Алгоритмическое мышление необходимо
развивать, начиная с начальной школы. Это
позволит легче и проще учиться в средних классах
(и не только на уроках информатики).
Весь урок проходит в форме игры, где учитель
выступает в роли не судьи, а помощника. Все
задания, каждый шаг сопровождается презентацией.
Демонстрация на слайдах обеспечивает наилучшее
восприятие; закрепление материала проходит
гораздо легче и на долгое время остается в
сознании всех учеников. В процессе всего урока
все учащихся активно принимают участие в
выполнении предложенных заданий, которые в свою
очередь рассчитаны на различный уровень знаний и
степень подготовки.
Цели: обобщить знания учащихся по темам «АЛГОРИТМ» и «ИНФОРМАЦИЯ», «БАЗА ДАННЫХ (начальные сведения)»; способствовать развитию навыков работы с простейшими алгоритмами словесно и пошагово; способствовать воспитанию интереса к знаниям.
Тип урока: практика.
Оборудование: демонстрационные слайды (Приложение 1), экран, проектор, раздаточный материал, флажки (или ленточки, цветочки и т.д.) для физ. минутки.
Учебный комплект: «Учебник-тетрадь по информатике для 4 класса» С.Н. Тур и Т.П. Богучава.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами
проведем необычный урок. Нас ждут удивительные
приключения. Не будет терять времени.
Отправляемся в путь…
Над нашим миром нависла угроза. Злые чары
завладели всем вокруг: невежество, незнание,
неграмотность. И только тот, кто найдет заветный
талисман, сможет спасти мир. А этот талисман
находится в волшебной стране в самой-самой
высокой башне заколдованного замка. К этой башне
ведут 5 ступеней. Чтобы их преодолеть, необходимо
пройти 5 испытаний и добыть 5 кусочков заветного
талисмана.
Готовы ли Вы дети спасти мир?.. Готовы ли Вы
преодолеть все трудности и опасности для того,
чтобы завладеть этим талисманом?.. Ну, что ж…
тогда в путь…
И вот перед нами первая ступень. И у меня есть к
Вам вопрос: как называется последовательность
шагов, приводящая к конечному результату?.. Если
Вы сомневаетесь в ответе, можете воспользоваться
тремя подсказками…
1) Это слово непосредственно связано с именем
великого математика Мухаммеда Аль-Хорезми.
2) Это слово бывает линейным.
3) В этом слове восемь букв, оно начинается на АЛГ,
а заканчивается на РИТМ. Это слово…
– Замечательно! АЛГОРИТМ!!! Итак, пожалуйста,
Миша, выйди к доске и запиши нам это слово высоко
так, чтобы все мы его видели… Здорово! Садись!..
А теперь, чтобы добыть маленький кусочек
заветного талисмана, мы над этим словом немного
поколдуем. Внимание! Задание! Вам необходимо
будет проделать с этим словом определенную
последовательность действий. Внимание на экран…
{Прочитывается все задание целиком, а затем
выполняется по пунктам: сделал пункт – вышел к
доске, записал ответ}
Так что же мы в итоге получили?.. ИН!!! Вот он наш
кусочек заветного талисмана. Первая ступень
пройдена.
А перед нами уже появляется и вторая ступень… И
здесь наш очередной кусочек состоит из двух букв,
каждая из которых сокрыта в ребусе. Чтобы быстрее
их разгадать, мы разобьемся с Вами на группы.
Первая группа, Ваша заветная буква стоит восьмой
справа загаданного ребусом слова. Вторая группа,
а Ваша заветная буква стоит второй слева
загаданного ребусом слова. Чтобы Вам, ребята,
легче думалось, я раздам Вам эти ребусы на
карточках (Приложение 2)
А пока наши группы думают, у меня есть задание и
для остальных ребят. Уважаемые друзья, помогите
нам спасти мир от невежества, незнания и
неграмотности. Назовите мне, пожалуйста, 22ую
букву русского алфавита. Вспоминайте... Итак… 22-я
буква русского алфавита. Что же это там за
буква-то такая скрывается?..
{Ф} Что? Еще раз! Громче! Не слышно!!!
Комментарий: В случае если мнения
детей разделились, то можно поступить следующим
образом… {Ф} и одновременно {Х} Ого! Мнения
разделились! Что делать? Может, проголосуем?..
Итак. Внимание! Кто за букву Х, прошу поднять
руки!.. Так, один человек. А кто за букву Ф? Ого-го!!!
Принято почти единогласно!
А мы тем временем возвращаемся к нашим группам.
Ну, что? Первая группа, Вы готовы назвать мне
заветную букву, что скрывалась в Вашем ребусе?
{М, и далее мы подробно разбираем, каким образом
она получилась}
Хорошо… А теперь – вторая группа. Что у Вас за
буква скрывалась в Вашем ребусе? {А, и тоже
подробно разобрать}
Итак… Первая буква М, вторая буква А. Что ж за
заветный слог у нас получается? {МА} И это
правильный ответ!
Ну, что ж. Благодаря помощи наших товарищей, мы
уже преодолели ещё две ступеньки. Мы почти уже у
цели…
И впереди виднеется четвертая ступень. А здесь у
нас обосновалась база данных под названием
«Сказочный зоопарк». Ребята, внимание! Ваша
задача отсортировать данные по увеличению
количества букв в названии животного. Ну, а чтобы
Вам легче думалось, я, пожалуй, раздам Вам
карточки (Приложение 3).
Итак… Скорее, скорее. Заветный талисман уже так
близок. Четвертая ступень! И сказочный зоопарк на
нашем пути!.. Ну, что? Кто справился с заданием,
поднимайте руки. Пожалуйста, Наташа. Давай
смотреть, что же у тебя получилось…
{Последовательно называются животные
отсортированной базы данных. Для наглядности
происходит смена слайдов}
Вот она наша новая база данных! А теперь
внимание. Очередной кусочек нашего заветного
талисмана состоит из двух букв, первая из которых
прячется второй слева в названии пятого
животного, а вторая – четвертой справа в
названии четвертого животного. Что же это за
слог-то такой? Кто мне скажет?.. {ОР} Правильно!
Молодцы! И вот уже четвертая ступень нами успешно
пройдена.
А перед нами последняя пятая ступень. А на ней
сидит Баба Яга. Она, как истинная женщина, не
хотела, чтобы кто-то узнал ее возраст. Стало
известно лишь, что он зашифрован минимальным
трехзначным числом, состоящим из разных цифр.
Определите, сколько лет Бабе Яге.
Этими цифрами закодирован слог последней
ступени.
Думаем, думаем. Цифры и буквы перед Вами. Для
начала догадайтесь, сколько же лет Бабе Яге, а
затем раскодируйте слог последней ступени… Что?
Уже знаете ответ? Внимание! Последний кусочек…
{ЦИЯ}
Ну, что ж, нами пройдены все пять ступеней. Но вот
незадача… Злые чары: незнание, невежество и
неграмотность не только растерзали, но и
перепутали все кусочки нашего заветного
талисмана. И теперь остается самое трудное –
собрать их воедино и узнать, что же за неуловимый
талисман мы все так искали.
Поднимайте руки, кто догадался. Еще, еще… Ну, что
ж. Давайте произнесем это слово хором. Три,
четыре. ИН-ФОР-МА-ЦИ-Я! Ура!!! Злые чары повержены!
Незнание, невежество и неграмотность отступают
прочь!
Позвольте зачитать Вам напоследок небольшое
стихотворение.
Информация вокруг,
Посмотри скорее, друг!
Все, что видим. Все, что слышим.
Что едим и чем мы дышим.
Информация кругом!
Дождь ли, молния ли, гром…
Смотрим статую в музее
И картину в галерее.
Вдруг дотронешься до ели
Или скушаешь тефтели –
Независимо от нас
ИНФОРМАЦИЯ уж в нас!..
Кто владеет информацией, тот владеет миром!!! Спасибо за внимание!..
Физкультминутка (если достаточно времени, то её провести перед «четвёртой ступенью»).
Давайте с Вами вспомним обратные действия. Сейчас я буду пытаться вас запутать: говорить одно, а делать что-то другое. Вы должны делать лишь то, что я произнесла вслух. На мои действия внимание не обращаем! Ну, что? Готовы? Давайте смотреть, кто у нас самый внимательный…
- Руки поднимаем вверх (а я опускаю их вниз).
- Руки опускаем вниз (а я поднимаю их вверх).
- Вытягиваем руки в стороны (а я кладу их за голову).
- Делаем три прыжка на месте (а я в это время шагаю на месте).
- Делаем вдох – выдох (а я просто стою).
- Встали ровно.
- Тихо присаживаемся на сои места.