Урок-фестиваль "Я, ты, он, она – вместе дружная семья"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Цель: воспитание чувства любви к малой Родине - многонациональной Кубани.

Задачи урока.

  1. Воспитание уважения к разным народам, их традициям и культуре.
  2. Знакомство с понятиями нация и толерантность.
  3. Расширение лексического запаса слов, развитие мышления у детей.
  4. Формирование умения работать с памятками.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация: “Традиции разных народов”;
  • памятки с понятиями;
  • элементы национальных костюмов;
  • карта по истории заселения Кубани;
  • цветные ладошки.

План урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы: определение темы урока.

III. Версии детей, актуализация знаний.

IV. Поиск решения проблемы.

1. Знакомство с народами, населяющими Кубань.

2. Слайд-викторина “Традиции разных национальностей”.

V. Физминутка. “Я, ты, он, она – вместе дружная семья”.

VI. Выражение решения проблемы. Легенда “Ладная семья”.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы: определение темы урока.

Учитель. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое, чтобы понять настоящее. Тему урока попробуйте определить по музыкальному отрывку.

Звучит отрывок из песни “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” в исполнении Софии Ротару.

III. Версии детей, актуализация знаний.

Дети: О Родине, о дружбе, о семье.

Учитель: Ребята, сегодня наш урок посвящён дружбе народов, проживающих на Кубанской земле.

IV. Поиск решения проблемы.

1. Знакомство с народами, населяющими Кубань. Работа с картой.

Учитель: Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека: основывали свои города- колонии древние греки, вторгались полчища хазар, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживавших тесные связи с адыгейскими племенами. Позже нагайцы смогли распространить на Кубань своё влияние.

  Первое славянское поселение появилось здесь ещё в Х веке на Таманском полуострове - русский город Тмутаракань. А освоение Кубани казаками началось более двухсот лет назад.

Край наш является самым густонаселенным и многонациональным регионом страны, в котором проживают представители более 120 национальностей.

- Ребята, а какие народы или национальности, проживающие на территории нашего, района, края вы знаете?

Ученики называют, учитель записывает на доске:

Русские – 70%

Армяне -

Украинцы -

Цыгане -

Греки -

2. Слайд-викторина “Традиции разных национальностей”.

- У каждого народа есть свой язык, свои обычаи и традиции. И я предлагаю вам принять участие в слайд - викторине.

Слайд 1.

Вы увидите предметы быта, утварь, блюда этих народов, услышите национальную музыку. Постарайтесь догадаться, представители, какой национальности используют изображённые предметы в быту и найдите национальный костюм этого народа.

Идёт слайд-викторина “Традиции разных народов, звучат народные мелодии.

Из предложенных нарисованных национальных костюмов ребята находят соответствующий и вывешивают на доску.

Слайд 2.

- Этот народ представляет “корни” всего российского народа.

О какой нации идёт речь? Русские

Слайд 3.

- А представители этой нации трудолюбивы и гостеприимны, хорошие мастера и спортсмены, на их земле находится знаменитая гора Арарат. Армяне

Словарная работа: дудук – армянский национальный инструмент.

Слайд 4.

- Представители этого народа являются прямыми нашими предками, потому что по указу Екатерины ІІ они переселились на Кубанские земли в 18 в., и многие слова казаками переняты у этого народа. Украинцы

Словарная работа: кордон - пограничное укрепление казаков.

Слайд 5.

- Этот народ привык кочевать, у них нет постоянного места проживания, но они любят танцы, песни, да и погадать вам смогут. Цыгане

Словарная работа:

Кибитка – пововозка.

Сбруя - упряжь для лошади.

Слайд 6.

- Эти народы основывали колонии на побережье Чёрного моря, они торговали и занимались земледелием. Они первыми стали использовать алфавит, у них была очень высокая культура. Греки

Словарная работа:

Туника – полушерстяная длинная рубаха.

Тога – овальный кусок ткани, который набрасывается на плечо.

Амфора – греческий сосуд с узким горлом.

Краснофигурный сосуд – сосуд, сделанный из красной глины, покрывался чёрным лаком, кроме рисунка.

Слайд 7.

V. Физминутка:

Учитель: Я хочу пригласить вас на танец дружбы “Я, ты, он, она – вместе дружная семья”.

(Учащиеся встают в круг и под песню “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” повторяют за учителем движения)

Учитель: Молодцы!

VI. Выражение решения проблемы.

Учитель: Ребята, мы живём в многонациональном государстве - Россия, и наша родная земля Кубань тоже многонациональный край. Как вы думаете, почему важно жить в мире и дружбе?

Дети:

- Чтобы не было войны.

- Чтобы не плакали дети.

- Чтобы спокойно жили старики.

- Чтобы все жили счастливо.

Учитель: А что должны делать все жители нашего края, чтобы сохранялся мир и покой на Кубанской земле?

Дети:

- Любить друг друга.

-Уважать друг друга.

- Помогать друг другу.

Учитель: Правильно, ребята! Молодцы!

А я хочу рассказать вам легенду. Называется она “Ладная семья”.

1. Легенда “Ладная семья”.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И подумав, добавил:

- И мира тоже.

VII. Итог урока.

Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Люди, проживающие на нашей земле, тоже являются большой семьёй и, чтобы мы всегда жили в мире и согласии и край наш богател и процветал нужно лишь любить и терпеливо относится друг к другу, прощать ошибки и тогда не будет раздоров и войн, а будет мир и процветание.

VIII. Домашнее задание.

Учитель: Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды. Поэтому вашим домашним заданием будет: разгадать кроссворд и, глядя на памятки, вспомнить содержание нашего урока.

Каждому ребёнку раздаётся кроссворд (Приложение 1) и памятка (Приложение 2).

Рефлексия.

Учитель: Перед вами лежат ладошки разных цветов (жёлтые и зелёные). Выберите ладошку такого цвета, которая передаёт ваше настроение: если вам всё было понятно на уроке, интересно, то возьмите зелёную ладошку, а если что-то на уроке вам было не понятно – жёлтую. А теперь, выходя из класса, прикрепите эту ладошку на плакат “Кубань - многонациональный край”.