Цели урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с жанром балета на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна.
- Развивающая: развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы, называя средства выразительности.
- Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес к танцевальному искусства.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской «Музыка» для 5 класса, рабочая тетрадь к учебнику, раздаточный материал - музыкальные словари, таблицы «Характеристика героев балета средствами музыкальной выразительности».
План урока:
- Организационный момент.
- Что такое балет?
- История итальянской сказки.
- Балет К.Хачатуряна «Чиполлино».
- История постановки балета и его исполнители.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие в форме вокальной попевки, исполняемой учителем - «Здравствуйте, ребята, здравствуйте!» (поступенное восходящее движение от первой ступени к пятой по звукам тонического трезвучия). Ответ детей – «Здравствуйте, учитель, здравствуйте!» (полное повторение исходной попевки).
2. Сегодня мы продолжим путешествовать в музыкальный театр.
Тема урока - «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет» (слайд 1). Наверное, вы хотя бы раз были в театре и смотрели балетный спектакль. Сегодня вы продолжите знакомство с жанром балета, его происхождением, повторите что означает либретто в балетном спектакле, какие произведения литературы являются основой сюжета сценического произведения. Также вы узнаете историю итальянской сказки, послушаете музыкальные фрагменты балета К.Хачатуряна «Чиполлино», узнаете историю первой постановки этого спектакля и имена выдающихся артистов балета, исполнявших этот балет для юных зрителей (слайд2). В конце урока вы сами сможете ответить на вопрос: что такое балет? (слайд 3).
Сейчас,открыв музыкальные словари, найдите определение слова «балет» (дети работают с музыкальными словарями, находят и читают определение). Балет (франц. ballet- танцую) – появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Это зрелищный, музыкально - театральный вид искусства, который объединяет в себе музыку, хореографию, пантомиму, литературу, изобразительное искусство, драматургию (слайд 4).Эти виды искусств подчинены хореографии - искусству красивых танцевальных движений.
5 октября 1581 года считается днём рождения балета. В этот день в Париже впервые был впервые разыгран спектакль в танцах (слайд 5). Каждый год, отмечая день своего рождения, Балет обязательно приглашает своих верных друзей. Давайте мы вместе подумаем, кто приходит на день рождения к Балету.
АВТОР ЛИБРЕТТО или ЛИБРЕТТИСТ. Либретто - основа балетного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история (слайд 6).Обычно либретто пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист (слайд 7). Автор сюжета пишет проект будущего танцевального спектакля, намечает характеры героев, их взаимоотношения.
КОМПОЗИТОР - человек, сочиняющий музыку. пишет балетную музыку на основе либретто (слайд 8). Роль музыки в балете велика: тесно взаимодействует с хореографией, отражает все происходящее в сценарии, даёт музыкальные характеристика главным героям балета (слайд 9). Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Почти во всех операх есть балетные номера.
БАЛЕТМЕЙСТЕР - мастер балета или тот, кто пишет или сочиняет танец (слайд 10).Либреттист пишет сценарий языком слов, композитор - языком звуков, балетмейстер расскажет историю языком движений и жестов (слайд11).
Пантомима (от греч.-актёр, играющий с помощью одних телодвижений, всё воспринимающий подражанием) – в балете одно из основных средств создания хореографического образа ( слайд 12).
В балете различают типы танца: классический и народный. Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет).
БАЛЕРИНА - артистка балета, исполнитель главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой и грацией. Её выход лёгкий, изящный, приветливый, по балетному – антре! (слайд 13).
Антре (франц.- выход) - в средние века в Европе появление в пиршественном зале маскированных персонажей, сопровождавшееся песней, инструментальной пьесой, танцем, инсценировкой. В нынешнем балете антре - красивое вступление в больших танцевальных эпизода ,сценах (слайд14).
В балете различают типы танца: классический и народный. Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет).
Кордебалет (франц. corpsdeballet-личный состав) - коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Роль кордебалета аналогична хору в опере (слайд 15).
Пуанты (от франц. рointe- острие, кончик) обувь, которая используется при исполнении женского классического танца. Пуанты имеют твёрдый носок, чаще изготовляются из розового атласа и закрепляются лентами. Танец на пуантах – один из основных элементов женского классического танца (слайд 16).
В 20 веке появился танец модерн. Танец модерн - одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце 19- начале 20 века в США и Германии (слайд 17).
ХУДОЖНИКсоздаёт для балета декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия (слайд 18).
ДИРИЖЁР И МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА выполняют важную роль в балетном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, идеи балетмейстера, подчеркивает индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен. Музыканты играют под руководством дирижёра (слайд 19). Музыка, записанная для оперы или балета, называется партитурой.
Партитура (итал. partitura- разделение, распределении)- нотная запись многоголосного музыкального (в том числе инструментального) произведения, в которой для каждого инструмента отведён отдельный нотоносец (слайд 20).
3. История итальянской сказки (слайд 21).
«Чтобы создать нацию, сперва надо создать театр». Этот мудрый совет дал И.В. Гёте, руководитель театра в Веймаре. Уже в те давние времена утверждался принцип воспитательного значения искусства и театра в частности. И именно в Италии, на родине балета, в 1568 году была образована первая труппа профессиональных артистов. Отличное знание народного театра помогли Карло Гоцци (1720-1806) создать неповторимый жанр театральной сказки – фьябы (слайд 22).
Окружающая действительность вошла в чудный мир сказок, оделась в фантастические одежды. В 1760 г. Гоцци написал первую театральную сказку «Любовь к трём апельсинам» и отдал её знаменитому комику дель арте Антонио Сакки. В дни зимнего карнавала 1761г. она была показана венецианской публике.
Любовь к народному театру продемонстрировал и автор всемирно известных «Приключений Пиноккио» Карло Лоренцини (1826-1890)(слайд 23). «История одного буратино»
(«буратино» по–итальянски – «марионетка») появилась на страничках римского детского журнальчика «Газета для детей» и сразу же завоевала симпатии читающей публики. Её герой – нескладно обструганная деревяшка - произвёл буквально переворот в детской литературе. В этой книге сочеталась сказочная весёлая фантастика и настоящая реальность. Все персонажи сказки - Говорящий сверчок, Лиса и Кот, рыбак, жители «страны дураков» были узнаваемые со всех социальных слоях. Книга пронизана идеей, воплощённой в деревянном персонаже (слайд 24). Глупый, самонадеянный Пиноккио получает уроки морали и воспитания из опыта реальной, а не сказочной жизни. Все поучения, получаемые от отца, Говорящего сверчка, повисают в воздухе, пока он не убеждается в их истинности на практике. Вывод из этой сказки - трудясь и заботясь о близких, «можно стать настоящим человеком»
Современные сказки создавал Джанни Родари (1920-1980), педагог по профессии, журналист (слайд 25). Он легко общался с детьми, будил в них фантазию, вовлекал творчество. Например, задавал им неожиданные вопросы: «Что бы ты сделал, если бы к тебе в дверь постучал крокодил?, или « Что бы ты сделал, если бы, закинув сети, ты поймал русалку?». Начавшаяся Вторая мировая война прервала писательскую карьеру. Родари встал в ряды итальянского сопротивления. В 1950 г. появилась повесть-сказка «Приключения Чиполлино», сделавшая имя Родари известным на весь мир. Герои сказки-бедные и честные трудяги Тыква, мастер Виноградинка, профессор Груша. Смелый и находчивый Чиполлино борется с угнетателями - принцем Лимоном, графинями Вишенками и синьором Помидором (слайд 26). Завершение этой сказки счастливое: Чиполлино вместе со своими друзьями свергают злого принца Лимона и устанавливают свободную республику (слайд 27). Однако старый и мудрый папа говорит своему сыну Чиполлино: «Не забывай, дружок, негодяев на свете много, и те, кого вы выгнали, могут ещё вернуться.
4. Балет К.Хачатуряна «Чиполлино» (слайд 28).
Ребята, сейчас мы будет знакомиться со сценическим воплощением сказки Д.Родари – балетом «Чиполлино», музыку к которому написал композитор Карен Хачатурян. Вашим домашним заданием было прочитать сказку «Чиполлино». Вы отлично помните всех героев. Я вам расскажу вам либретто - краткое содержание балета (слайд 29).
Действие первое. Площадь сказочного города. Кругом большие маленькие домики, в которых живут разные овощи и фрукты, напоминающие людей. На площади встречаются два семейства - Редисок и Луковиц. У мамы Чиполла и отца Чиполллоне сынок - Чиполлино, весёлый и неугомонный. Здесь же мастер Виноградинка, он чинит обувь. Кум Тыква кладёт кирпичи - строит себе домик. Профессор Груша играет на скрипке, жители сказочного городка танцуют. На площади появляется синьор Помидор, который извещает жителей о появление принца Лимона. Принц Лимон издал новый закон: каждый должен платить за то, что светит солнце, идёт дождь и дует ветер. Народ выражает своё возмущение. Когда появляется принц Лимон, Чиполлино наступает ему на ногу. В панике охране пытается схватить «Бунтовщика, но тот скрывается, и охрана арестовывает его отца.
Жители сказочного городка горюют. Кум Тыква пытается продолжить строительство своего домика, и жители начинают ему помогать. Всем вместе удаётся закончить стройку, но появляется синьор Помидор, который, увидев готовый домик, страшно рассердился, так как это земля графинь Вишен. Домик разрушают, о чём горько печалится кум Тыква. Чиполлино обещает отомстить обидчикам.
Действие второе. Встретив Чиполлино и Редисочку, граф Вишенка показывает им дворец. Чиполлино пытается разыскать подземелье, где находиться его отец. Но сам едва не попадается в руки синьору Помидору. В это время во дворце начинается бал в честь принца Лимона. Гости веселяться, а друзья освобождают Чиполлоне.
Действие третье. Стража везде разызкивает беглецов. Чиполлино прячет своих друзей, но сам попадает в руки стражи и его арестовывают. Праздник в замке завершился. Вишенка и Магнолия, отыскав Чиполлино в подземелье, усыпляют стражу и помогают ему бежать. Принц Лимон, спустившись в подземелье, видит, что стража связана и подземелье пусто. Он отдаёт приказ стрелять по городу из пушки. Но Чиполлино с друзьями заталкивают в пушку самого принца. Один выстрел – и нет ни Лимона, ни пушки, ни стражи. Народ рад и счастлив, все веселятся и празднуют победу. Отныне этот город новый: под синим небом и тёплым солнцем – город друзей.
Сейчас прозвучат музыкальные фрагменты из балета «Чиполлино». Обращаясь к либретто, скажите, во время каких событий звучит та или иная тема, к каким героям - положительным или отрицательным, относятся эти музыкальные темы. Используя знания в области средств музыкальной выразительности, дайте характеристику каждому музыкальному фрагменту. На примере темы «Чиполлино» я покажу, как будем характеризовать героев балета. Итак, тема «Чиполлино» ( учитель сам показывает, заполняя таблицу, как выполняется данное задание): мелодия танцевальная, лад - мажор, темп - быстро, тембр- свист( деревянные духовые инструменты), ритм- в ритме тарантеллы, регистр- высокий, динамика- mf . Теперь вместе с вами охарактеризуем тему « Строительство домика Тыквы»( коллективная работа учащихся ): мелодия песенная с восходящей интонацией, лад мажорный, темп - подвижно, тембр- флейта- пиккало, ритм размеренный, восьмые длительности с подчёркиванием, регистр средний, динамика – пиано
( слайд 30). Дети, работу по характеристике следующих музыкальных фрагментов - «Выход помидора» и «Общий танец» вы сделаете самостоятельно (учащимся включаются для прослушивания по очереди два музыкальных фрагмента, раздаются таблицы для самостоятельной работы).
Характеристика героев балета средствами музыкальной выразительности
Музыкальный номер | мелодия | лад | темп | тембр | ритм | регистр | динамика |
«Чиполлино» | танцевальная | мажор | быстро | свист | тарантелла | высокий | mf |
«Строительство домика Тыквы» | песенная | мажор | подвижно | флейта пиккало | размеренный | средний | p |
«Выход Помидора» | |||||||
«Общий танец» |
5. История постановки балета и его исполнители (слайд 31).
В нашей стране уже несколько десятилетий с балетных сцен не сходит прекрасный спектакль для детей - балет Карена Хачатуряна «Чиполлино». Роль принца Лимона, Магнолии, Чиполлино, Вишенки, Редисочки танцевали не только дебютанты, но и знаменитые артисты, такие как М. Лиепа, М.Кондратьева, Н. Сорокина, Н.Цискаридзе (слайд 32).Причём готовили партии знаменитые артисты также тщательно, как партии Одетты, Одилии, Жизели или благородных принцев. Великий Станиславский когда-то сказал очень важную фразу: «Для детей надо играть также хорошо, как и для взрослых, только ещё лучше».
Сказку «Приключения Чиполлино» писателя Дж. Родари знал каждый советский ребёнок. Она была полезна, ведь её социальные мотивы отвечали требованиям идеологии того времени. Смелый и находчивый Чиполлино боролся с угнетателями, принцем Лимоном, графинями Вишенками и синьором Помидором. С восторгом дети принимали и мультик с прекрасной музыкой К. Хачатуряна. А через время появилась идея поставить балет. Костюмы и либретто были готовы, и композитор искал хореографа. Среди трёх молодых хореографов, которых К.Хачатуряну порекомендовали Р.Щедрин и М.Плисецкая, было имя Генриха Майорова.
Премьера состоялась в Киеве и принесла богатый « урожай» создателям балета: они оба получили Государственную премию. Вскоре Г. А. Майоров был приглашён Ю. Григоровичем на постановку балета «Чиполлино» в Большой театр. Часть труппы находилась на гастролях в Париже, а те, что остались в театре, были назначены на партии в балет для детей.
М. Лиепа, легендарный Красс московской сцены, превратил партию принца Лимона в шедевр. Словно пародируя принца Лимона, фруктовый «Крассик» цинично вышагивал в сопровождении своей гвардии. О балете «Чиполлино» многие говорили: это «Спартак» для детей. Конечно, это была шутка. Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.
В этой сказке было всё: и борьба с угнетателями, и жестокий диктат, и соблазнительница, и простые честные герои. Уже несколько десятилетий сказка Дж. Родари рассказывается языком танца.
С 1974 года балет «Чиполлино» был поставлен в Советском Союзе в 21 городе. Давно сказали мамами, бабушками и дедушками те, кто читал эту сказку в 50-х годах, а читатели 70-х годов смотрели постановку спектакля. Мы с вами посмотрим несколько фрагментов в исполнении артистов Михайловского театра (слайд 33).
Сюжет не теряет актуальности и современного звучания и в наши дни. Всегда приятно вернуться в детство. То искусство имеет право на жизнь, которое имеет смысл.
Сюжет вновь и вновь открывается новыми гранями, не теряя актуальности и современного звучания и в наши дни. Всегда приятно вернуться в детство.
6. Закрепление нового материала (слайд 34)
Ответьте на следующие вопросы: что такое балет? Какие виды искусств объединены в балетном спектакле? Люди каких творческих профессий участвуют в создании балетного спектакля? Какие новые музыкальные слова, связанные с балетом, ты запомнил? Назови имя автора сказки «Чиполлино». Кто написал музыку к балету «Чиполлино»? Есть ли в твоём городе музыкальный театр?
Сегодняшний урок мы завершим , прочитав стихи песни «Чиполлино», музыка Г. Селезнёва, слова Б.Ческиса( слайд 35):
Все девчонки, и мальчишки
Дни просиживали с книжкой,
И, раскрашенные краской,
Приходили к нам из сказки
Припев: Чиполлино, Буратино,
Карабас-Барабас и синьор Помидор.
Годы птицей пролетели,
Мы, конечно, повзрослели.
Детство вновь не повторится
Но порою детство снится
Припев:
А теперь сидят над книжкой
Наши милые братишки,
И, раскрашенный краской,
Вновь приходят к нам из сказки.
Припев:
7. Домашнее задание:
нарисуй героев балета Д.Родари «Чиполлино» (слайд 36).
Список литературы (слайд 37).
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2005.
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2007.
- Розанова Ю.А., Разумова С.М. Балетные либретто. Краткое изложение содержания балетов. М.: Музыка, 2002.
- Э. Филькенштейн. Музыка от А до Я. С- Петербург: Композитор Санкт- Петербург, 2008.
- Келдыш Ю.В. М. Музыкальная энциклопедия, том 6. М.: Советская энциклопедия, 1982.