Авторская программа для подготовительных групп детских художественных школ для детей в возрасте 7–9 лет

Разделы: МХК и ИЗО


Для гармоничного развития ребенка очень важно, что его творчество дает возможность выражать эмоциональное отношение к миру, чего дети зачастую лишены в привычном течении жизни, особенно в современном компьютеризированном мире.

Предложенные задания программы рассчитаны развивать у малышей мелкую моторику, навыки общения и поведения, воображение, память и речь.

Работая с детьми разного возраста от 7 до 17 лет, я убедилась в том, что ребят, независимо от того, сколько им лет, постоянно нужно удивлять чем-то новеньким, заинтересовывать темой, материалом, техникой исполнения.

В подготовительную группу нашей детской художественной школы набираются все желающие в возрасте 7-9 лет. Чаще всего ребенок мало знаком или незнаком с такими художественными материалами, как гуашь, различные кисти, палитра, акварель, пастель, уголь, сангина и многое другое. Хорошо знакомы цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш, ластик, глеевые ручки.

Я заметила, что учащиеся мало обращают внимания на те средства, которые он имеет в распоряжении. Обычно используется некачественная кисть произвольного размера, либо карандаши случайной мягкости. Часто изображается рисунок на некачественной бумаге или используется ластик, который не выбирает тон карандаша, а делает грязные следы и размазывает рисунок. Работа в итоге получается хуже ожидаемого результата. Считая, что постановка руки и глаза, овладение техническими средствами актуально для воспитания творческой личности.

Чтобы устранить эти существенные недостатки в методике проведения урока, ставлю задачу : разработать задание, которое научит ребенка сознательно использовать все возможные технические средства и материалы на уроке.

Выработанные навыки позволят успешно реализовать учебный процесс в старших классах ДХШ.

Целью данной программы для подготовительной группы является заинтересованность ребенка в продолжении учебы в детской художественной школе. Учащийся должен сдать вступительные экзамены в первый класс, а педагоги в дальнейшем должны получить грамотного выпускника. Ребенок с каждым занятием все больше погружается в неизвестный ему до этого материал, приобретает навыки использования того или иного материала, для достижения поставленной творческой задачи.

В ходе воспитательной работы необходимо стремиться развивать у ребенка такие черты как:

  • умение различать проблемные ситуации, понимать чувства других людей;
  • гибкость в поиске решений и воздвижении идей;
  • оригинальность творческой мысли как способа непроизвольного выражения;
  • способность к общению.

Задача учителя – обеспечить творческую атмосферу для самовыражения ребенка.

Данная программа дает возможность учителю непрерывно расширять и дополнять другими творческими заданиями. Расширение круга и возрастающая сложность дает возможность начать понимать специальные художественные термины, поможет научиться определять основные виды искусства. Особенное значение предается умению определить материалы выполнения, прививанию технических навыков (вырезание, наклеивание, лепка, работа с гуашью, работа в технике акварели). Необходимо дать понимание основ орнамента (симметрия, ритм повторение элементов, чередование, и т. д.). Занятия с ребятами проводятся по всем видам рисования (с натуры, тематические, декоративные и т.д.). Задания предлагаются от простого к более сложному. Игровой момент помогает изучению формы, ее составных частей, пропорции, характера.

Начинать работу в подготовительной группе надо с родителей. На родительском собрании выкладываю на стол все необходимые материалы.

Так как малышу очень важно, чтобы его творческие усилия были успешными, необходимо приобрести родителям качественные материалы. Родителям предлагается приобрести художественную гуашь, укомплектованную маленькими баночками с завинчивающейся крышкой. Так как ребенок должен без помощи взрослого открыть и закрыть баночку с краской. Родителям предлагается приобрести художественную акварель, важно так же иметь для уроков качественную бумагу (листы бумаги, которую педагог в соответствии с задачей урока разрезает на необходимые форматы.). Для занятий акварелью предлагаются купить несколько листов торшона, которые педагог так же разрезает необходимые форматы.

Далее знакомлю родителей с различными видами кистей и их размерами. Ребята приносят на урок много лишних кистей, теряют их, путают с соседскими, по этому для занятий предлагается иметь определенное количество кистей различного размера. Это щетинные кисти номер 20 и 10, беличьи кисти номер 8, 5 и 3. Цветные карандаши должны быть мягкими и давать яркий цвет. Предлагаю обычно карандаши фирмы Faber-Castel. В наборе достаточно иметь шесть цветов. Большие наборы нецелесообразны. Простой карандаш важен для подготовительного рисунка и для графических работ. Обычно это карандаши фирмы Koh-I-Noor мягкости 4B. Это карандаш дает большую шкалу тона, от светло серого, до насышенно-черного. Далее, в течении учебного года, мы с ребятами изучаем карандаши различной мягкости, фломастеры, глеевые ручки. Пластилин не должен быть токсичным, а так же иметь в наборе дощечку и стеки. Для уроков закупается две пачки голубой глины в сухом порошке. На первом уроке с ребятами сразу необходимо обратить внимание на организацию рабочего места. Стол застилаем газетой, некоторые родитель покупают специальную клеенку для стола. Спрашиваю, кто левша, кто правша. И соответственно каждому устанавливаю справа или слева ведерко с водой, наполненные на ½ или 2/3 водой, палитру, выкладываем кисти. Прошу детей открыть все баночки гуаши и выложить в порядке на столе: белая, желтые, оранжевые и красные, синие и зеленые, коричневые, черная. Дети привыкают к такому порядку, что очень важно в организации учебного процесса. На первом уроке проверяю, знают ли дети названия красок. Обязательно обращаю внимание на форму и размер кистей, рассказываю, из чего сделана кисточка и почему у нее есть номер. Считаю, что это очень важно, так как ребенок дальше начинает сознательно применять кисти. На уроках мы с детьми учимся пользоваться одноразовыми салфетками. Показываю, в какой руке лучше держать ее и как вытирать кисти. Обычно, через две недели занятии дети привыкают к такому порядку, что позволяет успешно справляться с поставленными задачами. После окончания работы ребята убирают каждый свое рабочее место. В конце урока мы записываем в блокнот, что принести на следующий урок.

Начиная работу на уроках изобразительного искусства учащиеся подготовительной группы не умеют пользоваться палитрой. Целью педагога постепенно научить малышей смешивать краски, вводя предварительные упражнения. Делаем, так называемые, «мешалки». Сначала на листе бумаги, позже на палитре. Обращаем внимание детей на первых уроках как нужно окунать кисть в краску. В каких случаях нужно нырнуть полностью в баночку, а в каких случаях коснуться только кончиком кисти. При создании композиции, чтобы снять «зажатость» ребенка предлагаю работать кистью сразу без предварительного рисунка.

В последней четверти учебного года многие ребята уже собираются поступать в первый класс ДХШ, поэтому предлагается цикл заданий по овладению техники акварели. Обращаю внимание, что акварель любит «водичку», выполняем упражнения где изучается «текучесть», на смешение красок. Обязательно вводятся задания по различным заливкам акварели, с последующими творческими заданиями. Учащиеся знакомятся с основами цветоведения, отрабатывают навыки в акварельных техниках «по сырому», «а-ля прима», «лессировки», «мазки».

Отрабатываются навыки работы беличьими кистями, учимся работать кончиком кисти, чтобы получилась тонкая линия, полусухой кистью можно снять излишек краски или высветлить нужное место. Примакиванием или легкими ударами плоской кисти можно достичь впечатления фактур. Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек краски сухой кистью.

На уроках изобразительного искусства ребята в подготовительной группе знакомятся с основами цветоведенья, узнают об основных цветах. В игровой форме выполняют упражнения на смешение цветов, получая составные цвета. Они легко запоминают группы теплых и холодных цветов. Эти знания подкрепляются образными эмоциональными композициями на тему: холода, зимы или жарких стран. Детям интересны исследования в виде упражнений, затем композиций, как цвет изменяется с введением белого или черного. Они понимают, что цвет создает образный настрой композиции.

Основной вид рисования, развивающий наблюдательность, знания предметов и явлений окружающего мира является рисование с натуры. Предмет, который будет изображаться, дети изучают, игровые моменты помогают запомнить его формы. Моделирование, лепка, аппликация, также дают ребенку возможность более полно изучать данный предмет, его составные части и пропорции. (смотри Приложение 1)

На уроках графики вводятся первоначальные упражнения, позволяющие ребенку приобрести определенные навыки в работе карандашами, фломастерами, глеевыми ручками. Например, в работе карандашом на уроке выдается вырезанное квадратное окошко. В нем ученику наглядно показываю, как сделать переход от светлого к темному. Это переход может быть плавным или резким, штрих можно сделать коротким или длинным. Редкий штрих дает светлый тон, густой – темный. Предлагаю творчески поработать карандашами, сочиняя в окошке различные типы линий. Наглядно показываю, что ластик также может рисовать, затем предлагаются различные творческие задания, призванные закрепить навыки работы с карандашами. Тот же принцип заложен в последовательности заданий с глеевыми ручками, пастелью и т. д.

Вырезание ножницами, аппликация, развивает у детей представление о пропорциях, форме, фактуре, чувство цвета и равновесие в композиции. Для аппликации мы используем белую и цветную бумагу, ткани, осенние листья, фантики и т. п. В задании «фигура человека» мы составляем в определенной последовательности фигуру человека, учимся моделировать различные позы и движения. Это значительно облегчает ребенку выполнение композиции с несколькими фигурами в различных движениях и связанных с определенным сюжетом.

В процессе моделирования ребенок узнает форму предмета, его конструкцию, составные части, приучается подчинять образному решению материал и его обработку. С помощью моделирования у ребенка формируется понятие об окружающей действительности о предметах и явлениях, о их взаимосвязи пространстве.

Декоративное рисование на уроках развивает у ребят чувство ритма и цвета. Они узнают термины: симметрия, ритм, узор – сочетание линий, форм, цветов, в определенной последовательности. Очень интересны на уроках исследования симметрии в окружающей природе. (смотри Приложение 2)

Важным методом в работе подготовительной группы является подведение итогов занятий. Лучше всего это осуществлять устраивая выставки по заданиям и темам, а также итоговые выставки по полугодиям. Обязательно ребятам предлагается участие в детских художественных конкурсов, куда посылаются лучшие работы.

Выставки демонстрируют достигнутый качественный уровень подготовки ребят, побудит дальше их к дальнейшему соревнованию в совершенствовании художественного мастерства. Родители, как правило, с большим вниманием относятся к занятием своих детей изобразительным искусствам, охотно принимают участие к чаю в организации различных мероприятий в обеспечении школы необходимым материалом и оборудованием. Но среди родителей есть те, кто не понимает и недооценивает роли изобразительного искусства в формировании и развитии ребенка. Они относятся к детским занятиям в художественной школе, как к очередной забаве. Конечно, это сказывается на несерьезное отношение самого ребенка к занятиям.

Общение с родителям дает возможность педагогу узнать склонности и особенности родителей, наладить с ним контакт, и дать некоторые рекомендации родителям по вопросам воспитания. Наиболее общей формой связи с родителями являются родительские собрания, которые обычно проводятся в начале и в конце учебного года.

Изобразительный материал.