Цели урока:
- развитие творческой и познавательной активности учащихся;
- развитие эстетического вкуса;
- развитие коллективного творчества
- развитие умения работать в группе;
- воспитание любви к родной природе, к Родине.
1-й Ведущий:
Добрый вечер, друзья дорогие!
В этом зале уже не впервые
Мы проводим осенний бал,
Бал нас вместе сегодня собрал!
2-й Ведущий: Осень – это такое разноцветье красок! Осень – это такое буйство природы! Осень – одно из любимых времен многих людей, потому что это самое яркое время года!
1-й Ведущий: Осени поэты посвящали свои стихотворения, а художники – картины. Осень воспевают, осень ждут. И мы с вами тоже с нетерпением ждали этот вечер. Осень всегда будет непредсказуемым и самым желанным временем года. Мы сегодня в этом убедимся.
(Приложение 1, слайд 2-16, картины и фотографии на осеннюю тему, музыка приложение 3 )
1-й Ведущий: Например, осенью просыпается вдохновение. Одна такая осень подарила нам удивительный мир пушкинских сказок. И даже младший школьник знает, что это Болдинская осень. А ещё Осенью открываются театральные сезоны. Любимые артисты возвращаются отдохнувшие и готовые порадовать нас, зрителей, новыми премьерами.
2-й Ведущий: Осенью отовсюду возвращаются отдохнувшие учителя, которые так и норовят “порадовать” бедных детей контрольными или самостоятельными! В общем, настроение у меня самое что ни на есть осеннее – пасмурное! А кстати, даже многоуважаемый Александр Сергеевич Пушкин признавался: “Унылая пора…”
1-й Ведущий: Что же ты замолчал, читай дальше, раз начал.
2-й Ведущий: Унылая пора, прощай, моя краса, завяло все в природе!
1-й Ведущий: А ты уверен, что ничего не перепутал?
2-й Ведущий: Уверен, кажется…
1-й Ведущий: Тогда скажи, в чем еще признавался великий русский поэт?
2-й Ведущий: А дальше… а дальше я забыл!
1-й Ведущий: Я так и думала. А на самом деле Александр Сергеевич, как и многие другие поэты, признавался в любви к осенней поре.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Учитель: На этой поэтической ноте разрешите
вас остановить, а нашим участникам предложить
первое задание: Литературный конкурс (приложение 1, слайд 17): выразительно
прочитать стихотворение, назвать его автора. (Приложение 1, Слайд 18-23)
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца… (Иван Бунин)
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу, приближалась
Довольно скучная пора —
Стоял ноябрь уж у двора. (А.Пушкин)
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!.... (Алексей Плещеев)
Лес обнажился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна...
Грустную думу наводит она.
Кажется, шепчут колосья друг другу:
"Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли! (Николай Некрасов)
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья. (Константин Бальмонт)
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы. (А.Пушкин)
2-й Ведущий: Осень – пора трудовая: сбор урожая, осенние заготовки, припасы на зиму. Ещё и грибов можно насобирать. Наш следующий конкурс: “Грибная охота” (приложение 1, слайд 24)
Учитель: от каждой команды приглашаем 1 грибника с корзинкой.
(Собирают макеты грибов с завязанными глазами. Пока звучит музыка, конкурс продолжается. Набравший больше грибов – победитель)
1 ведущий: Наши предки не любили лентяев и бездельников и имели категорическое мнения, которые выражались в многочисленных пословицах о труде. “СКУЧЕН ДЕНЬ ДО ВЕЧЕРА, КОЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО”– именно так называется наш следующий конкурс. (приложение 1, слайд 25)
Учитель: командам предлагается собрать пословицы и прочитать их.
Если пословица восстановлена правильно, команда получает 1 балл.
- На одном месте лежа / да горы копает.
Муравей не велик / тому бог подает.
У ленивой пряхи / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает / и для себя нет рубахи. - Лентяй праздники знает / не вытащишь рыбку из
пруда.
Работа с зубами / а лень портит.
Труд человека кормит / да будни не помнит.
Без труда / а лень с языком. - Кто пахать не ленится / когда спишь до обеда.
Не спеши языком / не нажить палат каменных.
От трудов праведных / у того и хлеб родится.
Не пеняй на соседа / торопись делом. - У ленивого, что на дворе / чужая ребром торчит.
На печи лежать / много молочка несет
Понурая коровка / так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / то и на столе. - Без дела жить /. в лес не убежит.
Работа не волк / только небо коптить.
Под лежачий камень/ и сена много.
Под острую косу / и вода не бежит. - Не сиди сложа руки/ надо в воду лезть.
Пчелка по капельке в улей носит/ так и не будет скуки.
В полплеча работа тяжела/ да богу и людям угождает
Чтобы рыбку съесть/ оба подставишь – легче справишься.
2-й Ведущий:
Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поет и бродит осень…
Темнеет день за днем, – и вот опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.
Учитель: Но в этом зале нет “угрюмых сосен”, зато есть веселые игроки. Даже если солнышко и надумает скрыться за тучку, темней от этого не станет. А сейчас станет еще веселее. Ведь конкурс, который мы проведем, называется “ОСЕННЕ-ПЕСЕННЫЙ ВЕНОК”. (Приложение 1, слайд 26)
Этот венок, уважаемые господа, вы будете плести до той поры, пока не иссякнет ваш песенный запас. (Командам предлагается вспомнить песни на осеннюю тему и напеть их. Баллы выставляем за каждую исполненную песню.)
Учитель: Когда девушки на Руси собирались на вечерние песнопения, они надевали свои лучшие наряды. И наш конкурс называется “Осенний показ мод” (приложение 1, слайд 27) . Команды готовы представить свои модели? Как вы понимаете, осенью не пощеголяешь в легком шелковом платье, тут самое время примерить шапочку, шарф и перчатки. Команды, вперед, приготовиться к переодеванию! (звучит музыка, вся команда по очереди одевает приготовленные вещи, передавая эстафету следующему. Победит первая команда, заработав 6 баллов, и так по убывающей.
Учитель: Вы, дорогие гости, наверное, уже проголодались? Наши девочки сейчас составят рецепты блюд из даров осени. Наш конкурс называется “Пальчики оближешь” (приложение 1, слайд 28). Задания на листочках для каждой команды. (перечислены разнообразные овощи, нужно оставить те, которые необходимы для приготовления указанного блюда. Например, борща, винегрета, окрошки и т.п.)
Учитель: Пока команды работают, зрители могут посмотреть мультфильм. Интересно, а как на заре человечества объясняли сезонные изменения в природе, ведь в то время не было науки и метеорологов? Скандинавы считали, что осень приходит в тот момент, когда злые великаны похищают у доброго бога Тора его волшебный молот. Но каждый раз хитроумный Тор находил способы вернуть волшебный молот на Землю. И снова наступала весна, и все в природе оживало.
Древние греки создали красивый миф, в котором бог подземного царства Аид похищает прекрасную Персефону. ( смотрим мультфильм “Персефона”, приложение 2)
Учитель: проверим результаты, какие блюда получились у наших мастериц.
Учитель: А теперь самое сложное испытание “Последняя страница осени” (приложение 1, слайд 29)
Вопросы 1 команды:
- Как называется осенний отлет птиц? (миграция).
- Чем заканчиваются сентябрь, октябрь и ноябрь (мягким знаком).
- Стеклянный приют овощей (банка).
- Плоды, сваренные в сиропе (варенье).
- Чем питается растение росянка (насекомыми).
Вопросы для 2 команды:
- Где возникло искусство выращивания карликовых деревьев? (в Японии).
- С чего начинается осень? (с буквы “о”).
- Что едят зимой еж и медведь ?(они спят).
- Что означает слово “картофель”? (земляное яблоко).
- Какой сезон длится с 14 по 20 сентября ?(Бабье лето).
Вопросы для 3 команды:
- Какой день считается днем осеннего равноденствия ?(23 сентября).
- Цветочная композиция (букет).
- Мальчик-луковка (Чиполлино).
- Что изучает наука орнитология ?(птиц).
- Вьют ли птицы, улетающие в теплые края, там гнезда ?(нет).
Вопросы для 4 команды:
- Искусство составления цветочных композиций (Икебана).
- Обезвоженные плоды (сухофрукты).
- Деревянная “обитель” квашенной капусты (бочка).
- Какое растение является японской родственницей вишни? (сакура).
- Куда осенью деваются бабочки? (прячутся в укромные места или гибнут от холода).
Вопросы для капитана 5 команды:
- Пчелиный дом (улей).
- Дождливая, ветреная погода (циклон).
- Плоды какого ягодного кустарника бывают черными, белыми и красными? (смородины).
- Что означает слово “помидор” (золотое яблоко).
- Какие птицы могут спать на лету? (стрижи).
Вопросы для 6 команды:
- Композиция из обезвоженных растений (гербарий).
- Зерновая пудра (мука).
- Результат пчелиного труда (мед, воск).
- Какой царь завез в Россию картофель? (Петр I)
- Куда улетают на зиму городские ласточки? (в Африку)
Учитель: вот и подошел к концу наш праздник. Пора подводить итоги. (Награждение победителей) (приложение 1, слайд 30).