Цели:
- ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.;
- формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?);
- развивать у школьников умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли;
- развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность;
- воспитывать интерес к русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Чистописание (с грамматическим заданием)
1. – Назовите парную согласную буквы «ф»,
запишите ее.
2. – Какая буква в алфавите стоит перед
буквой «п»? Запишите ее 2 раза.
3. – Назовите букву, которая обозначает
звуки /л/, /ль/. Запишите ее.
4. – Послушайте скороговорку.
– Какой звук чаще всего звучит в ней?
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги
сыромятные сшила.
– Запишите ее.
– А теперь соберите эти буквы, что получилось? (Слово)
Запись в тетрадях.
– О чем же мы будем говорить на уроке?
III. Актуализация знаний
1) Отправимся мы сегодня в путешествие в одну удивительную страну. У этой страны совершенно волшебное название, оно похоже на журчанье ручейка: «Речь».
– Как называются жители этой страны? (Части
речи)
– Какие части речи вы уже знаете?
– А сейчас мы узнаем, к какому жителю этой страны
мы пойдем в гости.
2) Чтение учеником стихотворения.
Есть много интересных слов
Их знаете давно.
Вот, например, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить
Про разные предметы.
Возьмем слова утюг, пенал,
Котенок и конфеты.
И будем с ними мы дружить,
Писать, читать, произносить.
– С какими же словами мы будем дружить?
Докажите, что это существительные.
– Значит, у кого мы сегодня побываем в гостях? (У
дедушки Имени Существительного)
(На доске рисунок)
– Какой же части речи мы посвятим наш урок?
Правильно, сегодня мы поговорим об имени
существительном, узнаем лексическое значение и
роль в предложении существительных.
IV. Классификация слов. Уточнение знаний учащихся о лексическом значении существительных
Дедушка Имя Существительное приготовил вам много разных, интересных заданий.
1. На доске картинки: учительница, богатырь, папа, девочка.
– Кто изображен? Как назвать одним словом? (Люди)
– на доске табличка.
– Какой вопрос зададим к этим словам?
Запись: Люди: (кто?) учительница, богатырь,
папа, девочка.
– Допишите еще 1 слово в эту группу.
– Какие орфограммы в словах? Какие знаки
препинания мы должны поставить? Почему?
2. Работа в парах
На партах предметные картинки (растения, птицы, рыбы)
– Дедушка Имя Существительное предложил такое
задание: разделить картинки на 3 группы.
– На какие группы разделили?
Запись: Растения: сосны, роза, тыква,
– Какой вопрос зададим к этим существительным?
– Придумайте и запишите еще 1 существительное в
эту группу.
Следующая группа:
Птицы …
Рыбы … (аналогичная работа)
Разбор орфограмм в словах.
3. Игра-соревнование.
Задание: по фрагментам определить, какие
животные изображены (морж, тигр, бобер)
Как назвать их одним словом, а потом записать
название животных на листе (крупно, фломастером)
и передать другой парте.
Проверка. На доске выставляются 3 листа с
записанными словами.
Физминутка.
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть.
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.
4. На доске карточки: вет…р, м…ро…, ин…й
Дайте общее название группе слов (явления
природы)
– Что это за слова?
Проверка написания (карточки с буквами)
– На какой вопрос отвечают существительные?
– Какие слова можно добавить? Запись.
5. Дедушка Имя Существительное хочет проверить, умеете ли вы отгадывать загадки.
Если дождик,
Мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (Сапоги)Две сестренки,
Две плетенки
из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять –
так надевать,
чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)Вафельное и полосатое
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (Полотенце)
– Как назвать одним словом? (Вещи)
Запись:
Вещи: что? …
– Какие орфограммы в словах?
6. Устная работа
Показ картинок (автобус, машина, трамвай)
– Как назвать одним словом?
Запишите. Разбор орфограмм.
– Какие еще существительные можно включить?
V. Обобщение
1. – Какие группы слов мы написали?
– Чем сходны между собой эти слова?
2. – Как вы думаете, все группы слов мы
записали?
Их очень много. Существительные означают не
только предметы, которые можно рукой пощупать. А
еще и явления, события, признаки и даже чувства.
– Кто сможет назвать имена существительные из
этих групп?
VI. Закрепление
Самостоятельная работа.
Стр.10 упр.№16.
Проверка в парах.
VII. Наблюдение над ролью существительных в предложении.
Творческая работа
– Из каждой группы слов составьте по 2 предложения.
Ярко, чирикают, солнце, громче, светит, воробьи.
Днем, замерзают, лед, ночью, тает, лужи.
– Разбор предложений по членам предложения.
– Какими членами предложения могут быть
существительные?
VIII. Рефлексия.
– Что открыли нового?
– Что особенно понравилось?
– Вот и подошло к концу наше путешествие, но мы
говорим Дедушке Имени Существительному: «До
свидания!», потому что он долго будет учить нас. А
чему, вы узнаете на следующих уроках.
Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
Стр. 11 упр.№16 (дается инструктаж).