На первом этапе проверяются теоретические знания, путём тестирования на компьютере. Ответы на каждый из поставленных вопросов требуют мыслительной деятельности.
Следующим этапом является работа по определенной тематической программе, которая заставляет на практике использовать морфологические правила.
Третий этап работы связан с информационными карточками, включающими всевозможные упражнения. Основной целью данной работы является самопроверка по различным орфограммам.
При использовании инновационных технологий на уроке применяются следующие приёмы:
- опорный конспект (при повторении теории),
- ключевые термины, мозговая атака (задание блиц-турнира),
- исследование текста с грамматическим заданием,
- групповая работа (исследовательская работа учащихся по определённой проблеме).
Цель урока: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном как части речи, актуализировать знания об особенностях употребления имён прилагательных в речи, развивать умения работы в группах.
Ход работы
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Ежедневно мы произносим удивительные слова. Они украшают нашу речь, делают ее точнее и красочней. А помогают нам в этом имена прилагательные. Русский язык богат прилагательными.
2. Притча о прилагательных – читает ученик.
Имена прилагательные появились в стране русского языка удивительно несамостоятельными. И решили они пойти к существительным. «Милые существительные, пустите нас в свои владения, мы вам всегда помогать будем, мы вам всё приукрасим, глаз не отвести». Понравились прилагательные существительным, а заодно и свои формы одолжили. Так и живут прилагательные с существительными и во всем с ними согласуются.
3. Работа с эпиграфом. Постановка целей урока.
Обратите внимание на эпиграф, написанный на доске:
Да, есть слова, что жгут как пламя,
Что светят вдаль и вглубь – до дна.
Исходя из этих слов и из прослушанной притчи, давайте поставим перед собой цель нашей сегодняшней работы. (Ответы учеников).
Вывод учителя.
Да, поговорим мы об этой удивительной части речи: повторим то, что узнали о ней в этом году и проверим свои орфографические навыки. Работать мы будем по командам. Их у нас 4. В ней есть капитаны. Мне помогать будут наши эксперты. Итак, начинаем.
II. Теоретическая разминка.
(Работа на компьютерах. Приложение 1). Внимательно прочитайте вопросы и выберите правильный ответ. Результаты тестирования эксперты вносят в базу подсчета правильных ответов.
III. Групповая работа по командам на компьютерах.
(Приложение 2).
Выбрать словосочетания с различными видами связи. Эксперты проверяют результаты и вносят подсчитанные баллы в базу ответов.
IV. Творческое задание.
(Взаимопроверка теоретических знаний и практических навыков по теме).
а) «Взаимный бой». Пока 1 и 2 команды работают на компьютерах (Приложение 3), 3 и 4 команды проверяют друг друга подготовленными вопросами.
Перекрёстные вопросы. 3 команда задаёт вопросы 4 команде.
Вопрос команды | Предполагаемый ответ |
Чем отличаются притяжательные прилагательные от других разрядов прилагательных | Отвечают на вопрос ЧЕЙ?, указывают на принадлежность, образуются только от названий лиц и животных. |
В каком прилагательном, образованном от названия месяца нет Ь? | Январский |
Сравните правила написания НЕ с прилагательными и существительными. Чем отличаются?? | В прилагательных НЕ пишется раздельно при наличии слов: далеко, отнюдь, вовсе, ничуть… |
Может ли прилагательное иметь окончания -ово? -ии? | Нет. Только -ого, -ие |
Образуйте от прилагательных «плохой, хороший» сравнительную степень. | Плохой – хуже, хороший – лучше |
Перекрёстные вопросы. Задаёт 4 команда.
Вопрос команды | Предполагаемый ответ |
Назовите имена прилагательные, которые могут выступать и в роли существительного | Булочная, кондитерская, столовая, портной, мороженое, военный, рабочий. |
Сколько прилагательных в пословице и почему? С миру по нитке – голому рубашка. | Ни одного. Слово « голому» является существительным. |
Какое правило необходимо знать, чтобы не допустить ошибку в написании прилагательных в простой сравнительной степени? Например, звонче. | Ь в сочетании НЧ не пишется. |
В каком случае не нужен контекст для определения слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными? | Когда слово без НЕ слово не употребляется. |
Вспомните, как образуется притяжательные прилагательные? | С помощью суффиксов ИН, ИЙ, ЬЯ,ОВ. |
б) Работа на компьютерах команды 3 и 4. (Приложение 3) (Одновременно ведётся перекрестный опрос 1 и 2 команды.)
Антенна для телевизора | Горка изо льда |
Каша из тыквы | Очень важный для жизни |
Шляпа из соломы | Посуда из глины |
Пение соловья | Платье изо льна |
Ветер с силой урагана | Украшение из серебра |
Поделки из бересты | Фонарик для кармана |
Кисель из клюквы | Пух тополя |
Гнездо утки | Ржанье лошади |
Подобрать для прилагательных такие существительные, чтобы получился фразеологизм;
Дремучий | Истошный |
Обложной | Терновый |
Животрепещущий | Заклятый |
Перочинный | Зоркий |
подобрать к прилагательному синоним (перекрестный опрос)
Высокий человек – рослый | Свежий воздух – чистый |
Высокий урожай – богатый | Свежий ветер – прохладный |
Высокий дом – многоэтажный | Свежий хлеб – мягкий |
Высокий голос – тонкий | Свежие листья – зеленые |
Высокий стиль – торжественный | Свежая мысль – новая |
Высокие гости – почетные | Свежее лицо – бодрое |
V. Физкультминутка. (гимнастика для глаз)
Отгадать загадку:
Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
Посмотрите на часики. Они без стрелок.
- Посмотрите глазками на цифры 12, 6, 3, 9.
- Закройте глазки, откройте.
- Поработайте глазками вместо стрелок: по часовой стрелке, против часовой стрелки.
VI. Практическая работа со всем классом с последующей самопроверкой.
Графический диктант.
Выяснить, какую букву надо ставить О или Е в суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных после шипящей буквы. Результат внесите в таблицу. Точки соединить линиями для получения графика.
Ежовый | Ключевой |
Лицевой | Хорошего |
Пищевой | Грушевый |
Пунцовый | Замшевый |
В дремучем лесу | Мышонок |
Чужой | Кумачовый |
Ручонка | Плюшевый |
Со свечой | Тощего |
VII. Индивидуальная работа с учащимися по карточкам.
Вспомните правило не с прилагательными , выполните предложенное задание в карточках
Вариант-1 | Вариант-2 |
Не…трудный урок Не…интересный, а скучный фильм Не…приятный заговор Не…взрачный ребёнок Забор ничуть не…высок |
Не…отложная помощь Не…мелкий, а глубокий овраг Сюжет вовсе не…сложен Не…лепый вопрос Не…серебряное кольцо |
Вариант-3 | Вариант-4 |
Отнюдь не…спокойное время Не…проезжие дороги Не…настный день Не…большой лесок Не…тёплый, а холодный день |
Очень не…интересная книга Не…близкие люди Поступок не…красивый, а безобразный Вовсе не…ясный звук Не…большой, но чудесный хор |
VIII. Работа с текстом. (Кто быстрее?)
Задание. Найдите краткие прилагательные в тексте про лягушку.
Лягушка-невеста
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен и, прямо скажем, красив. Зато бобёр богат, умен, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»
IX. Индивидуальная работа по командам.
Выполните синтаксический разбор предложения из карточки. Как вы знаете, прилагательные употребляются в описание внешности человека. Послушайте отрывок из повести Кондратьева «Сашка» .Разбор выполняется на доске с последующей проверкой учащимися класса.
- У низенького столика сидел тот самый светловолосый мальчик.
- Примечательными в его белокожем лице были огромные глаза.
- Сейчас строгий взгляд этого мальчика был задумчив.
- Лицо и кисти рук были у него темными от загара.
X. Работа по развитию речи.
Вам было дано задание: написать сочинение «Лингвистическая миниатюра» на тему «Из истории прилагательных». Послушаем ваши работы.
Чтение сочинений. Жюри оценивает работы.
XI. Блиц-опрос. Кто самый догадливый?
Ответ должен состоять из одного прилагательного.
- Какой болезнью никто на свете не болел – здоровый.
- Когда зрячий человек бывает слепым – спящий.
- Каким гребнем голову не расчешешь – петушиным.
- Какой год продолжается всего один день – високосный
- В какие ворота не забьешь гол – закрытые
- Из какой тарелки не пообедаешь – пустой
- Какой кирпич бывает едой – хлебный.
- Какие 4 моря носит название цвета – Черное, Белое, Красное, Желтое.
- Из какого крана нельзя напиться – подъемного.
- Из какого полотна не сошьешь рубаху – железнодорожного.
- Какую воду в решете можно носить – ледяную.
- В каких лесах не водится дичь – строительных.
- Каким поясом не подпояшешься – географическим.
- Какие прилагательные ж.р. жалуются на свой рост – маленькая, низкая.
- Какие прилагательные тремя конечными буквами по бильярдному шару бьют – кий м.р. ед. ч.
XII. Итог урока.
Подведем итог урока. Мы проверили свои знания по теме «Имя прилагательное». Каждый из вас смог оценить себя и товарищей. Узнаем результаты игры у экспертов. Пока они подсчитывают баллы, мы сделаем свой вывод.
Рефлексия.
Закончите фразу, обозначив значимость имени прилагательного как части речи виде метафоры.
«Прилагательное – это…».