Формирование социального опыта детей-сирот в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Разделы: Социальная педагогика, Коррекционная педагогика


Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе. Значит, дети с особенностями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их поведение в разных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Главная задача коррекционной школы-интерната – формирование компетенций, сопутствующих социальной адаптации выпускников, повышение уровня общего развития воспитанников и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности. Люди, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии, ограничены в своих возможностях полноценного участия в жизни общества. Задача нашего педагогического коллектива – создать такие условия обучения и воспитания, которые с максимальной пользой помогут выпускникам в их самореализации в социуме, активному участию в жизни общества.

Среди видов социальных норм наибольшее значение для общественно адекватного поведения личности имеют мораль и право.

Соблюдение моральных норм обеспечивается авторитетом общественного мнения, а несоблюдение вызывает общественное осуждение и порицание. Правовая норма жёстко регламентирует поведение личности с помощью закона. Её несоблюдение карается юридическими санкциями (административными или уголовными).

Полноценная социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллектуального развития невозможна без формирования системы их духовно-нравственного и социально-правового сознания и поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания личности учащихся коррекционной школы-интерната.

Дети и молодёжь в нашей стране до сих пор остаются самой незащищённой группой. По статистике, права молодых нарушаются чаще, чем у лиц среднего возраста. Это происходит с молодыми людьми прежде всего из-за незнания своих прав. Государство сегодня представляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и льгот. Подросткам необходимо знать предусмотренные законодательством права и уметь реализовывать их в повседневной жизни. Также они должны хорошо знать свои обязанности граждан РФ.

Педагогами школы-интерната № 53 разработаны программы занятий по духовно-нравственному (“Палитра души”, “Венок дружбы” и т.д.) и социально-правовому (“Я и закон”, “Школа безопасности”, “Мой дом” и др.) воспитанию.

Курсы по духовно-нравственному воспитанию:

  • знакомят детей и подростков с историческим и культурным наследием нашей страны, традициями народа;
  • развивают у воспитанников чувства толерантности и эмпатии;
  • формируют нравственно-этические ценности;
  • развивают коммуникативные качества.

Изучение курсов по социально-правовому воспитанию:

  • позволяет воспитанникам получить систематизированное представление о правах человека вообще и ребёнка в частности;
  • формирует у них ответственность за исполнение возложенных на граждан РФ обязанностей;
  • раскрывает взаимодействие норм права и морали;
  • развивает умения пользоваться элементами социальной инфраструктурой;
  • помогает прогнозировать опасные ситуации, оценивать их последствия на жизнь и здоровье, выработать алгоритм безопасного поведения в обществе.

К данной работе привлекаются специалисты в области юриспруденции, сотрудники правоохранительных органов, инспекторы МЧС, ГИБДД, медики.

Следующее направление работы по социализации детей с особенностями в развитии - эстетическое воспитание. В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребёнка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.

Эстетическое воспитание затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создаёт эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. При этом развиваются познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности воспитанников.

Однако стремление к красоте и эстетическая потребность – это не врождённые качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия. Наиболее широкие возможности для эстетического воспитания детей в школе-интернате имеет система дополнительного образования.

Личностно-ориентированный и личностно-деятельный подходы в работе с детьми, создание “ситуации успеха” для каждого воспитанника – всё это удачно реализуется на занятиях системы дополнительного образования.

На занятиях дополнительного образования не стоит задача во чтобы то ни стало обязать ребёнка научиться тому или иному виду деятельности в строго заданное время. Общение ребёнка с педагогом носит характер содружества, сотрудничества и сотворчества. В таких условиях ребёнок испытывает удовольствие от своей деятельности и её результата, потому что он делает то, что нравится ему, а не только то, что предлагает педагог. Свобода выбора способствует появлению чувства независимости и уверенности в себе, что так необходимо детям с особенностями в развитии.

Большое значение в процессе формирования социально правильного поведения человека придаётся труду. Целесообразно организованная трудовая деятельность воспитанников не только способствует получению трудовых умений и навыков, но и служит ничем не заменимой основой нравственного воспитания.

Школа-интернат № 53 накопила богатый опыт организации трудовой деятельности воспитанников и использования её мощного коррекционно-воспитательного потенциала.

Одна из основных задач нашей школы-интерната - создание адаптированных условий, которые позволят детям синхронно с получением образования осуществить трудовую подготовку для дальнейшей успешной интеграции в общество.

Эта проблема остаётся актуальной в экономических условиях настоящего времени. Современный ритм большого города выдвигает высокие требования к человеку: быть активным, гибким, устойчивым к стрессам, быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда.

У детей, оставшихся без попечения родителей, особенно у детей с проблемами в развитии, часто не хватает требуемых качеств, что снижает их способность к конкуренции на рынке труда и влечёт за собой ухудшение качества жизни. Большинство выпускников детских домов и школ-интернатов имеют далёкие от реальности представления о жизни.

Опираясь на уже существующую систему трудовой подготовки и профессиональной ориентации воспитанников, администрация школы-интерната № 53 пришла к выводу, что учащимся для расширения получаемых профессиональных навыков необходим выход за пределы школьных мастерских.

Наша задача – познакомить детей и подростков с различными профессиями, дать возможность обучиться нескольким специальностям, оказать помощь в профессиональном самоопределении.

В школе-интернате все дети занимаются самообслуживанием и общественно-полезным трудом по благоустройству здания и территории, многие старшеклассники приняты в штат в качестве младшего обслуживающего персонала.

На занятиях в объединениях дополнительного образования, студиях, клубах по интересам, в школьном музее они постигают основы многих творческих профессий.

В школе-интернате проводятся мастер-классы по фитодизайну и составлению композиций, по квиллингу, смотры-конкурсы и выставки профессионального мастерства и технического творчества, соревнования на звание “Лучший по профессии” (“Лучшая швея”, “Лучший столяр”, “Лучший слесарь”), праздники труда.

Воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги школы-интерната работают по различным программам и коррекционно-развивающим курсам (“Мир профессий”, “Азбука профессии”, “Вкус профессий” и т.д.), которые направлены на раннюю профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение воспитанников.

На занятиях в рамках этих программ воспитанники:

  • получают представления о различных профессиях;
  • посещают учебно-информационные центры и колледжи;
  • знакомятся с работой некоторых учреждений, выходят с экскурсиями на предприятия;
  • участвуют в анкетировании и психологических тренингах;
  • принимают участие в тематических конкурсах, сюжетно-ролевых играх, других творческих проектах.

В результате этих занятий достигается главная цель – профессиональное самоопределение воспитанников, адекватное их психофизическим особенностям и возможностям.

Педагогами школы-интерната № 53 разработана Программа углублённого трудового обучения воспитанников.

В ней определены наиболее важные аспекты планирования профессионального самоопределения воспитанников:

  • диагностика, выявление интересов и способностей учащихся;
  • способность воспитанников самостоятельно решать проблемы, касающиеся профессионального самоопределения;
  • умение подростков реализоваться в новой роли;
  • способность воспитанников предвидеть перспективу успешности в выборе профессии.

Реализация данной Программы позволяет организовать трудовую деятельность воспитанников по следующим направлениям:

  • получение специальных профессиональных знаний и навыков по специальностям “Швея”, “Столяр”, “Маляр-штукатур”;
  • изучение нормативно-правовой базы трудового законодательства;
  • ориентированный подход по социально-трудовой адаптации подростков;
  • психологическая поддержка воспитанников.

Обучение профессиям происходит на базе школы-интерната № 53, ГОУ СПО Колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве № 17 и в цехах ФГУП “НПЦ газотурбостроения “Салют”:

Цели и задачи Ступени обучения профессиям Ожидаемый результат
Цель: формирование профессионального самоопределения

Задачи:

- развитие потребности в профессиональной самореализации;

- получение специальных компетенций;

- воспитание трудовой дисциплины и культуры труда;

- развитие коммуникативных навыков

I. В условиях школы-интерната № 53:

- проведение работы по ранней профессиональной ориентации детей;

- получение первичных знаний и навыков по профессиям “Швея”, “Слесарь”, “Столяр”;

- занятия в объединениях дополнительного образования технической направленности;

- проведение мастер-классов, выставок, соревнований и смотров-конкурсов профессионального мастерства

Выбор профессии.

Получение специальности.

Определение дальнейшего трудового пути.

II. В условиях ГОУ СПО Колледжа архитектуры и менеджмента в строительстве № 17:

- приобретение профессиональных компетенций по специальностям “Столяр”, “Маляр”

III. В условиях ФГУП “НПЦ газотурбостроения “Салют”:

- углублённое трудовое обучение и производственная практика по специальностям “Швея”, “Столяр”

С 2008 года школа-интернат № 53 сотрудничает с ГОУ СПО Колледжем архитектуры и менеджмента в строительстве № 17. На базе колледжа воспитанники 8-9 классов проходят обучение по специальной программе профессиям “Столяр”, “Маляр-штукатур”. Обучение проводится в свободное от уроков время два раза в неделю в течение двух лет. По окончании производственного обучения и практики проводятся аттестационные испытания, по итогам которых выпускники получают документ государственного образца – свидетельство о профессиональной подготовке с присвоением квалификации по профессии (II разряд).

Учащиеся 10 класса проходят производственную практику в цехах ФГУП “НПЦ газотурбостроения “Салют” три раза в неделю по шесть часов в течение года (мальчики – по профессии “Столяр”, девочки – “Швея”). По окончании производственной практики выпускники получают рекомендательное письмо по усвоению профессии или (при прохождении аттестации для повышения разряда) III-IV разряд с записью в трудовой книжке.

Проведение производственной практики на производстве помогает:

  • приобрести навыки оформления документов при самостоятельном поступлении на работу (написание заявления, подписание трудового договора, оформление трудовой книжки, открытие пенсионного страхового свидетельства, оформление банковской карточки и т.д.);
  • сформировать осознанный интерес к выбору профессии и дальнейшему трудоустройству;
  • корректировать и формировать социальные нормы поведения в трудовом коллективе.

Практическая значимость данной работы даёт реальные результаты:

  • с целью более ранней социализации воспитанники выходят из замкнутого пространства школы-интерната;
  • расширяется круг профессиональных навыков, приобретённых выпускниками школы-интерната;
  • у подростков формируется навык работы и общения во взрослом трудовом коллективе, ответственность за результаты своего труда;
  • воспитанники получают уверенность в своих силах и в том, что их труд нужен обществу.

В итоге у наших выпускников более легко и гармонично проходит процесс адаптации в социуме. Некоторые из них, пройдя производственную практику, остаются работать на производстве, а многие продолжают обучение в колледжах.

Не менее важное направление в работе по социальной адаптации воспитанников – развитие их коммуникативных навыков.

Мы открыты для внешнего мира, для активного взаимодействия с воспитанниками других школ-интернатов и детских домов, с детьми из массовых школ, с членами общественных организаций, занимающихся проблемами детей-сирот.

Ученики школы-интерната № 53 принимают активное участие в окружных, городских, всероссийских и международных соревнованиях, смотрах, конкурсах, выставках, фестивалях, акциях для детей-сирот и детей-инвалидов.

Традиционным для наших воспитанников стало участие в смотре-конкурсе “Таланты нашего района”, который проводится среди учащихся образовательных учреждений всех типов муниципального района Соколиная гора. Ученики нашей школы-интерната соревнуются наравне с учащимися общеобразовательных школ, активно участвуя во всех номинациях конкурса: “Художественное слово”, “Вокал”, “Хореография”, “Изобразительное искусство”, “Декоративно-прикладное творчество”, “Фотография”, “Плакат”.

Успешно реализуются совместные проекты с учениками общеобразовательных школ № 1246 и № 2032 Восточного округа г.Москвы: мастер-классы по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, тематические концерты и праздники, театрализованные представления, спортивные соревнования.

Предоставляя ребёнку с проблемами в развитии возможность общения в среде сверстников из массовых школ, мы не просто даём этому ребёнку право выбора общения с разными детьми, но и потенциально повышаем возможности для его развития. Общаясь в среде нормально развивающихся детей, в чём-то подражая им, чему-то учась у них, ребёнок с особенностями развития обогащает свой социальный и жизненный опыт. Но это двусторонний процесс, ведь и здоровые дети учатся сопереживать, эмоционально принимать отличия детей с проблемами в развитии, гуманно относится относиться к их неспособностям, принимать детей с ограниченными возможностями, как полноценных членов общества.

С большим удовольствием воспитанники школы-интерната принимают у себя в гостях студентов педагогических колледжей, институтов и университетов. Молодые люди проводят с детьми и подростками различные мероприятия: спектакли, спортивные эстафеты, конкурсы и викторины и т.д.

В рамках работы по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению встречаются со студентами колледжей № 17, № 21, № 23, № 26. Участвуют в совместных мероприятиях.

Огромное значение для наших воспитанников имеет общение с шефами школы-интерната – сотрудниками ФГУП “НПЦ газотурбостроения “Салют”, сотрудниками Национального депозитария и волонтёрами Международной программы наставничества детей с трудной судьбой “Старшие Братья, Старшие Сёстры”. Ученики приглашают своих старших друзей на концерты и праздники, организуют для них чаепития, тематические выставки, готовят для них подарки и сувениры. Шефы и наставники, в свою очередь, организуют для детей различные экскурсии, посещения театров и цирков, участвуют в совместных спортивных праздниках, проводят среди своих коллег по работе различные акции в помощь и поддержку детей-сирот. А главное – они искренне интересуются успехами и достижениями наших воспитанников, обеспокоены их дальнейшей судьбой, принимают посильное участие в процессе воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Дети, включённые в такие коммуникативные отношения, получают возможность в процессе общения и совместной деятельности в дружественном им коллективе формировать свой взгляд на мир и его ценности, накапливать жизненный опыт. Они учатся воспринимать и принимать себя такими, какие они есть, компенсируя проблемы в развитии приобретёнными знаниями и умениями, учатся выстраивать межличностные отношения.

Таким образом, атмосфера взаимопонимания, сотрудничества и сотворчества в коллективе педагогов и детей помогает нашей школе-интернату в решении главной задачи, в достижении главной цели, в выполнении своей миссии – социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями здоровья.