Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 8-го кадетского класса "Физика в биологии, химии и медицине"

Разделы: Физика


Пояснительная записка

Программа данного курса составлена для учащихся кадетского 8 класса. Введение данного курса « Физика в биологии, химии и медицине» необходимо в связи со спецификой преподавания в кадетских классах МЧС России. Курс « Физика в биологии, химии и медицине», рассчитанный на 17 часов, является логическим продолжением темы «Строение вещества, молекулярная физика», осуществляет межпредметные связи с биологией, химией, несложен для восприятия его учащимися. На занятиях достаточно времени уделяется законам молекулярно-кинетической теории, законам сохранения массы вещества, энергии, электрического заряда, а также биографии ученых, современной научной картине мира.

Программа элективного курса «Физика в биологии, химии и медицине» составлена в соответствии с содержанием книги «Перекрестки физики, химии и биологии», В.Р. Ильченко, М. «Просвещение», 1986.

На изучение курса отводится 17 часов.

Цели:

  • Углубить и расширить знания учащихся по физике, развивать у них интерес к познанию природных явлений, приобретение навыков самостоятельного изучения фундаментальных основ науки и их приложений, подготовка к продолжению физического образования в старших кадетских классах.
  • Ознакомить учащихся с основами физической науки, сформировать ее основные понятия, дать представление о некоторых физических законах и теориях, видеть их проявление в природе.
  • Сформировать основы естественнонаучной картины мира и показать место человека в ней.
  • Ознакомить с различными применениями физических законов в практической деятельности.
  • Ознакомить с методами естественнонаучного исследования, в частности с экспериментом.
  • Формировать умения выдвигать гипотезы, пользоваться методом аналогий и идеализации, индукции и дедукции.

Методы обучения: (активное обучение)

  • Игровые
  • Исследовательские
  • Защита проектов
  • Практикумы по решению задач
  • Лекции
  • Проведение лабораторных и практических работ
  • Групповые, работа в парах.

Основные знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися при изучении курса «физика в биологии, химии и медицине».

Знания Умения и навыки
понятия: диффузия, осмос, тургор, водородные и тепловые свойства воды, атом, ядро, материя, симметрия, электрический заряд, фотосинтез, биосфера, электрон, наследственность, ген.
Законы:
периодический закон, законы сохранения массы вещества, энергии, электрического заряда, статистический характер законов
Практическое применение:
роль молекулярно-кинетической теории при объяснении биологических явлений, роль квантов при объяснении тем химии и биологии, становление единой научной картины мира.
- видеть связь между физикой, биологией, химией и медициной;
- уметь выдвигать гипотезы, производить анализ, синтез, сравнивать, делать выводы;
- уметь экспериментировать, доказывать выдвинутые гипотезы;
- приобретать навыки самостоятельного изучения фундаментальных основ науки и их приложений

Учебно-тематический план курса «физика в биологии, химии и медицине».

Тема занятий кол-во часов форма занятий
1-2 Роль молекулярно-кинетической теории при объяснении биологических явлений: дыхания, осмоса, тургора, питания, гидрофильных и гидрофобных связей, водородных связей, тепловых свойств воды. 2 беседа, практикум, лекция, доклад учащихся
3-4 Статистический характер величин и законов: законы механики Ньютона при объяснении эволюции в живой природе (теория Дарвина). 2 практикум, беседа, лекция
5 Понятие о квантах при объяснении зрения, наследственности, фотосинтеза, окраске цветков. 1 доклад учащихся
6-7 Теория строения вещества: периодический закон Менделеева, онтогенез, филогенез, периодичность в природе. 2 практикум по работе с периодической системой
8-9 Закон сохранения массы вещества: земля – единственная пища растений, фотосинтез, биогеохимический круговорот веществ в биосфере. 2 практикум
10-11 Закон сохранения энергии: тепловые эффекты химических реакций, химические связи, образование кристаллов, превращение энергии в биосфере, энергетические процессы в клетке (АДФ). 2 доклад, семинар, лекция
12 Закон сохранения электрического заряда: валентность, зубная эмаль. 1 беседа, практикум
13 Симметрия в природе. 1 практикум
14 Научная картина мира. 1 лекция
15 Картины мира мыслителей древности. 1 лекция
16 Эволюция, современная научная картина мира. 1 беседа
17 Итоговое занятие: защита проектов. 1 практикум

Возможные творческие и конструкторские задания.

  1. Создание моделей: периодичности, атома, симметричности в природе.
  2. Практические работы по рассмотрению симметрии, диффузии, питания корней растений, осмоса, тургора, плавления и кристаллизации, фотосинтеза.

Учебно-методическое обеспечение курса:

  1. Учебники по физике, биологии, химии школьного курса.
  2. В.Р. Ильченко «Перекрестки физики, химии и биологии», М.Просвещение, 1986.
  3. Мультивидеотека школьной библиотеки.