Цели урока.
- Образовательная: Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по данной теме. Обобщить материал, как систему знаний. Откорректировать знания.
- Развивающая: Развитие логического мышления учащихся – умений выделить главное, обобщать имеющуюся информацию.
- Воспитательная: Развивать познавательный интерес к информатике, сотрудничество и взаимоподдержку при работе в группах. Воспитывать информационную культуру учащихся.
Оборудование и принадлежности:
- Компьютеры.
- Проектор.
- Дидактический материал, подготовленный учителем.
Программы: Операционная среда Windows XP; Текстовый процессор Microsoft Word.
Ход урока.
1. Приветствие, постановка цели урока, рассаживание по командам, представление капитанов.
Здравствуйте ребята!
Тема нашего урока: текстовый процессор. Это обобщающий урок по теме, следовательно, целью его будет:
- выявление качества и уровня ваших знаний и умений по данной теме;
- Обобщение материала, как системы знаний;
- Корректировка знаний в случае необходимости.
Урок у нас - необычный. Мы с вами отправимся в путешествие в Компьютерную страну. (вкл. 1 слайд). [1]
Но это дело не простое, вас ждут нелегкие испытания. Преодолеть их вам помогут знания и взаимовыручка. В игре участвуют 4 команды. Победившая команда получит пятерки.
Я прошу капитанов представиться. В их обязанности входит: следить за выполнением заданий и сообщать мне об их выполнении.
Перед отправкой в путешествие, я хочу проверить, а готовы ли вы? Хорошо ли вы знаете технику, на которой будете работать.
Предлагаю разминку (за каждый правильный ответ команда получает 2 очка).
- Для чего нужен текстовый процессор?
- Какой текстовый процессор вы изучили?
- Где размещается программа во время её выполнения? (ОЗУ)
- Перечислите известные вам устройства ввода информации, которые вы используете при работе в текстовом процессоре.
- В каком устройстве вы сохраняете свою работу? (жесткий диск)
- Назовите устройство, которое обрабатывает информацию? (процессор)
Молодцы! Теперь мы смело можем отправляться в путешествие.
2. Но что происходит на экране нашего компьютера? Может быть, мы сбились с курса? (вкл. 2 слайд)
Мне знакома эта местность … Это гиблое место – «Болото ошибок». Куда не ступи, всё глубже и глубже вязнешь в его трясине.
Быстрее из «Болота ошибок» вернется та команда, которая первая выполнит задание. (Раздать конверты с правильным текстом).
На рабочем столе вы найдете папку «Болото ошибок», в ней находятся файлы, которые нужно исправить. Каждой команде задан свой файл, его название вы прочтете в задании. Кроме того, у вас будут листочки с правильным текстом. За правильное решение – 2 балла, если сделали не до конца – 1 балл.
Например, один из файлов, которые нужно исправить:
Исправьте ошибки в следующих предложениях:
Муха, Муха - Цокотуха, Дорогая, родная, ненаглядная!
Позолоченное, полосатое брюхо!
Муха по широкому, раздольному полю пошла,
Муха золотую денежку нашла. Целых десять рублей.
Правильный текст:
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Когда команда сообщает, что задание выполнено, работа прекращается.
Но прежде, чем начать работать, давайте вспомним:
- Как вставить символ в заданный текст?
- Как удалить символ?
- Как заменить в тексте одно слово другим?
Итак, мы начинаем! (после окончания работы, подводится общий итог).
3. Мы выбрались из «Болота ошибок» и следуем дальше.
Но что это? Наши компьютерные системы обнаружили неопознанный объект. Давайте выведем изображение на экран монитора. (вкл. 3 слайд). Да это туманность… Она обладает тайной. Те, кто её не разгадает, заблудится в туманности, перенесется в царство компьютерной техники и долго от туда не выберется.
На рабочем столе вы найдете папку «Туманность» [3]. У каждой команды свой файл. Вы должны выполнить указанное в файле задание, одно на всю команду. Если команда правильно выполняет задание, то получит 2 балла. Но прежде ответьте мне:
- Как изменить цвет текста?
- Как изменить начертание текста?
- Как изменить размер текста?
Итак, начинайте.
4. Мы не остались в плену у туманности и следуем дальше.
(вкл. 4 слайд). Мы продвигаемся по Компьютерной стране, пробиваясь сквозь густую облачность. Видимость 0. Это биты и байты – маленькие жители этой страны. Почему же они не спокойны? Ах, вот оно что! (вкл. 5 слайд).
Во всем виноват компьютерный вирус по прозвищу «Бяка». Он проник в компьютерный музей истории и натворил бед. Нам нужно помочь битам и байтам навести порядок в музее, поймать «Бяку», вставив его изображение в файл, тогда он будет уничтожен.
На рабочем столе вы найдете файл «Страницы истории» [2]:
Задание: исправить ошибки, которые сделал вирус, добавить строку заголовка и напечатать «История вычислительной техники», объединив ячейки. Ниже таблицы вставить изображение «Бяки», взяв его из клипов на тему «Комиксы».
1642 |
Счетная машина |
|
|
Калькулятор |
Лейбниц |
1804 |
|
Жаккар |
1834 |
Аналитическая машина |
|
1890 |
Статистический калькулятор |
Холлерит |
Нужно выполнить задание, указанное в файле. За правильную работу вы получаете 6 баллов.
Но прежде ответьте мне на вопросы:
- Как вставить информацию в ячейку таблицы?
- Как объединить ячейки?
- Как вставить строку в таблицу?
- Как вставить клип?
Итак, начинаем!
5. Подведение итогов. (вкл. 6 слайд).
Вот мы и закончили свое путешествие, порядок в Компьютерной стране восстановлен и можно подвести итоги:
Победила команда № … У нее … баллов. Мы поздравляем победителей, вручаем им медали «За покорение компьютерных глубин».(раздать медали).
Они еще получают “ 5 “ . Медали и “ 5 ” получают также те ученики, которые активно участвовали в игре.
Итоги урока:
Вопросы к классу:
- Вы сегодня работали в команде. Как вы считаете, хорошо ли класс умеет работать в текстовом редакторе?
- Было ли вам интересно на уроке?
- Узнали ли вы что – то новое, работая на уроке?
- Как вы считаете, помогут ли вам ваши знания в дальнейшей учебе?
Спасибо за урок, дети!
Литература:
- Некоторые элементы, используемые на уроке, взяты из книги «Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях», 2-11 классы стр.95 «Электронный КВИ». Издательство «Планета», Москва, 2011 г.
- Т.А. Юркова, Д.М. Ушаков «Путеводитель по компьютеру для школьника», стр. 207. Издательский Дом «Нева», Санкт – Петербург, 2002 г.
- Газета «Информатика», приложение к газете «Первое сентября» (http://www.1sept.ru).