Цветок, плоды и семена. 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цели урока:

  • изучить особенности строения цветка, как органа семенного размножения растения;
  • познакомиться с разнообразием цветков и плодов;
  • изучить особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
  • формировать умения сравнивать объекты, делать выводы на основе сравнения; составлять схемы;
  • расширять кругозор учащихся.

Оборудование: рабочая тетрадь, презентация, анимации «Виды плодов», «Плоды», «Соцветия», «Строение семян однодольных растений», «Строение семян двудольных растений», «Строение цветка (тренажер)», «Строение цветка», «Цветок», «Этапы прорастания семян»; видеофрагменты «Соцветия», «Цветок»; семена фасоли и пшеницы, плоды (орех и яблоко), музыка «Вальс цветов».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть урока.

• Вопрос к учащимся: «Какая часть растений является самой яркой и заметной?»

(Слайд 1)

• Объявление целей урока. (Слайд 2)

Стихотворение-загадка (Слайд 3)

(Учащиеся слушают стихотворение и отгадывают слова, ответы появляются по щелчку).

У растений орган есть,
Что нельзя и глаз отвесть!
Самый яркий и заметный,
Ароматный, разноцветный.
Если ты всего знаток,
Он называется (цветок)!
Как тот орган отцветет,
Образуется в нем (плод).
Он покрывает (семена),
Покрывает и питает,
От всего их защищает.
Семя в почву попадет
Вскоре снова прорастет,
На свет появится росток,
И расцветет опять цветок.

• Цветок превращает нашу жизнь в радостный праздник. Они очень красивые и такие разные. (Демонстрация цветов под музыку «Вальс цветов») (Слайд 4)

Как вы думаете, какую роль играет цветок в жизни растений?

Сформулируем вывод: цветок – это орган семенного размножения.

• Прежде чем мы начнем изучать строение цветка, давайте вспомним;

– Что такое орган?

– Какие органы имеет растение? (Слайд 5, ответы по щелчку)

Корень и побег – это вегетативные органы, а цветок, плоды и семена – это репродуктивные органы.

Учащиеся заполняют схему в рабочей тетради «Органы растений» (задание 1).

• Просмотр видеофрагмента «Цветок».

(Слайд 6, переход по гиперссылке).

• Изучение строения цветка. (Слайд 7)

Рассмотрим схему строения цветка и определим, из каких частей он состоит.

(Учащиеся называют части цветка по схеме).

Цветок является видоизмененным укороченным побегом, служащим для семенного размножения растений.

Просмотр анимации «Строение цветка».

• Как вы думаете, какая часть цветка является самой главной? Почему?

(Ответы учащихся) (Слайд 8).

После опыления из цветка образуется плод и семена.

Рассмотрим более подробно строение тычинки (мужской орган) и пестика (женский орган). Учащиеся заполняют схему в рабочей тетради (задание 2).

• Посмотрите на фотографии, одинаково ли количество тычинок и пестиков у разных цветков? (Слайд 9)

Как вы думаете, чего больше в цветке, тычинок или пестиков?

• Угадайте и назовите части цветка, которые изображены на рисунках (Слайд 10).

• Перед вами два цветка, назовите их. Сравните, чем эти цветки отличаются друг от друга? (Слайд 11).

У вишни есть чашечка, а у тюльпана нет. Околоцветник бывает простой и двойной (анализ схемы, схема появляется по щелчку).

• Определите по фотографии, что это за растения и какой они имеют околоцветник? (Слайд 12).

• Назовите цветы, чем они отличаются друг от друга? (Слайд 13)

(Ответы учащихся).

У Петунии лепестки сросшиеся, а у яблони нет (анализ схемы, схема появляется по щелчку).

• Перед вами цветок вишни и огурца (слайд 14).

Один из них обоеполый, другой – раздельнополый. Определите, с помощью учебника, какие цветки называются обоеполыми и раздельнополыми?

• На слайде цветки огурца и ивы (слайд 15)

Огурец – это однодомное растение, а ива – двудомное. Какие растения называют однодомными и двудомными?

• Еще раз повторяем строение цветка с помощью анимации.

• С целью закрепления, выполняем задание – тренажер «Строение цветка».

• Цветки редко расположены поодиночке, обычно они собраны в группы, которые называются соцветием (слайд 16).

Как вы думаете, для чего растению нужно соцветие?

(Ответы учащихся)

• Анализ схемы «Соцветия» (слайд 17).

• Просмотр видеофрагмента «Соцветия» (слайд 18, переход по гиперссылке)

• Посмотрите еще раз на схемы соцветий и примеры растений, которые имеет данное соцветие (слайд 19).

Определите по фотографии растение, какое соцветие оно имеет.

(Ответы по щелчку)

• Выполнение задания-тренажера «Соцветия».

• Подумайте, какими способами могут опыляться цветковые растения? (слайд 20)

(Ответы по щелчку)

• Как вы думаете, какие признаки будут иметь насекомоопыляемыеи ветроопыляемые растения? (слайд 21)

(Ответы по щелчку)

• Определите по внешним признакам, какой из цветков является насекомоопыляемым, а какой – ветроопыляемым? (слайд 22)

Почему вы так решили?

• Знакомство с дополнительной информацией (Слайд 23)

• Итак, после опыления, в завязи цветка образуется плод (слайд 24).

– Все ли плоды одинаковы?

– Какую функцию выполняет плод? (Защита и распространение семян).

– Из чего состоит плод?

• С помощью учебника, учащиеся составляют схему в рабочей тетради «Строение плода» (задание 3, рабочая тетрадь).

– У вас на столе 2 плода, орех и яблоко. Сравните их, чем они друг от друга отличаются?

  • количеством семян;
  • размерами;
  • сочный или сухой.

• Все плоды подразделяются на группы (анализ схемы, слайд 25, 26)

• Какой у вас самый любимый плод?

Определите, к какой группе плодов он относится, заполните схему (рабочая тетрадь, задание 3).

• Небольшая беседа о значении плодов в жизни человека (слайд 27)

• Выполните задание «Распредели плоды по группам», (слайд 28).

Оформите в рабочей тетради в форме таблицы (задание 4).

(Ответы по щелчку)

• Просмотрите анимацию «Плоды». Что из увиденного не является плодом?

Физкультминутка (под музыку, слайд 29).

• Познакомимся со строением семян

С семени начинается жизнь любого цветкового растения.

• Перед нами строение семени однодольного растения, из чего оно состоит?

(слайд 30) (ответы учащихся)

• Заполнение, с помощью рисунков и учебника, таблицы в рабочей тетради «Строение семян» (Задание 5, рабочая тетрадь)

• Знакомство с дополнительно информацией о строении семян однодольных растений, использование ее для заполнения таблицы (слайд 31).

• Перед нами строение семени двудольного растения, из чего оно состоит? (слайд 32)

(ответы учащихся)

Продолжение заполнения таблицы в рабочей тетради «Строение семян» (Задание 5)

Знакомство с дополнительно информацией о строении семян двудольных растений, использование ее для заполнения таблицы (слайд 33).

• У вас есть семена фасоли и пшеницы. Сравните, чем отличаются семена однодольных и двудольных растений. Используйте также рисунок на слайде (слайд 34). Приведите свои примеры семян однодольных и двудольных растений.

• Семядоли – это первые листья растения (слайд 35).

• Просмотр анимации «Прорастание семян»

• Краткая беседа о способах распространения семян, используя рисунок слайда

(слайд 36)

• Выполнение заданий – тренажеров «Строение семян однодольных растений» и «Строение семян двудольных растений».

III. Итоги урока.

(слайд 37)