Цель урока: формирования представления о видах информации по способу восприятия.
Задачи урока:
- Образовательные:
- сформировать знания обучающихся о видах информации по способу восприятия.
- Развивающие:
- развивать умения систематизировать и анализировать информацию;
- развивать положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.
- Воспитательные:
- формировать осознание практической значимости полученных знаний;
- воспитывать трудолюбие, толерантность, самостоятельность;
- воспитывать навыки организации рабочего места.
Оборудование: ПК, проектор, карточки
План урока:
- Организационный момент
- Сообщение темы урока и постановка целей
- Актуализация опорных знаний
- Объяснение нового материала
- Самостоятельная работа
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку, отметка отсутствующих.
II. Сообщение темы урока и постановка целей.
III. Актуализация опорных знаний
.Работа в парах: обучающимся на парту выдается карточка с таблицей, в которой необходимо заполнить пустые ячейки
Чувство | Орган | Пример |
Зрение | ||
Вкус яблока | ||
Нос | ||
Горячий утюг |
На доске аналогичная таблица (используя проектор или интерактивную доску), но с дополнительным столбцом.
Вид информации | Чувство | Орган | Пример |
Зрение | |||
Вкус яблока | |||
Нос | |||
Горячий утюг |
После выполнения задания при совместном обсуждении заполняются три столбца (2-4ый) таблицы на доске.
IV. Объяснение нового материала.
Первый этап
На отдельных листах написаны виды информации (визуальная, аудиальная, обонятельная, тактильная и вкусовая) и обучающимся предлагается распределить эти карточки по таблице. В итоге таблица примет вид:
Вид информации | Чувство | Орган | Пример |
Визуальная |
Зрение |
Глаза |
|
Вкусовая |
Вкус |
Язык |
Вкус яблока |
Обонятельная |
Обоняние |
Нос |
|
Аудиальная |
Слух |
Уши |
|
Тактильная |
Осязание |
Кожа |
Горячий утюг |
(Примеры могут быть различными)
Второй этап
- Попробуем ответить на вопрос: с помощью какого органа чувств мы больше всего получаем информации? Ученики дают свои ответы. Но давайте попробуем это доказать.
- А всё ли мы можем увидеть? Выслушиваем ответы учеников и проводим эксперимент: 4 стакана с водой (с холодной водой, с соленой водой, со сладкой водой, с горячей водой). Вы, только видя эти стаканы, можете определить, что в них находится? Ответы учеников. Если найдется ученик ответивший “да”, то он пробует назвать что в каждом стакане и, к сожалению, это окажется не так. Вывод: не всё мы можем определить визуально.
К доске вызывается пять учеников, у каждого из которых “работает” только одно чувство и им предлагается определить предметы, владея только одним чувством: шоколад, тетрадь 48 листов, дневник, лед, карандаш, стакан с водой, кусочек ткани и т.д.
Ответы каждого ученика фиксируются помощниками. По количеству угаданных предметов учениками делается вывод, что больше всего информации мы получаем с помощью зрения.
V. Самостоятельная работа.
Каждому обучающемуся предлагается карточка с 10-ю примерами, где требуется определить вид информации:
Лед |
|
Торт |
|
Смех |
|
Плач младенца |
|
Книга |
|
Картина |
|
Мелодия |
|
Снег |
|
Мороженое |
|
Запах сирени |
VI. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
С какими видами информации мы познакомились?
На какие вопросы мы с вами ответили?
И каждый продолжит фразу: сегодня на уроке я …