
Ребята, давайте расскажем Умке о таком весеннем природном явлении, как ледоход, и какие истории могут с ним связаны.

Игра «Подбери слово»

Предлагаю подобрать родственные слова к слову ВЕСНА. (Весенний, веснянка, веснушки и т.д.)

А о чем можно сказать ВЕСЕННИЙ?
А  – ВЕСЕННЯЯ?
А  – ВЕСЕННЕЕ?

Игра «Четвертый лишний»

Предлагаю выделить лишнее слово, которое не подходит к теме ВЕСНА.

1. Дождь – лужа – капель – метель.
2. Скворец – снегирь – ласточка – аист.
3 Сапоги – кроссовки – валенки – галоши.
4. Солнце – радуга – снег – дождь.

Игра «Отгадай сказку»

Весной люди сеют, сажают семена на своем огороде. Отгадайте зашифрованную сказку и придумайте ее продолжение.

Чтение детьми стихотворений о весне.

Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душиста
Повеяла крылом.                
                                      А.А.Фет

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

А.Н.Плещеев

– Ребята, как вы думаете, мы выполнили просьбу медвежонка? (Ответ детей)
– Я с вами согласна. Среди вас он нашел настоящих друзей. А сейчас возьмите бумагу, карандаши, мелки, краски и нарисуйте весну, а еще можете нарисовать свое настроение. Ваши рисунки мы отправим Умке.