Пояснительная записка
Программа данного курса составлена для учащихся кадетского 8 класса. Введение данного курса « Физика в биологии, химии и медицине» необходимо в связи со спецификой преподавания в кадетских классах МЧС России. Курс « Физика в биологии, химии и медицине», рассчитанный на 17 часов, является логическим продолжением темы «Строение вещества, молекулярная физика», осуществляет межпредметные связи с биологией, химией, несложен для восприятия его учащимися. На занятиях достаточно времени уделяется законам молекулярно-кинетической теории, законам сохранения массы вещества, энергии, электрического заряда, а также биографии ученых, современной научной картине мира.
Программа элективного курса «Физика в биологии, химии и медицине» составлена в соответствии с содержанием книги «Перекрестки физики, химии и биологии», В.Р. Ильченко, М. «Просвещение», 1986.
На изучение курса отводится 17 часов.
Цели:
- Углубить и расширить знания учащихся по физике, развивать у них интерес к познанию природных явлений, приобретение навыков самостоятельного изучения фундаментальных основ науки и их приложений, подготовка к продолжению физического образования в старших кадетских классах.
- Ознакомить учащихся с основами физической науки, сформировать ее основные понятия, дать представление о некоторых физических законах и теориях, видеть их проявление в природе.
- Сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней.
- Ознакомить с различными применениями физических законов в практической деятельности.
- Ознакомить с методами естественнонаучного исследования, в частности с экспериментом.
- Формировать умения выдвигать гипотезы, пользоваться методом аналогий и идеализации, индукции и дедукции.
Методы обучения: (активное обучение)
- Игровые
- Исследовательские
- Защита проектов
- Практикумы по решению задач
- Лекции
- Проведение лабораторных и практических работ
- Групповые, работа в парах.
Основные знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися при изучении курса «физика в биологии, химии и медицине».
Знания | Умения и навыки |
понятия: диффузия, осмос, тургор, водородные и тепловые свойства воды, атом, ядро, материя, симметрия, электрический заряд, фотосинтез, биосфера, электрон, наследственность, ген. Законы: периодический закон, законы сохранения массы вещества, энергии, электрического заряда, статистический характер законов Практическое применение: роль молекулярно-кинетической теории при объяснении биологических явлений, роль квантов при объяснении тем химии и биологии, становление единой научной картины мира. |
- видеть связь между физикой, биологией, химией и медициной; - уметь выдвигать гипотезы, производить анализ, синтез, сравнивать, делать выводы; - уметь экспериментировать, доказывать выдвинутые гипотезы; - приобретать навыки самостоятельного изучения фундаментальных основ науки и их приложений |
Учебно-тематический план курса «физика в биологии, химии и медицине».
№ | Тема занятий | кол-во часов | форма занятий |
1-2 | Роль молекулярно-кинетической теории при объяснении биологических явлений: дыхания, осмоса, тургора, питания, гидрофильных и гидрофобных связей, водородных связей, тепловых свойств воды. | 2 | беседа, практикум, лекция, доклад учащихся |
3-4 | Статистический характер величин и законов: законы механики Ньютона при объяснении эволюции в живой природе (теория Дарвина). | 2 | практикум, беседа, лекция |
5 | Понятие о квантах при объяснении зрения, наследственности, фотосинтеза, окраске цветков. | 1 | доклад учащихся |
6-7 | Теория строения вещества: периодический закон Менделеева, онтогенез, филогенез, периодичность в природе. | 2 | практикум по работе с периодической системой |
8-9 | Закон сохранения массы вещества: земля – единственная пища растений, фотосинтез, биогеохимический круговорот веществ в биосфере. | 2 | практикум |
10-11 | Закон сохранения энергии: тепловые эффекты химических реакций, химические связи, образование кристаллов, превращение энергии в биосфере, энергетические процессы в клетке (АДФ). | 2 | доклад, семинар, лекция |
12 | Закон сохранения электрического заряда: валентность, зубная эмаль. | 1 | беседа, практикум |
13 | Симметрия в природе. | 1 | практикум |
14 | Научная картина мира. | 1 | лекция |
15 | Картины мира мыслителей древности. | 1 | лекция |
16 | Эволюция, современная научная картина мира. | 1 | беседа |
17 | Итоговое занятие: защита проектов. | 1 | практикум |
Возможные творческие и конструкторские задания.
- Создание моделей: периодичности, атома, симметричности в природе.
- Практические работы по рассмотрению симметрии, диффузии, питания корней растений, осмоса, тургора, плавления и кристаллизации, фотосинтеза.
Учебно-методическое обеспечение курса:
- Учебники по физике, биологии, химии школьного курса.
- В.Р. Ильченко «Перекрестки физики, химии и биологии», М.Просвещение, 1986.
- Мультивидеотека школьной библиотеки.