Урок по теме "Интернет-круиз"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (771 кБ)


Тип урока: урок - знакомство с основными этапами развития Интернета; обзор новых компьютерных технологий.

Цели урока:

  • знакомство с видами информационных услуг глобальной сети;
  • освоение приемов работы с поисковыми службами;
  • освоение основных приемов работы с браузером Internet Explorer;
  • освоение приемов извлечения фрагментов загруженных страниц.

Оборудование: компьютеры, браузер Internet Explorer, MS Word, мультимедийный проектор, доска SMART Board, презентация к уроку для учителя и текст заданий на практическую работу.

1. Актуализация знаний и мотивация для достижения цели

Приветствие, напоминание основных правил техники безопасности в кабинете. Тема урока. (Слайд №1).

Мотивация:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с различными видами информационных услуг глобальной сети: электронной почтой, WWW и другими службами Интернета: файловыми архивами, поисковыми службами, Интернет-телефонией, chat (прямым общением).

Услуги компьютерных сетей: (Слайд №2)

1. Электронная почта (E-mail) – наиболее распространенный сервис Интернета. Адрес электронной почты записывается: Имя пользователя@Имя сервера. (Слайд №3 переход к нему по гиперссылке).

Электронная почта с Web-интерфейсом. Некоторые Web сайты дают возможность зарегистрировать бесплатный почтовый ящик. Для работы с такой почтой не требуются специальные почтовые программы. Все сообщения почты хранятся на удаленном сервере, а не на локальном компьютере пользователя.

- Как будет выглядеть адрес электронной почты для абонента nikita12, подключенного к провайдеру (поставщику услуг) mail, находящемуся в России? (nikita12@mail.ru)

2. Всемирная паутина (Слайд №2 гиперссылка на услуге «Всемирная паутина»)это десятки миллионов Web-серверов Интернета, содержащих Web-страницы, в которых используется технология гипертекста.

Просмотр Web-страниц. Загружаемые Web-страницы помещаются в кэш-память и могут повторно просматриваться в обратном или прямом порядке (команды «Вперед», «Назад»). Домашняя страница – это Web-страница, с загрузки которой начинается работа браузера в режиме on-line.

- С помощью какого программного средства можно создать или изменить HTML-файл?

3. Другие услуги компьютерных сетей (Слайд №2 гиперссылка на словах «Другие услуги»)

  • Поисковая служба Интернета (Слайд №4 переход по гиперссылке).

Существует две разновидности поисковых серверов: поисковые каталоги и поисковые указатели. Поисковые каталоги организованы по иерархическому принципу (перемещаясь по дереву внутренних гиперссылок каталога, пользователь в конечном итоге получает список внешних ссылок на искомые Web-документы). Эти каталоги заполняются вручную специалистами.

Поисковые указатели (поисковые машины) создают и используют индексные списки (перечень основных терминов с указанием ссылок на документы). Индексные списки строятся автоматически и непрерывно программами- просмотра – «пауками», а огромное количество ссылок выдается по запросу пользователю по рейтинговому принципу в порядке убывания рейтинга.

- Назовите достоинства и недостатки поисковых каталогов и поисковых указателей.

Сохранение документа (Слайд №5 переход по кнопке «вперед»).

Существует несколько режимов извлечения и сохранения информации, найденной на Web-страницах:

    • Текстовый файл – сохраняется только текст Web-страницы без каких-либо элементов оформления и форматирования.
    • Документ HTML – Сохраняется текст со всеми элементами форматирования, не сохраняются встроенные объекты.
    • Web-страница полностью - в HTML- файле сохраняется документ, в отдельной папке сохраняются файлы со всеми встроенными объектами.
    • Рисунок – в виде графического файла типа JPG.

- Какой режим сохранения нужно использовать, если вы хотите просмотреть Web-страницу позже, в автономном режиме?

  • Телеконференции (Слайд №2 гиперссылка на словах «Телеконференции»). В Интернете существуют десятки тысяч конференций или групп новостей (news), каждая из которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик на серверах Интернета.
  • Файловые архивы (Слайд №2 гиперссылка на словах «Файловые архивы»). Десятки тысяч серверов Интернета являются серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйверы устройств, графические и звуковые файлы и др.)

www.freeware.ru; www.freesoft.ru; www.download.ru

  • Интерактивное общение (Слайд №2 гиперссылка на словах «Интерактивное общение»). В Интернете существуют тысячи серверов Internet Relay Chat (IRC), на которых реализуется интерактивное общение.

Интерактивное общение на серверах Интернета может быть реализовано в форме обмена текстовыми сообщениями, аудио- или видеокоференций.

Для организации интерактивного общения необходимо специальное программное обеспечение (ICQ, Skype).

2. Демонстрация работы программы для интерактивного общения

Запустить программу Skype (бесплатно-распространяемую) – программу для интерактивного общения, такого как:

- Интернет-телефония - дает использовать телефонную связь компьютер-телефон, компьютер-компьютер, при этом необходимо иметь гарнитуру к компьютеру наушники (или колонки) + микрофон, можно подключить Web-камеру.

- Chat – обмен текстовыми сообщениями в режиме реального времени черезSkype. Продемонстрировать общение в чате.

3. Инструктаж по выполнению практической работы

Раздать каждому ученику тексты с заданиями практической работы. Провести Демонстрацию слайдов (Слайды 6, 7, 8, 9 ) с подробным пояснением заданий.

4. Практическая работа на компьютере

Задание 1.

- Внимательно прочитайте текст задания 1 для практической работы. Первый этап задания 1 будем выполнять все вместе. Ответ на первый вопрос кроссворда ищут все, но на разных поисковых серверах.

- Давайте, сравним количество найденных ссылок на документы и сайты по одному и тому же запросу. - Какой поисковый сервер дал большее количество ссылок?

- Ребята, найдите еще по одному ответу на вопросы кроссворда (номер вопроса соответствует номеру компьютера).

Ученики находят нужный ответ и записывают его на доске SMART Board, куда проецируется презентация (Слайд 7 с изображением кроссворда и вопросов). В результате работы заполняются все клетки кроссворда.

- Обратите внимание, какое ключевое слово получилось в выделенных клетках? – Интернет! Правильно. – Значит, с первым этапом этого задания мы с вами справились, работая вместе. Каждый внес свою лепту в выполнение задания.

Второй этап задания 1. Сохраните информацию с загруженных Web-страниц разными способами в вашей папке на рабочем столе:

  • как текстовый файл, для этого в тексте на Web-странице выделите абзац, посвященный поисковой теме, скопируйте его в буфер обмена, запустите MS Word, выполните команду «Вставить», сохраните полученный документ, закройте MS Word.
  • как документ HTML, для этого после загрузки Web-страницы выполните команду Файл"Сохранить как, в поле «тип файла» выберите «документ HTML».
  • Как Web-страница полностью , для этого после загрузки Web-страницы выполните команду Файл"Сохранить как, в поле «тип файла» выберите «Web-страница полностью».
  • сохраните рисунок с Web-страницы в виде графического файла, для этого выберите рисунок на странице и щелкните по нему правой клавишей мыши, контекстном меню выберите пункт «Сохранить рисунок как…», задайте путь, имя файла и тип файла (JPG).

Задание 2. Посетите Web-сайты, которые предложены в задании. Просматривайте выведенные на экран страницы, начиная с одной из гиперссылок главной страницы сайта, пройдите цепочку ссылок 5-6 шагов, используя команду «назад», вернитесь к главной странице.

5. Обсуждение полученных результатов работы

(целесообразно проводить обсуждение после выполнения каждого соответствующего задания)

Задание 1. Первый этап:

- Вы плодотворно поработали, узнали во время поиска много новой и полезной информации об истории создания глобальных сетей, узнали имена людей, которые внесли огромный вклад в развитие компьютерных сетей.

Задание 1. Второй этап:

- Результаты выполнения этого этапа должны храниться в папке с вашей Фамилией на Рабочем столе.

- Папка должна содержать примерно такие файлы:

   

Задание 2.

- Назовите Web-сайты которые вы посетили. Охарактеризуйте эти сайты по назначению. Какие услуги они предоставляют пользователю?

На данном этапе выставляются оценки по результатам выполнения 1 и 2 заданий.

6. Инструктаж домашнего задания

Задание 3. Домашнее задание

Зарегистрируйте почтовый ящик на сервере бесплатной почты mail.ru. Если у вас уже есть электронный ящик, то регистрировать необязательно. Создайте и отправьте письмо на электронный адрес nikita12@mail.ru.

7. Подведение итогов

- Сегодня вы познакомились с некоторыми услугами, предоставляемыми глобальной сетью Интернет. Что понравилось вам на уроке? Что не понравилось? Какими услугами вы уже пользовались? Что было для вас на уроке новым

Литература и образовательные сайты:

  1. Сафронов И.К. «Задачник-практикум по информатике». – СПб.:БХВ-Петербург, 2002.
  2. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. «Современные открытые уроки информатики.» 8-11 классы. Изд. 2-е, дополненное и переработанное. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.
  3. Семакин И.Г. Информатика. 7-9-й классы/ И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  4. Семакин И.Г. Информатика. 10-й класс/ И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
  5. www.aport.ru; www.rambler.ru; www.yandex.ru; www.google.ru; www.yahoo.com.
  6. http://www.aif.ru; http://ww.freeware.ru; http://www.mail.ru
  7. www.livegif.ru анимированные картинки