Цель: воспитание чувства любви к малой Родине - многонациональной Кубани.
Задачи урока.
- Воспитание уважения к разным народам, их традициям и культуре.
- Знакомство с понятиями нация и толерантность.
- Расширение лексического запаса слов, развитие мышления у детей.
- Формирование умения работать с памятками.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор;
- презентация: “Традиции разных народов”;
- памятки с понятиями;
- элементы национальных костюмов;
- карта по истории заселения Кубани;
- цветные ладошки.
План урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы: определение темы урока.
III. Версии детей, актуализация знаний.
IV. Поиск решения проблемы.
1. Знакомство с народами, населяющими Кубань.
2. Слайд-викторина “Традиции разных национальностей”.
V. Физминутка. “Я, ты, он, она – вместе дружная семья”.
VI. Выражение решения проблемы. Легенда “Ладная семья”.
VII. Итог урока.
VIII. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка проблемы: определение темы урока.
Учитель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, чтобы понять настоящее. Тему урока попробуйте определить по музыкальному отрывку.
Звучит отрывок из песни “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” в исполнении Софии Ротару.
III. Версии детей, актуализация знаний.
Дети: О Родине, о дружбе, о семье.
Учитель: Ребята, сегодня наш урок посвящён дружбе народов, проживающих на Кубанской земле.
IV. Поиск решения проблемы.
1. Знакомство с народами, населяющими Кубань. Работа с картой.
Учитель: Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека: основывали свои города- колонии древние греки, вторгались полчища хазар, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживавших тесные связи с адыгейскими племенами. Позже нагайцы смогли распространить на Кубань своё влияние.
Первое славянское поселение появилось здесь ещё в Х веке на Таманском полуострове - русский город Тмутаракань. А освоение Кубани казаками началось более двухсот лет назад.
Край наш является самым густонаселенным и многонациональным регионом страны, в котором проживают представители более 120 национальностей.
- Ребята, а какие народы или национальности, проживающие на территории нашего, района, края вы знаете?
Ученики называют, учитель записывает на доске:
Русские – 70%
Армяне -
Украинцы -
Цыгане -
Греки -
2. Слайд-викторина “Традиции разных национальностей”.
- У каждого народа есть свой язык, свои обычаи и традиции. И я предлагаю вам принять участие в слайд - викторине.
Слайд 1.
Вы увидите предметы быта, утварь, блюда этих народов, услышите национальную музыку. Постарайтесь догадаться, представители, какой национальности используют изображённые предметы в быту и найдите национальный костюм этого народа.
Идёт слайд-викторина “Традиции разных народов, звучат народные мелодии.
Из предложенных нарисованных национальных костюмов ребята находят соответствующий и вывешивают на доску.
Слайд 2.
- Этот народ представляет “корни” всего российского народа.
О какой нации идёт речь? Русские
Слайд 3.
- А представители этой нации трудолюбивы и гостеприимны, хорошие мастера и спортсмены, на их земле находится знаменитая гора Арарат. Армяне
Словарная работа: дудук – армянский национальный инструмент.
Слайд 4.
- Представители этого народа являются прямыми нашими предками, потому что по указу Екатерины ІІ они переселились на Кубанские земли в 18 в., и многие слова казаками переняты у этого народа. Украинцы
Словарная работа: кордон - пограничное укрепление казаков.
Слайд 5.
- Этот народ привык кочевать, у них нет постоянного места проживания, но они любят танцы, песни, да и погадать вам смогут. Цыгане
Словарная работа:
Кибитка – пововозка.
Сбруя - упряжь для лошади.
Слайд 6.
- Эти народы основывали колонии на побережье Чёрного моря, они торговали и занимались земледелием. Они первыми стали использовать алфавит, у них была очень высокая культура. Греки
Словарная работа:
Туника – полушерстяная длинная рубаха.
Тога – овальный кусок ткани, который набрасывается на плечо.
Амфора – греческий сосуд с узким горлом.
Краснофигурный сосуд – сосуд, сделанный из красной глины, покрывался чёрным лаком, кроме рисунка.
Слайд 7.
V. Физминутка:
Учитель: Я хочу пригласить вас на танец дружбы “Я, ты, он, она – вместе дружная семья”.
(Учащиеся встают в круг и под песню “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” повторяют за учителем движения)
Учитель: Молодцы!
VI. Выражение решения проблемы.
Учитель: Ребята, мы живём в многонациональном государстве - Россия, и наша родная земля Кубань тоже многонациональный край. Как вы думаете, почему важно жить в мире и дружбе?
Дети:
- Чтобы не было войны.
- Чтобы не плакали дети.
- Чтобы спокойно жили старики.
- Чтобы все жили счастливо.
Учитель: А что должны делать все жители нашего края, чтобы сохранялся мир и покой на Кубанской земле?
Дети:
- Любить друг друга.
-Уважать друг друга.
- Помогать друг другу.
Учитель: Правильно, ребята! Молодцы!
А я хочу рассказать вам легенду. Называется она “Ладная семья”.
1. Легенда “Ладная семья”.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
VII. Итог урока.
Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Люди, проживающие на нашей земле, тоже являются большой семьёй и, чтобы мы всегда жили в мире и согласии и край наш богател и процветал нужно лишь любить и терпеливо относится друг к другу, прощать ошибки и тогда не будет раздоров и войн, а будет мир и процветание.
VIII. Домашнее задание.
Учитель: Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды. Поэтому вашим домашним заданием будет: разгадать кроссворд и, глядя на памятки, вспомнить содержание нашего урока.
Каждому ребёнку раздаётся кроссворд (Приложение 1) и памятка (Приложение 2).
Рефлексия.
Учитель: Перед вами лежат ладошки разных цветов (жёлтые и зелёные). Выберите ладошку такого цвета, которая передаёт ваше настроение: если вам всё было понятно на уроке, интересно, то возьмите зелёную ладошку, а если что-то на уроке вам было не понятно – жёлтую. А теперь, выходя из класса, прикрепите эту ладошку на плакат “Кубань - многонациональный край”.