Раз, два, три, четыре, пять – учим малышей считать

Разделы: Иностранные языки


Психологи отмечают, что у младших школьников хорошо развита эмоциональная память, фиксирующая все положительные и отрицательные эмоции, что предполагает необходимость использования большого количества яркого, красочного, запоминающегося иллюстративного наглядного материала, формирующего сенсомоторную основу представлений и понятий учащихся начальных классов об изучаемых явлениях другого для них языка.

У учащихся младшей ступени обучения преобладает наглядно-образное мышление, поэтому широкое использование предметной и изобразительной наглядности для иллюстрации изучаемого материала должно подкрепляться вербальными опорами (речевыми образцами, меняя лексическое наполнение которых учащиеся самостоятельно грамотно строят однотипные словосочетания и предложения).

На этапе презентации количественных числительных рекомендуется использовать яркую красочную наглядность (доминирующий беспереводной способ семантизации лексических единиц на младшей ступени обучения). Это могут быть:

телефон

циферблат часов

календарь

определенное количество предметов, изображенное на картинках, например:

ONE sweet

TWO snakes

THREE elephants

FOUR penguins

FIVE kittens

SIX frogs

SEVEN chickens

EIGHT mice

NINE giraffes

TEN pencils

При изучении темы “Время” разумно показывать циферблаты часов с указанием разного времени суток:

It is four o’clock (sharp).

It’s ten minutes past 3.

It’s twenty minutes past twelve.

It’s half past two.

It’s twenty minutes to seven.

It’s ten minutes to eight.

It’s five minutes past nine.

It’s a quarter past eleven.

It’s twenty-five minutes past one.

It’s twenty-five minutes to nine.

It’s a quarter to six.

It’s five minutes to eleven.

Восприятие новых лексических единиц – это только первая стадия формирования навыка. Требуется длительная тренировка – от имитации до самостоятельного употребления изученной лексики в новом контексте. На этапе отработки новых лексических единиц у каждого учителя свой арсенал тренировочных упражнений репродуктивно-продуктивного характера. Но все больше и больше учителей утверждают, что

  1. рифмовки и четверостишия – один из эффективных способов быстрого и прочного запоминания новых слов, в том числе числительных, не только изолированно, но и в составе наиболее употребительных структур (повелительное наклонение, структуры с глаголом to be, to have);
  2. игровые приемы развивают память учащихся, внимание, воображение, фонематический слух, дух соперничества и чувство коллективизма.

Материалом для фонетической зарядки (в начале урока) могут быть небольшие четверостишия на английском языке или договорки. Например:

Договорки – “закончи рифму”

Учитель начинает стихотворение (рифмовку) на русском языке, дети заканчивают ее рифмующимся английским словом – числительным. Это хорошее задание в начале урока для первичного закрепления количественных и порядковых числительных. Его можно предложить и во время внеклассного мероприятия, для “разогрева” болельщиков, например:

Посчитать хочу я вам: вот одна овечка, one.
К ней шагают по мосту сразу две овечки, two.

Сколько стало? Посмотри. Три теперь овечки, three.
Вон еще недалеко их уже — четыре, four.

К ним спешит овечка вплавь — стало пять овечек, five.
Вдруг, откуда не возьмись еще овечка — шесть их, six.

Это кто за стогом сена? Семь уже овечек, seven.
Стал считать я их скорей — Получилось восемь, eight.

Но на двор явились к нам почему-то девять, nine.
Я считал их целый день, оказалось десять, ten.
Ну а ты, хочу я знать, сможешь всех пересчитать?

* * *

В шесть часов – at six o’clock прилетает петушок:
“Эй, вставайте все! Get up! – смойте сон с лица и лап.
Собирайтесь на зарядку, рассчитайтесь по порядку!”
Гордо голову задрав, возвышается жираф.
У него высокий рост – значит будет первый – first.
Петушок прокукарекал: “Ты второй, слоненок, second.
Львенок, выходи вперед! Ты сегодня третий – third’.
Трет мишутка лапой нос – он у нас четвертый – fourth.
Пятый – fifth – лисенок, шестой – sixth – поросенок,
Седьмой – seventh – котенок, восьмой – eighth – утенок.
Девятый – ninth – цыпленок, десятый – tenth – мышонок.
Все построились? Ура! Начинать давно пора!

Рифмованные тексты на английском языке

This is Lew, he is two.
This is Guy, he is five.
This is Kevin, he is seven.
This is Kate, she is eight.
This is Caroline, she is nine.
This is Pen, she is ten.

* * *

One, two, three, four
Come in, please, and shut the door.
Five, six, seven, eight
It’s time for school, you’re very late.

Nine, ten, nine, ten
Don’t be late for school again!

* * *

One, two, three, four
Mike and Jane,
Wash the floor!
Five, six, seven, eight
Nick and Ann,
Wash the plate!
Nine, ten, eleven, twelve
Put your books upon the shelf!

* * *

If you are not nice at twenty,
If you are not strong at thirty,
If you are not rich at forty,
If you are not wise at fifty

You will never be!

* * *

There are eight monkeys at the Zoo:

The first monkey is kind,
The second monkey is wild,
The third monkey is small,
The fourth monkey is tall,
The fifth monkey is fat,
The sixth monkey is sad,
The seventh monkey is cold,
The eighth monkey is old.

Многолетний опыт педагога-практика убеждает в том, что развитие творческих способностей младших школьников неразрывно связано с игровыми технологиями, деятельностным подходом и элементами состязательности в обучении английскому языку на уроке и во внеклассной работе.

Словесные объяснения учителя должны не только сопровождаться демонстрацией яркой иллюстративной наглядности, но и подкрепляться практическими действиями. Младшие школьники должны иметь дополнительную возможность перемещаться по классу, трогать предметы и красочные картинки, перемещать их, меняя местами, выполнять элементарные действия с изучаемым материалом, развивая мелкую моторику (соединить, подчеркнуть, отметить галочками в тексте, составить схему, заполнить таблицу). Ведь большинство младших школьников – кинестетики, для них важны два способа восприятия новой информации – зрительный и тактильный, которые приводят к прочному запоминанию изучаемого материала. Поэтому принцип активности ребенка остается одним из основных на младшей ступени обучения. Он обеспечивает высокий уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка и результативность обучения в целом.

Игровые приемы в начальной школе

“Угадай-ка!”

  • В коробке (или в мешке) находятся трафареты числительных от 0 до 9. Дети на ощупь отгадывают цифру и называют ее по-английски;
  • Учащиеся работают в парах – пишут (карандашом или пальцем) на спине друг у друга разные числительные, задача – назвать это число по-английски.

“Ты – мне, я – тебе”

Ведущий (учитель или “сильный” ребенок) поочередно бросает мяч учащимся группы и называет любое числительное на русском (английском) языке. Ребенок должен поймать мяч и вернуть его ведущему, назвав перевод слова.

“Сколько слов?”

Учащиеся слушают предложения учителя и считают количество слов в каждом предложении. Например:

  • I like apples. (3)
  • This is a big apple. (5)
  • Pam has got many toys.(5) They are balls, dolls, bears and cats.(7)
  • The English book is on the writing table. (8)
  • I have got a mother, she is a doctor (9), etc.

“Пинг-понг”

Учащиеся в быстром темпе отвечают на вопросы учителя, например:

  • How old are you? – How old is your mother?
  • How many sisters and brothers have you got?
  • What is your address? – What is the number of your flat?
  • What form are you in?
  • What is your phone number?
  • What is the number of our classroom?

  • How many girls (boys) are there in your group?
  • How many letters are there in the English alphabet?, etc.

“Кто соседи?”

Учитель бросает мяч или мягкую игрушку, называя любое количественное или порядковое числительное. Ученик, поймавший предмет, называет число, которое идет до и после названного учителем числительного. Например: six – five and seven, twelve – eleven and thirteen, seventy – sixty-nine and seventy-one, etc.

Вариант игры:

Играют две команды. Учитель называет то порядковое, то количественное числительное. Первая команда должна назвать предыдущее число, вторая – последующее (соответственно порядковое или количественное числительное). За каждую ошибку команда получает штрафное очко, которое фиксируется на доске, или, наоборот, учитель отмечает на доске каждое правильно произнесенное командами числительное. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков или давшая большее количество правильных ответов.

“Запретное число”

Учитель называет “запретное” числительное, например, “три”, “пять”. Школьники хором или друг за другом считают, пропуская цифры, которые делятся на это число, или в которых встречается “запретное” число. Вместо него можно попросить учащихся хлопать или проговаривать любое труднопроизносимое слово по изучаемой теме).

Тот, кто ошибается и произносит его, выбывает из игры. Выигрывает самый внимательный.

Например: 1, 2, an apricot, 4, 5, an apricot, 7, 8, an apricot, 9 – ошибка! (выбывает из игры). Учащиеся продолжают 10, 11, an apricot, an apricot, 14, 15 – ошибка! (выбывает из игры) и т. д.

Вариант игры:

Учащиеся садятся в круг и начинают считать по порядку или называть цифры, заранее написанные на карточках. Как только кто-либо из учащихся подходит к числу, кратному 5 или 7, т. е. 5, 7, 10, 14, 15 или любому числу, начинающемуся или заканчивающемуся на 5 или 7, он должен сказать ‘buzz’ вместо этого числа. Если ученик говорит ‘buzz’ не в том месте или забывает сказать ‘buzz’

Там, где надо, он выходит из игры. Игра прекращается, когда остается один ученик.

“Кто быстрее”?

Играют две команды. Справа и слева на доске записывается вразброс одинаковое количество цифр (они могут быть одни и те же или разные для каждой команды, можно повторить только несколько цифр). Учитель называет цифры одну за другой в достаточно быстром темпе (при этом важно следить, чтобы цифры были то у одной, то у другой команды). Представители команд должны найти и вычеркнуть на своей половине доски названную цифру. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием, или зачеркнувшая большее количество правильных цифр за отведенное время. Например:

1я команда

2я команда

13, 96, 26, 43, 38, 15, 30, 62, 50, 19

15, 36, 50, 18, 74, 90, 47, 83, 30, 69

Вариант игры:

В руках у всех учащихся карточки с написанными на них числительными. Члены каждой команды показывают названную учителем цифру или называют по-английски произнесенную учителем по-русски цифру.

Примечание: Представленные игры на узнавание цифр (рецептивный уровень владения изучаемым материалом). Можно предложить разновидность этого соревновательного конкурса – учитель называет цифры по очереди для представителей каждой команды, они записывают их на доске цифрами / или прописью (комбинируем два вида речевой деятельности: восприятие иноязычной речи на слух и письмо – упражнение рецептивно-продуктивного характера)

“Спринтер”

Игра-конкурс проводится во время внеклассного мероприятия. Участвуют по одному представителю от каждой команды (возможно капитаны команд).

Представитель первой команды выходит к доске. Ему предлагают внимательно (в течение 10-15 секунд) посмотреть на квадрат, заполненный цифрами от 1 до 25, написанными в произвольном порядке. По истечении времени он должен назвать все цифры по порядку, показывая их указкой в квадрате. Учитель засекает время. Для представителя другой команды заранее готовится второй квадрат, где цифры от 1 до 25 размещаются в другой последовательности. Задача – та же самая. Выигрывает ученик, затративший меньше времени на выполнение задания. Например:

для 1й команды

 

для 2й команды

11

17

5

2

24

7

11

16

1

14

25

1

23

15

10

23

2

20

25

8

6

19

13

7

21

9

13

5

18

22

20

9

3

18

14

4

21

15

24

12

4

16

12

22

8

17

6

10

3

19

“Бинго” (по типу русского лото)

Каждый игрок получает по одной карточке с написанными в ней в произвольном порядке числительными и набор белых или цветных прямоугольников или квадратов (совпадающих по форме с ячейками таблицы), чтобы закрывать числительные в своей карточке. Ведущий вытягивает из коробки (из шапки, из сундучка) маленькие карточки с

написанными в них числительными и называет их вслух (по-русски или по-английски). Ученик, у которого есть это числительное, поднимает руку и закрывает соответствующую ячейку в своей карточке. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не закроет:

  • любой горизонтальный ряд в своей карточке;
  • любой вертикальный ряд;
  • медицинский крест;
  • диагональ (из левого верхнего угла в правый нижний или из правого верхнего угла в левый нижний угол);
  • все ячейки таблицы.

Победитель кричит ‘Bingo’.

Вариант игры:

Учащиеся сами произвольно вписывают числительные в пустые клетки своей таблицы. Учитель называет (тоже в произвольном порядке) любые числительные, учащиеся закрывают соответствующий квадрат. Выигрывает тот, кто первым закрыл всю свою карточку. Он называет все свои числительные по-английски, остальные учащиеся вычеркивают их в своих карточках, а затем по очереди называют все оставшиеся числительные в своих картах.

“Анаграммы”

При этом буквы в числительных

  • перепутаны в произвольном порядке (venes = seven, terihnte = thirteen),
  • выстроены в алфавитном порядке (enttwy = twenty, eefnortu = fourteen
  • числительные написаны в обратном порядке / слева направо (evif = five, eno-ythgie = eighty-one).

“Головоломки”

Учащимся предлагается:

а) найти числительные среди букв в квадрате (или любой другой фигуре) и обвести их:

K

O

F

I

F

T

E

E

N

P

T

O

F

S

J

U

L

Y

Q

M

H

U

D

P

O

E

L

V

I

S

I

A

H

L

V

O

T

X

T

H

R

E

E

E

M

R

W

R

L

X

T

S

N

A

O

S

E

J

V

G

E

P

X

S

N

I

N

E

T

E

E

N

U

C

Z

A

T

F

W

N

N

K

L

O

W

N

Y

C

O

Z

б) подчеркнуть числительные и составить с ними словосочетания (или предложения), например: six boys; There are six boys in the classroom.

img2.jpg (20046 bytes)

в) решить кроссворд

  • вписать числительные от 1 до 9:
  • дописать числительные, вставив недостающие буквы:

г) вставить пропущенные буквы

t_elve,   _l_ven,   si_teen,   ei_ _teen,    fi_ty

С одной стороны, игровые приемы обогащают учебный процесс новыми видами группового взаимодействия учащихся и способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата, теплой атмосферы общения между учащимися и учителем, вовлекая их в активный мыслительный процесс. С другой стороны, творческий характер заданий открывает широкие возможности для индивидуальной работы с учащимися-интравертами и отстающими по какой-то причине школьниками, которые, как правило, остаются пассивными при фронтальной работе, т. к. они не успевают за темпом урока или стесняются вступать в контакт. Но они успешно справляются с игровыми заданиями, занимательными упражнениями, выполняя их у доски или сидя на месте, поскольку чувствуют себя более уверенными в своих силах, если не ограничены строгими временными рамками, если никто из одноклассников не перебивает их.

Учитывая тот факт, что группы английского языка зачастую переполнены в начальной школе (до 18 – 23 человек (если класс не делится на две группы), то можно предлагать отдельным учащимся индивидуальные карточки задания для “разминки ума”. Это могут быть творческие задания из раздела “Считалочка” (См. Приложение №1), “Смекалочка” (См. Приложение №2), “Рисовалочка” (См. Приложение №3)

Подобного рода задания и игровые приемы выходят за рамки школьного учебника и используются для активизации внимания и мыслительной деятельности младших школьников в начале урока (warming-up activities), в конкурсных заданиях на внеклассных мероприятиях (accuracy /fluency activities – guessing games, memory games, spelling games,, etс. – осуществляется так называемый “контроль без видимого контроля”), для заполнения пауз в конце урока, если осталось время до звонка (additional tasks, supplementary activities).

Их можно рекомендовать учителям английского языка и студентам педагогических вузов для дополнительной практики в совершенствовании знаний учащихся начальной школы по теме “Числительные”.