«Здоровье не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
В современных условиях учреждения дополнительного образования детей, как и школы, относятся к числу государственных институтов, реализующих функцию оздоровления и формирования здорового образа жизни у молодого населения. Работая в этой системе уже более 20-ти лет, я стараюсь использовать все возможности для осуществления оздоровления детей посредством имеющихся педагогических средств и методов работы.
Достижения технологии: телефоны, телевидение, компьютер, видеоигры, автомобили, лифты и т.д. стали проблемой малоподвижной жизни. Мы можем делать во много раз больше, прикладывая физических усилий во много раз меньше. Снижается количество учащихся, которые каждый день в процессе обычной жизни тренируют свой организм. По заболеваемости на первое место выходят заболевания органов дыхания, затем опорно-двигательного аппарата и зрения.
Основными параметрами образа жизни ребенка являются учеба, быт, общественная и культурная деятельность, различные поведенческие привычки и проявления. Я считаю, для того чтобы организм был здоровым, необходимо чередование различных видов деятельности и отдыха, только при таком условии возможно восстановление сил и накопление ресурсов, а сочетание разнообразных форм и методов, может пробудить у учащихся желание и интерес к физкультуре и спорту, формировать у детей привычку к здоровому образу жизни.
На основании всего изложенного мною разработана адаптированная программа «Аква-фитнес», цель которой здоровый образ жизни.
Правильно организованная и достаточная по объему и интенсивности деятельность, регулярные физкультурно-оздоровительные занятия, систематические закаливающие процедуры, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, а так же другие виды двигательной активности стали главными компонентами составляющей новую программу направленные на здоровьесбережение. Программа предложена молодым девушкам от 14 лет и рассчитана на 3 года обучения. Почему девушкам? Для юношей в МОУ ДОД «ДТДиМ» предоставлен большой выбор спортивных секций. Как известно женщина берет на себя обязанности по вынашиванию и рождению ребенка, созданию домашнего очага, ей нужны карьера, признание, социальные блага… Таким образом, жизнь сама требует от женщины, чтобы она была здоровой, красивой, ответственной и т.д. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая или способствующая развитию потенциала личности. Решающим фактором реализации программы является двигательная активность, главный регулятор всех функций организма. Теоретические сведения сформируют представление о возможностях собственного организма.
Шейпинг, аэробика, пилатес, атлетическая гимнастика, стретчинг, плавание, аквааэробика, различные системы физических и дыхательных упражнений составляют тематику программы, разнообразие которой помогает на протяжении всего учебного года поддерживать интерес учащихся к занятиям. На их основе разработаны комплексы физических упражнений, в которые включены упражнения для мышц сгибателей-разгибателей и отводящих мышц бедра, мышц живота и спины, мышц рук и плечевого пояса, стопы и голени. Во время их выполнения оказывается общефизиологическое воздействие на организм, повышая обмен веществ; положительно влияют на сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы; развивают силу, гибкость, быстроту, координацию движения, тренируют общую силовую выносливость, активизируют иммунные силы организма.
Занятия шейпингом совершенствуют фигуру, повышают работоспособность. Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцем, аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений. Мягкое из всех аэробных упражнений – плавание не нагружая костную систему, тренирует много разных мышц, которые обычно мало используются. Аквааэробика предлагает упражнения, которые за счет гидростатического давления улучшает кровообращение. Благодаря воздействию на тело в воде двух противодействующих сил (гравитации и выталкивания) снижается нагрузка на суставы.
Занятия мною строятся по методу комбинированной тренировки, это позволяет сочетать несколько видов физической деятельности, чередуя строго дозированную работу и отдых. Упражнения в комплексе имеют три уровня сложности (начальный, средний, максимальный) и представляют собой постепенное, последовательное увеличение нагрузки. Чаще всего группа комплектуется с разновозрастным составом, что определяет их разное физическое и психическое развитие, разный уровень физических возможностей. Поэтому объем напряжения мышечной работы подбираю индивидуально в соответствии с особенностями каждого ребенка, даю индивидуальные задания, регулирую нагрузку уменьшение числа повторений.
Занятия я строю под современную, ритмичную музыку, добавляю к занятиям игры, эстафеты. Поддерживаю эмоциональный фон. Вариативность видов деятельности позволяет создать как можно больше вариантов обучения детей движениям, делает занятия интересными и разнообразными.
В рамках программы для эффективной работы приобретен спортивный инвентарь для занятия плаванием: плавательные досочки, лопаточки; для фитнеса: беговая дорожка, велотренажер, степ-платформа, фитбол, гантели, скакалки, эспандеры.
Для оценки влияния физических нагрузок на организм занимающих каждый раздел программы завершаю тестами или контрольными испытаниями:
- Измерение ЧСС до занятия, во время и после.
- Антропометрическое измерение роста, массы тела, окружность грудной клетки, плеча, талии, бедра и голени.
- Челночный бег 3Х10м., сгибание и разгибание рук, подъем туловища, гибкость.
Диагностика состояния сердечно-сосудистой системы
Результат высчитывается по формуле Руфье, представляющей подсчет ЧСС до и после физической нагрузки.
В результате систематических занятий физическими упражнениями пульс становится реже, сердечные сокращения сильнее, что является свидетельством возросших возможностей ССС и организма в целом.
Динамика роста физической подготовленности
По результатам диагностики можно увидеть, что уровень физической подготовленности по всем показателям составил более 70%. Это дает представление учащимся о своих возможностях, о самочувствии, результате двигательной и физической подготовленности на временных промежутках. Организация учебно-воспитательного процесса придерживается двух принципов: постоянства занятий и постепенности наращивания нагрузок. Выполняя все требования программы, я добиваюсь от девушек, чтобы здоровый образ жизни стал для них не обязанностью, а нормой.
Разрабатывая данную программу, я опиралась на следующую литературу:
- Программа для образовательных учреждений «Физическая культура» - М.,Мин. Образования РФ,2002.
- Настольная книга учителя физкультуры, под ред. профессора Л.Б.Кофмана: М., ФиС,1998.
- Д.В.Семенихин / Фитнес – это легко! – ЗАО «ОАЗИС-Дизайн». - М., 2007
- Милюкова И.В., Евдокимова Т.А., Полная энциклопедия лечебной гимнастики / под общ. Ред. проф. Евдокимовой Т.А. – Сова; М.: Экспо Пресс, 2001.
- Колосникова С.В., детская аэробика: методика, базовые комплексы, Ростов н/Д, Фенекс, 2005.
- Шейпинг/ автор сост. Е.А. Яных, В.А. Захаркина – Донецк: Сталкер, 2007.