Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.;
  • формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?);
  • развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание (с грамматическим заданием)

1.   – Назовите парную согласную буквы «ф», запишите ее.
2.   – Какая буква в алфавите стоит перед буквой «п»? Запишите ее 2 раза.
3.   – Назовите букву, которая обозначает звуки /л/, /ль/. Запишите ее.
4.   – Послушайте скороговорку.
– Какой звук чаще всего звучит в ней?
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.
– Запишите ее.
– А теперь соберите эти буквы, что получилось? (Слово)
Запись в тетрадях.
– О чем же мы будем говорить на уроке?

III.   Актуализация знаний

1)   Отправимся мы сегодня в путешествие в одну удивительную страну. У этой страны совершенно волшебное название, оно похоже на журчанье ручейка: «Речь».

– Как называются жители этой страны? (Части речи)
– Какие части речи вы уже знаете?
– А сейчас мы узнаем, к какому жителю этой страны мы пойдем в гости.

2)   Чтение учеником стихотворения.

Есть много интересных слов
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.

– С какими же словами мы будем дружить? Докажите, что это существительные.
– Значит, у кого мы сегодня побываем в гостях? (У дедушки Имени Существительного)
(На доске рисунок)
– Какой же части речи мы посвятим наш урок? Правильно, сегодня мы поговорим об имени существительном, узнаем лексическое значение и роль в предложении существительных.

IV.   Классификация слов. Уточнение знаний учащихся о лексическом значении существительных

Дедушка Имя Существительное приготовил вам много разных, интересных заданий.

1.   На доске картинки: учительница, богатырь, папа, девочка.

– Кто изображен? Как назвать одним словом? (Люди) – на доске табличка.
– Какой вопрос зададим к этим словам?

Запись:   Люди: (кто?) учительница, богатырь, папа, девочка.
– Допишите еще 1 слово в эту группу.
– Какие орфограммы в словах? Какие знаки препинания мы должны поставить? Почему?

2.   Работа в парах

На партах предметные картинки (растения, птицы, рыбы)

– Дедушка Имя Существительное предложил такое задание: разделить картинки на 3 группы.
– На какие группы разделили?

Запись:  Растения: сосны, роза, тыква,

– Какой вопрос зададим к этим существительным?
– Придумайте и запишите еще 1 существительное в эту группу.

Следующая группа:

Птицы …
Рыбы …   (аналогичная работа)

Разбор орфограмм в словах.

3.   Игра-соревнование.

Задание: по фрагментам определить, какие животные изображены (морж, тигр, бобер)
Как назвать их одним словом, а потом записать название животных на листе (крупно, фломастером) и передать другой парте.
Проверка. На доске выставляются 3 листа с записанными словами.

 Физминутка.

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.

Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.

4.   На доске карточки: вет…р, м…ро…, ин…й

Дайте общее название группе слов (явления природы)
– Что это за слова?

Проверка написания (карточки с буквами)

– На какой вопрос отвечают существительные?
– Какие слова можно добавить?  Запись.

5.   Дедушка Имя Существительное хочет проверить, умеете ли вы отгадывать загадки.

Если дождик,
Мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)

Две сестренки,
Две плетенки
из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять –
так надевать,
чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Вафельное и полосатое
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (Полотенце)

– Как назвать одним словом? (Вещи)

Запись:

Вещи: что?  …

– Какие орфограммы в словах?

6. Устная работа

Показ картинок (автобус, машина, трамвай)

– Как назвать одним словом?

Запишите. Разбор орфограмм.

– Какие еще существительные можно включить?

V.   Обобщение

1.    – Какие группы слов мы написали?
– Чем сходны между собой эти слова?

2.   –  Как вы думаете, все группы слов мы записали?
Их очень много. Существительные означают не только предметы, которые можно рукой пощупать. А еще и явления, события, признаки и даже чувства.
– Кто сможет назвать имена существительные из этих групп?

VI.   Закрепление

Самостоятельная работа.
Стр.10 упр.№16.
Проверка в парах.

VII.   Наблюдение над ролью существительных в предложении.

Творческая работа

– Из каждой группы слов составьте по 2 предложения.

Ярко, чирикают, солнце, громче, светит, воробьи.
Днем, замерзают, лед, ночью, тает, лужи.

– Разбор предложений по членам предложения.
– Какими членами предложения могут быть существительные?

VIII.   Рефлексия.

– Что открыли нового?
– Что особенно понравилось?
– Вот и подошло к концу наше путешествие, но мы говорим Дедушке Имени Существительному: «До свидания!», потому что он долго будет учить нас. А чему, вы узнаете на следующих уроках.

Выставление оценок.

IX.   Домашнее задание.

Стр. 11 упр.№16 (дается инструктаж).