Класс: 6.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Оборудование:
- Мультимедиа презентации.
- Учебник биологии 6 класс “Растения”, автор Пономарева И.Н.
- Таблицы ”Фотосинтез”, “Внутреннее строение листа”.
Цели урока:
Обучающие:
- Познакомить учащихся со способами питания растений
- Дать представление о фотосинтезе ,обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях протекания процесса фотосинтеза.
- Обеспечить усвоение учащимися понятий: автотрофные и гетеротрофные организмы.
- Подвести учащихся к пониманию взаимосвязи корневого и воздушного питания.
- Показать значение зеленых растений в жизни планеты.
Развивающие:
- Уметь обосновывать роль света в процессе фотосинтеза, делать выводы о космической роли зеленых растений.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения выделять главное.
- Развивать коммуникативные способности учащихся.
- Формировать умение наблюдать, сопоставлять и делать выводы.
Воспитательные:
- Развитие познавательного интереса учащихся.
- Воспитание у учащихся бережного отношения к зеленым растениям.
- Формирование умений высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Структура урока:
№ | Этапы | Методы и приемы |
1 | Организационный | Приветствие, проверка готовности к уроку, благоприятный настрой учащихся на восприятие урока. |
2 | Актуализация знаний. | Постановка цели урока. Повторение ранее изученного материала. |
3 | Изучение новой темы. | Рассказ, беседа, демонстрация. |
4 | Закрепление изученного материала. | Индивидуальная самостоятельная работа с рабочей тетрадью, обобщение изученного материала. |
5 | Итог урока. | Фронтальный опрос, выводы. |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Повторение ранее изученного материала:
- органы цветкового растения;
- корневое питание, роль корня в поглощении воды и растворенных минеральных солей;
- зеленый лист как специализированный орган воздушного питания, особенности строение листа;
- виды пластид, роль хлоропластов. (Видеофрагмент – хлоропласты в клетке).
III. Изучение нового материала – рассказ учителя с элементами беседы.
А) Фотосинтез как процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды, его этапы.
Б) Виртуальная лаборатория: Опыт №1, доказывающий, что растения в процессе фотосинтеза выделяют кислород. Опыт №2, доказывающий образование органических веществ (крахмала) в зеленых листьях растения на свету.
В) Условия, необходимые для протекания фотосинтеза (самостоятельная работа с учебником).
Г) Способы питания растений: почвенное и воздушное, их взаимосвязь.
IV. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа, выполнение заданий в рабочей тетради.
V. Взаимосвязь воздушного и почвенного питания растений.
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зелёностью своей,
И, вот как о себе зефирам толковали:
“Не правда ли , что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нём без нас? Ну, право.
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаётесь с нами”.
“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”.
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
“Кто смеет говорить столь наго и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?”
Листы, по дереву шумя, залепетали.
“Мы те”, им снизу отвечали:
“Которые здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте,
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас”. (И. А. Крылов “Листья и корни”)
Вопрос: Кто же играет главенствующую роль в жизни растения. Листья или корни?
VI. После ответов формулируются выводы и записываются в тетрадь:
- корень – орган почвенного питания
- лист – орган воздушного питания;
- в хлоропластах на свету протекает процесс фотосинтеза - образования из углекислого газа и воды органических веществ;
- при фотосинтезе выделяется кислород;
- органические вещества расходуются на рост и развитие органов;
- особенность питания растений – поглощение минеральных веществ, создание органических веществ, а затем их расходование.
VII. Домашнее задание:
- §28, записи в тетради.
- творческое задание: придумайте и опишите опыты, доказывающие, что растения дышат.
VIII. Релаксация (видеофрагмент).
Описание работы – Приложение 1.