Стоит задуматься над суждениями замечательного педагога А.С. Макаренко “Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Наше педагогическое производство никогда не строилось на технологической основе, а всегда на логике моральной проповеди…”
В педагогическом воспитании можно использовать много девизов, но моё педагогическое кредо: “В мире нет ничего интереснее и ценнее человеческой личности”. Лейтмотивом моей воспитательной работы стала поэтапная самореализация школьников. В школе я работаю 27 лет и а это время у меня было три выпуска, с каждым из которых я начинала с 5 класса, получая неизменно высокие результаты.
Создавая свою модель воспитательной работы, прежде всего я стремилась видеть выпускника современной школы, то есть ясно представляла ожидаемый результат. (Презентация 1). На мой взгляд, выпускнику школы, вступающему в жизнь, должны быть присущи следующие качества: интеллигентность, высокий уровень образованности и культуры, адаптивность, инициатива, предприимчивость, трудолюбие, организованность. Всё это — необходимые качества современного делового человека, испытывающего потребность в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией. Он отличается умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем, мировоззрением, необходимым для ориентации в мире, высокой работоспособностью.
Хотелось бы заметить, что на Руси издавна особо почитались две профессии – учителя и мастера-зодчего. Их объединяло стремление к слиянию, синтезу различных видов знаний и искусств. Не случайно о воспитателях в старину говорили, что они созидают храм человеческой души. Любое здание должно стоять на прочном фундаменте. Такой основой для личности всегда были, есть и будут опыт предшествующих поколений, достижения мировой цивилизации, отечественное культурное наследие.
Первый кирпичик в фундамент воспитания мы закладываем, знакомясь с историей родного города, его памятниками и историческим наследием. Я проводила для детей многочисленные экскурсии по Москве, по ее историческим местам, в частности, в государственный исторический музей, музей истории Москвы, музей боевой славы на Поклонной горе, музей вооруженных сил, в музеи Кремля и т.д. Старалась дать детям всю самую интересную информацию о памятниках и культуре нашего города, ведь воспитание историей позволяет человеку, живя настоящим, оглядываться на прошлое и с надеждой смотреть в будущее.
Второй камень фундамента – это путешествия по родной стране. Мы побывали в Санкт-Петербурге, городах Золотого кольца: Владимире, Суздале, Сергиеве-Посаде, Александрове, в Ясной Поляне, в Пскове, в Калуге, и, соприкасаясь с удивительной и неповторимой красотой российской природы, ребята становились скромнее и спокойнее.
Примеры милосердия и сострадания дарит нам великая русская литература. Знакомство с творчеством известных писателей и поэтов, посещение мест, связанных с их именами – третий камень в основании фундамента воспитания. Всё это способствовало массовому добровольному участию моих воспитанников в различных мероприятиях и акциях: с общественным благотворительным фондом “Во имя жизни”, в помощь детям-инвалидам больным муковисцидозом, в городской акции “Скажем СПИДу нет!”. Мы сотрудничаем с попечительским советом народного проекта по восстановлению храма святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софьи, участвуем в общественном международном движении “Добрые Дети Мира”, в городской акции по оказанию гуманитарной помощи детям Юной Осетии в рамках Года семьи. Оказание шефской помощи детям-сиротам детского дома № 8, акция “Адресная помощь ветеранам” — вот лишь некоторые из наших добрых дел.
Патриотизм, верность Родине – очередной, но от этого не менее важный кирпичик в формировании личности ребенка. Уроки мужества, конкурсы инсценированной военной песни, митинги у обелисков завода Хруничева, участие в Вахте памяти, поздравления ветеранов, помощь в создании школьного музея боевой славы – всё это воспитывает в ребенке верность родине. Мы побывали на местах боёв в Подмосковье: в Петрищево, Дмитрове, Красногорском “Мемориальном комплексе обороны Москвы”, в Бородино, Дубосекове, Кубинке. Дети участвовали в конкурсе инсценированной песни “Дорогами войны”, в окружном конкурсе “Спасибо за жизнь!”, посвященном 60-летию Победы в Великой Отечественной Войне.
Прочный фундамент – это залог успешности воспитательного процесса, то, что даёт уверенность в будущем формирующейся личности.
Убедившись, что возведение основания закончено, можно приступать к сооружению стен – самому трудоемкому и сложному процессу в деле воспитания. Стены защищают внутренний мир человека и одновременно дают возможность взаимодействовать с окружающим миром. Камень за камнем, осторожно размешивая связующий раствор, добавляя в него терпение, тактичность и внимание, воспитатель созидает стены. Но иногда стены могут рушиться. Это происходит порой из-за одного неосторожного слова или взгляда. О хрупкости стен внутреннего мира ребенка помнить нужно всегда.
Мне кажется, что успешность созидания зависит от соблюдения некоторых правил: учить детей личным примером, создавать для ребенка постоянную атмосферу успеха, жить интересами ребенка.
Но самое главное — нужно помнить о том, что процессом строительства руководит сама жизнь. Если ребенок растёт в терпимости, он учится понимать других, если ребенка подбадривают – он учится верить в себя, если ребенка хвалят – он учится быть благородным. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым, если ребенок живет в безопасности – он учится верить в людей. Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.
Стены в здании личности – это, в первую очередь, знания, которые современный ученик школы должен осваивать интегрировано. От прочности и толщины стен зависит будущее человека, его профессиональная компетентность. Освоение знаний – процесс практически непрерывный. От меня, как учителя, во многом зависит, как ученик овладевает информацией и насколько профессионально может поделиться своими исследованиями с другими людьми. Поэтому для развития познавательного интереса учащихся и их эрудиции, а также с целью профессиональной ориентации проводились тематические экскурсии в Политехнический музей, в музей Земледелия в МГУ. Дети соприкоснулись с производством гжели, майолики, ёлочных игрушек и т.д.
Я считаю большой удачей, что ученики моего класса откликнулись на предложение о создании школьного научного общества. В рамках этого общества было подготовлено большое количество проектов, с которыми ребята выступали на школьных, окружных и городских мероприятиях. Например, выпускник моего класса Горбунов Евгений стал победителем конкурса “Шаг в будущее”, занял первое место и поступил в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Мои ученики приняли участие в конкурсе проектов к 300-летию М.В. Ломоносова, проводимого ОМЦ Западного округа, и стали победителями в одной из номинаций. (Презентация 2, Презентация 3). Они выступили перед учащимися школы и округа. Такие мероприятия способствуют расширению “воспитательного пространства”, самореализации личности, развитию творческих способностей, формированию готовности к жизненному самоопределению.
“Дом – это место наших дум, размышлений и, наконец, это – обиталище красоты, приносящее уму столь необходимое успокоение”, - писал Ле Корбюзье. В моём представлении, одной из важных основ становления полноценной личности является нравственное воспитание. “Человек без нравственных устоев оказывается существом самым несчастным и диким” говорил Аристотель. Природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. Причем нравственное должно идти впереди и вести за собой интеллектуальное, так как недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу неотвратимый и непоправимый ущерб. Посещение Нового Иерусалима, монастырей Звенигорода и Загорска, музеев Абрамцево и Архангельского, Кусково, Казанского и Исаакиевского Соборов Санкт-Петербурга способствовали духовному и нравственному росту моих учеников. Можно жить по-разному, можно жить как бы внутри тех условий и обстоятельств, которые складываются в каждый момент жизни, а можно подняться над ними и оглянуться вокруг себя, попытаться понять их. Любому человеку это необходимо, ведь мы часть своего народа и всего человечества. От того, как мы живем, что мы делаем, как относимся к тем условиям и обстоятельствам, в которых мы живем, зависит наша жизнь, жизнь нашего народа, судьба всего человечества.
Для достижения всех поставленных задач воспитательной работы разработана специальная программа. Она включает в себя изучение литературы по нравственному воспитанию личности и развитию личностных качеств, изучение материалов о формах организации внеклассной работы, диагностику сформированности нравственной направленности личности и изучение личностных качеств учащихся класса, проведение педагогических наблюдений за учащимися класса, межличностными отношениями, складывающимися между ребятами, организацию и проведение внеклассных мероприятий, в том числе и с родителями, диагностики, использование которых помогает целенаправленно и эффективно планировать воспитательную работу в классе, с учетом особенностей каждого ребенка, сложившихся межличностных отношений между детьми.
Уже проведены классные часы, беседы и лектории по темам “Что год грядущий нам готовит?”, “Весну встречаем – семью величаем”, “Никто не забыт, ничто не забыто”, “Этикет и мы”, “Выбор профессии” и другие. Неоднократно ребята моего класса участвовали в интеллектуальных марафонах, играх КВН, проводимых в округе, и занимали призовые места. Участвовали в конкурсах детского изобразительного творчества, таких как: “Красота спасет мир”, “Мы рисуем улицу” и т.д., занимали призовые места и были награждены ценными призами и поездками в другие города. Ребята с удовольствием посещают театры и ежегодно подкрепляют здоровье в походах на природу. Среди детей очень популярны интеллектуально-творческие мероприятия, такие как праздник интеллектуалов, постановка спектаклей, КВН. В планах этого учебного года подготовка совместно с ребятами и проведение тематических классных часов: “Духовные традиции русской семьи”, “Внимание: конфликт!”, “Общество и толерантность”, “Жизнь как деяние”. Кроме того, уже подготовлены интересные лектории: “Этикет в жизни современного человека”, “Духовно-нравственные основы семьи” (для девушек).
Учащиеся 10-11-х классов – это старшеклассники, которым скоро вступать во взрослую жизнь. И очень хочется, чтобы каждый нашел свою социальную нишу, был уверенным в себе человеком, мог отличить белое от черного, золото от мишуры, да и просто настоящее человеческое счастье от беспечного прожигания жизни. Именно поэтому я и придаю особое значение организации воспитательной работы в классе. Я четко осознаю, что за несколько лет, которые ребята учатся в школе, нельзя “вылепить” идеального человека. Человек формируется всю жизнь. Я лишь могу помочь раскрыть и развить каждому ребенку в себе лучшие качества, реализовать лучшие задумки и мечты. Своего выпускника мне бы хотелось видеть состоявшейся личностью, с высоким уровнем культурного и интеллектуального развития, духовно богатого, способного принимать обдуманные самостоятельные решения и нести ответственность за свои поступки.
Оканчиваются школьные годы, завершается строительство… Отпуская воспитанников в большую жизнь, я обязана укрепить их нравственные идеалы возведением прочного свода, который не позволит бурям, дождям и ненастьям сломать дом, погасить свечу. Восточная мудрость гласит: “Храбреца испытывает война, мудреца – гнев, строителя – время”. Время покажет, какими станут мои воспитанники.