Центр игровой поддержки детей раннего возраста в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна из проблем, с которой сталкиваются воспитатели ДОУ и родители при поступлении ребенка в детский сад – это его адаптация в новой среде. В связи с этим у ребенка и родителей возникает масса проблем.

Как отмечает К.Л. Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева “в период адаптации у ребенка происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и т.д.”

Чтобы переход ребенка из семьи в детский сад проходил более плавно, на базе ДОУ стали открываться Центры Игровой Поддержки Ребенка(ЦИПР).

На базе ГОУ д/с № 2463 в 2011 году стал осуществлять свою деятельность ЦИПР для детей от года до двух лет.

Работа в Центре игровой поддержки развития ребенка осуществляется по “Программе воспитания и обучения детей в детском саду” под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. А также, наряду с комплексной программой мы используем парциальную программу воспитания и развития детей раннего возраста в условиях ДОУ “Кроха” Г.Г.Григорьевой, Н.П.Кочетовой, Д.В.Сергеевой.

Нашей целью стало: – развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение;

Были определены задачи ЦИПР:

  1. оказание содействия в социализации детей раннего возраста посредством организации игровой деятельности;
  2. разработка индивидуальных программ игровой поддержки и организация психолого-педагогического сопровождения ребенка;
  3. консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, а также их обучение способам применения различных видов игровых средств;
  4. формирование у детей чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему;
  5. 5. взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетенции по отношению к собственным детям.

При планировании воспитательно-образовательной деятельности ЦИПР нами был разработан перспективный план работы на каждый квартал:

Сроки Задачи по работе с родителями Задачи по работе с детьми Образовательный блок
1 2 3 4
I квартал Адаптация к условиям совместной работы с педагогами и другими членами группы путем включения родителей в совместную деятельность.

Развитие интереса к различным методикам и технологиям воспитания и развития ребенка.

Адаптация к условиям группы; установление эмоционального контакта.

Формирование мотивации на взаимодействие путем вовлечения детей в игровые упражнения.

Формировать потребность в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.

Сентябрь:

– вызвать интерес к совместно йдеят-ти с педагогом;

познакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Октябрь:

  • 1,2 недели
    – Цвет, форма: красный, кубик.
  • 3,4 недели
    – Цвет, форма:
    красный, шар
    – Части тела:
    обучать ориентировке в схеме собственного тела.

Ноябрь:

  • 1,2 недели
    – Цвет, форма, величина:
    Синий, кубик, большой –маленький
  • 3,4 недели
    Цвет, форма, величина:
    синий, шар, большой –маленький, такой же.

 

В ЦИПРе используются следующие формы организации образовательного процесса:

  • Подгрупповые игры-занятия с детьми: для ознакомления с окружающим миром, по развитию речи и сенсорики, изобразительной деятельности, по развитию движений, по музыкальному воспитанию;
  • Индивидуальные занятия с психологом;
  • Спортивные и музыкальные досуги;
  • Консультации для родителей.

Игры-занятия с детьми проводятся в присутствии одного из родителей, на которых родитель является активным участником образовательного процесса. На наших занятиях родители (законные представители) на практике узнают, чем можно заниматься с ребенком раннего возраста.

Дети находятся в детском саду 1 час. Однако, с детьми раннего возраста можно проводить образовательную деятельность длительностью не более 10 минут. В связи с этим чтобы увеличить время воспитательно-образовательной деятельности, и при этом не перевозбудить нервную систему детей, нами были разработаны конспекты комплексных игровых занятий. Каждое игровое занятие содержит несколько различных видов деятельности: дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, рисование и т.д.Смена деятельности помогает сохранить внимание детей и снимает утомляемость.

Все игровые занятия объединены одним сюжетом, что делает переход от одного вида деятельности к другой тематически логичным.

Приведем пример одного из занятий:

Развитие речи .Тема: “Лошадка”.

1. Основная часть.

Детей встречает воспитатель с надетой на руку лошадкой (перчаточный театр). Приветствует детей.

Воспитатель: К нам в гости сегодня прискакала лошадка и принесла с собой портрет своей семьи (воспитатель показывает картину “Лошади на лугу”).

– Рассматривание картины: Лошади

Воспитатель: Дети , посмотрите кто здесь пасется на лугу? Большая мама лошадь, папа конь и маленькие детки жеребятки. (Воспитатель сопровождает речь показом каждого животного и интонационно выделяет слова большие и маленькие.)

Воспитатель предлагает детям самим показать на картине больших лошадей и маленьких жеребят.

Звучит музыка и в группу ввозят лошадку-качалку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам прискакал? Правильно ,лошадка! Давайте к ней подойдем, погладим ее по гриве.

– Посмотрите какие у нее большие глаза. Покажите где у лошадки глазки? А у вас?

– Посмотрите, какие длинные ножки у лошадки! А вот и пушистый длинный хвост. (Каждому ребенку предлагается потрогать и найти хвост у лошадки, гриву, ножки и т.д.)

– Я вам сейчас прочитаю стихотворение про нашу гостью.

2. Чтение стихотворения А.Барто “Лошадка”(показ лошади-качалки).

Я люблю свою лошадку,
Причешу ее шерстку гладко,
Гребешком приглашу хвостик
И верхом поеду в гости!!

Что бы кататься на лошадке ее нужно покормить овощами и фруктами :раздача ведерок каждому ребенку: нужно собрать овощи ,фрукты в ведро .

Воспитатель: Молодцы, покормили нашу лошадку!

Мы с вами ребята тоже поедем кататься на лошадке. (Мамы сажают детей на колени.)

Еду, еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровненькой дорожке, на одной ножке.
По кочкам ,по кочкам – в ямку бух!!

3. Подвижные игры под музыку.

а) А теперь мы с вами превратимся в жеребят. Под музыку будем резвиться как лошадки: раздаем лошадок на палке. Лошадки ходят по лугу и щиплют травку, резвятся и бегают.

Артикуляционная гимнастика : цоканье язычком.

б) Лошадки любят когда их украшают лентами, а так как мы тоже лошадки и мы будем танцевать с лентами.

Воспитатель: Молодцы, мы с вами так быстро бегали, как настоящие лошадки! И нам с вами нужно немного отдохнуть.

4. Работа с конструктором “ЛЕГО”.

Дети садятся на пол.

Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек (в нем лежат лошадки, раздать детям).

– Лошадки пасутся на лугу, а что бы они не убежали нужно сделать загончик.

После игр с конструктором воспитатель прощается с детьми.