Цели:
- повышение уровня информированности по данной проблеме.
- выработка и развитие навыков предотвращения зависимости от психоактивных веществ у подростков.
Задачи:
- выявить исходный уровень информированности подростков, актуализировать проблему табакокурения;
- информировать учеников о вредном влиянии дыма на организм и развитии никотиновой зависимости;
- проверить уровень усвоения информации и закрепление навыков.
Для того чтобы тренинг был тренингом, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга.
Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
- мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
- не боялся стать объектом насмешки и критики;
- был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
- получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ.
Напомнить правила.
НУЖНО Выражать свое мнение «я считаю, я
думаю» |
НЕЛЬЗЯ Начинать свою речь словами «ты,
вы, он, она» |
Вступительное слово:
– Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества – никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. И тема нашего тренинга-беседы: «Жизнь прекрасна! Не потрать её напрасно!» на занятии мы узнаем об истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка.
«Ассоциации по имени»
– Ребята, посмотрите, на доске я не
случайно написала свое имя и к каждой букве
своего имени, написала ассоциации, относящиеся к
табакокурению и никотину.
– Сейчас я предлагаю Вам написать свое имя.
Рядом с каждой букве своего имени написать по
слову, начинающемуся с этой буквы, относящемуся к
табакокурению и никотину.
– Теперь прошу ответить, какие ощущения Вы
испытывали, когда выполняли задание… (Ответы).
– Ребята, ваша реакция – это реакция
нормального, психологически здорового человека.
– А теперь, как Вы понимаете, мы будем говорить об
табакокурении и его вреде – проблеме, которая
губит людей, уничтожая в человеке человека.
Возможно, кто-то скажет, что меня это не касается,
и будет совершенно не прав. Это касается каждого
из нас, потому что никотин не щадит никого, он
поражает человека.
Информация к размышлению
Учеными давно доказана зависимость отсутствия
здоровья и маленькая продолжительность жизни от
употребления наркотиков, алкоголя и никотина.
Сегодня пьянство и курение – это доказательство
слабоволия и невежества человека.
Курение – это втягивание в себя тлеющих
растительных продуктов. Закурить первую в жизни
сигарету многие ребята пробуют в подростковом
возрасте. Согласно статистике, курение
преобладает в школе над спиртным и наркотиками.
Курят с 6 по 11 класс: 6 класс – 5%; 7 класс – 12%, а 10-11
класс – 65%.
Вызывает особую тревогу то, что слабый пол тоже
не прочь покурить. Вот идет по улице стройная,
красивая, элегантная девушка, а в руках –
сигарета. Для девушки – это, прежде всего, ранняя
старость и неприятный запах изо рта и от одежды.
Табак – это самый распространенный легальный
наркотик нашего времени. Курение является одним
из главнейших факторов риска в развитии рака
легких, заболеваний сердечно-сосудистой и
дыхательной систем. Каждые 10 секунд от
последствий употребления табака на планете
гибнет один человек (без учета так называемых
«пассивных курильщиков). Таков результат
исследований Всемирной организации
здравоохранения. В последние
десятилетия опасность курения еще более
возросла, поскольку, кроме миллионов мужчин и
женщин, она охватила миллионы юношей, девушек и
даже детей.
Более того, в семьях, где курят родители, вполне
правомерно поставить вопрос: «Сколько сигарет в
день выкуривает ваш ребенок!». Аналогичен вопрос
и в отношении некурящих, но окуриваемых людей,
вынужденных по различным причинам вдыхать
табачный дым. По данным доктора медицинских наук
Л. В. Орловского, полуторачасового пребывания в
накуренном помещении достаточно для того, чтобы
уровень никотина в организме некурящего
человека увеличился более чем в 7 раз и
приблизился к уровню никотина в организме
курящего.
Пассивный курильщик, человек некурящий,
находящийся в помещении с активными
курильщиками, в течение одного часа вдыхает
такую дозу некоторых газообразных частей
табачного дыма, которая равносильна выкуриванию
половины сигареты. Установлено, что 25 % вредных
веществ задерживается организмом, 20% сгорает, 5%
задерживается в окурке и 50% загрязняет
окружающую среду.
У детей, рожденных от курящих родителей, чаще
наблюдаются злокачественные опухоли, в том
числе в детском возрасте. Не случайно один
известный ученый-медик сказал: «Если бы я был
ребенком и мог выбрать себе мать, ею стала бы
некурящая женщина».
Табачные компании, чтобы найти сбыт своей
продукции и получить прибыль, пытаются заманить
молодежь в ряды курильщиков.
Послушайте высказывания опрошенных на улице
людей о рекламе сигарет. «Мелькнула у меня добра
мысль, что курить надо бросить, и … пропала.
Посмотрела на один, на второй, на 25-й рекламный
плакат и решила, что глотание дыма – это
нормально, это спутник удачи!»
Еще бы, на это реклама и рассчитана! Посмотри –
ковбой с сигаретой, он такой бравый малый!
«Тихая дискуссия» (Приложение 1)
– Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в дискуссии. Что такое дискуссия? (выражение собственного мнения относительно рассматриваемого вопроса). Но эта дискуссия необычна, т.к. свое мнение надо выражать на листке мнений. Этот листок, прочитав предыдущие утверждения и написав свою мысль, соглашаясь или не соглашаясь с предыдущим заявлением, выражая собственную мысль (одно или несколько предложений), передаем следующему. Тем для дискуссии три.
- Сигареты – распространенное явление в жизни нашего общества.
- Проблему табакокурения решить нельзя, т.к. продажа сигарет приносит огромные средства отдельным людям и в бюджет государству.
- Табакокурение – это проблема всего человеческого общества, а не отдельных людей.
– Приступаем.
По окончании работы листы мнений зачитываются вслух. Все участвуют в обсуждении.
Термины-ассоциации (МИНЗДРАВ)
Ребята, а что такое здоровье, как его
изменить? По определению Всемирной организации
здравоохранения, здоровье – это не только
отсутствие болезней, но и состояние полного
физического, душевного и социального
благополучия.
По данным отечественных ученых, на наше здоровье
влияют: образ жизни (50-55%), состояние окружающей
среды (10%). Получается, что в большей степени
здоровье человека зависит от него самого.
Представление табличек (Таблички: Молодые,
Интеллектуальные, Непьющие, Здоровые,
Деловые, Раскованные, Активные, Веселые)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по
каждому термину.
Да, здоровье для человека – самая главная
ценность. Но, к сожалению, мы говорим о здоровье,
когда его теряем.
(Таблички. На них написаны вредные привычки:
Алкоголизм, Наркомания, Табакокурение,
Распущенность, Воровство, Ложь, Тунеядство.)
Рассмотрение каждой таблички и обсуждение по
каждому термину.
Разбор ситуаций в группе
Ситуация
Во дворе Наташа и Катя предложили Ирине пойти в подъезд и покурить. Ирина не курит, и поэтому отказалась, на что получила в ответ: «Ну и трусиха же ты! Кого из себя строишь? Посмотри, почти все девочки нашего двора курят». Как поступить Ирине в данной ситуации?
Анкетирование (Приложение 2)
– Сейчас я предлагаю вам, заполнить анкету «Курение и здоровье».
(Объяснение инструкции и разбор вопросов индивидуально)
Подведение итогов
Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто никогда
не болел. А кто болеет один раз в году. А кто
болеет два и более раз? Посмотрите, мы привыкли к
тому, что человек ежемесячно болеет! А ведь это
неверная установка. Давайте изменим установку и
запомним, что человеку естественно быть
здоровым! Ученые доказали, что человек должен
жить 150-200 лет. Как же этого можно добиться?
Во-первых, вести Здоровый Образ Жизни.
Соблюдать режим дня, заниматься спортом, уметь
управлять собой в любых ситуациях.
В заключение, я хочу сказать вам вот такие слова:
Да – здоровью, да – мечте. Нет – наркотику, беде.
Быть здоровым – классно! Пить, курить – опасно!
Лучше спортом заниматься, чем в подвале задыхаться!
Лучше уж глотать котлетки, чем смертельные таблетки!
Лучше уж здоровым быть, чем как труп живой ходить!
А вы в ответ скажите мне тему нашего тренинга-беседы. И мы говорим: «Жизнь прекрасна! Не потрать ее напрасно!»
Рефлексия «Сегодня Я…»
– Сейчас я прошу каждого продолжить одно единственное предложение:
«Сегодня я….»
Литература:
1. ВШ 4-89 Углов Ф. “Открытое письмо курящей
девушке” с. 98.
2. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения,
алкоголя. М., П., 1986 г.
3. ВШ 3-98 Амосов Н. Здоровый образ жизни, с. 73.
4. ВШ 5-90 Бойко А. “Как избавиться от
курения”, с. 72.
5. Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к
болезни. Факультет здоровье. 10-86 г.
6. Шицкова А.П. Здоровье здоровых (Факультет
здоровье, №3-87г) с. 44.