По данным отдельных авторов (И.Н Садовникова, М.С.Грушевский, Л.Г.Парамонова ) наблюдается устойчивая отрицательная динамика роста числа детей с дисграфией. [1]
Это диктует необходимость в интенсификации работы логопеда, в интегрировании различных приемов и методов, что позволит детям в ограниченный промежуток времени применять навыки, усвоенные ими в процессе предшествующей подготовки.
Мы остановимся на возможных способах предупреждения дисграфии, возникающей на фоне несформированности звукового анализа и синтеза.
Предлагаем уникальные возможности игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте и сопровождается высокой мотивацией.
Показаны преимущества использования, в частности, Игры-лото, предназначенной для подгрупповой или индивидуальной деятельности логопеда с детьми подготовительного к школе возраста.
Предлагаемая Игра-лото является итоговым видом деятельности по закреплению полученных ранее знаний
В ней интегрированы различные приемы, которые способствуют развитию произвольности внимания, памяти у детей; мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и т.д.
Для участия в игре ребенок должен владеть необходимыми навыками слогового, фонемного анализов, уметь работать со звуковой схемой.
Представленный вариант игры преследует также задачу автоматизировать свистящие звуки и формировать связную речь.
Игра состоит из четырех этапов, выполнение которых можно распределить между тремя участниками игры .
При выполнении всех заданий на завершающем этапе дети увидят результат своей игры, перевернув картинки. Перед ними будет сюжетная картинка в виде кубиков, по которой им предстоит составить рассказ.
Ход игры
Перед детьми игровое поле.
Рис. 7
Ведущий объясняет правила игры:“Игра состоит из четырех испытаний, которые нам подготовили звуки в письме. Вот это письмо”. Появилась интрига. Дети заинтересованы.
Читаем первое“ Письмо от звука С”.
“Найди звуковые схемы к картинкам:
Рис. 1
Ведущий достает из конверта и выкладывает ленту с тремя картинками (сани – мясо – кактусы) и пять карточек со звуковыми схемами.
Дети подбирают звуковые схемы и выкладывают их в верхней строке игрового поля в том порядке, в каком было дано задание: сани – мясо – кактусы.
Для выполнения этих операций дети должны воспользоваться навыком слогового анализа: – по звуковой схеме определить количество слогов в слове.
Для этого вспоминаем правило :“ В слове столько слогов – сколько гласных звуков”.
В этом задании демонстрируется навык работы со звуковой схемой. Участникам игры должны быть известны все схематические, цветовые маркеры звуков.
– Затем отобрать звуковые схемы, которые соответствуют искомой слоговой структуре слова.
Если к одной картинке подходит несколько звуковых схем – необходимо определить наличие других различий в схеме, т.е. дать характеристику звука: твердый – мягкий согласный звук, звонкий – глухой.
Например: к словам МЯСО – САНИ дети подбирают три звуковые схемы из двух слогов. Им предстоит исключить одну, где нет мягкого звука, а в оставшихся схемах определить позицию мягкого звука в слове. Так дети применяют навык владения операциями звукового анализа.
Читаем второе“Письмо ОТ ЗВУКА С”.
“ Найди картинки к звуковым схемам”.
Рис. 2
Лента с тремя звуковыми схемами и пять картинок: маска – киска – миска – знаки – такса. Задание выполняется аналогично первому. Определяется количество слогов по звуковой схеме и подбираются подходящие картинки . Затем осуществляются операции звукового анализа.
Читаем третье“ Письмо ОТ ЗВУКА С”.
“Собери слово по первым звукам названия картинок”.
Рис. 3
Перед детьми выкладывают три ленты из картинок, уточняют название каждой картинки:
3.1. Насос – окунь – скамейка – осы – кокос.
3.2. Осы – скунс – ананас.
3.3. Сок – апельсины – дом.
“Выбери эти картинки, выложи на втором этаже” (перед детьми картинки : музыкант-носок-такса – спицы – осы – сад).
Получилось; НОСОК – ОСА – САД.
Читаем четвертое“ Письмо ОТ ЗВУКА С”.
“Прочитай слово по первым звукам названия картинок, которые на втором этаже.” (НОС).
Рис. 4
“Напиши это слово с помощью картинок так, чтобы:
1. Звук Н (звонкий, твердый согласный) в этой картинке был в середине слова.
2. Звук О (гласный) в этой картинке был в начале слова.
3. Звук С (глухой, твердый согласный) в этой картинке был в конце слова.
Из письма вынимают три схемы, показывающие позицию звука в слове.
Каждый звук имеет свою характеристику и дети сами определяют звук, который обозначен в схеме . Перед детьми картинки: кокос – сани – ослик – знамя – гнездо – знаки .
Читаем пятое“ Письмо от звука С”.
“Переверни все картинки и придумай рассказ” . Перед детьми игровое поле со всеми выполненными заданиями.
Рис. 5
Когда дети перевернут картинки, на обратной стороне должна появиться сюжетная картинка.
Рис. 6
по которой дети могут придумать рассказ, сказку . Этот этап игры можно перенести на другой день или дать задание на дом . По данной схеме можно провести игру, подобрав лексический материал на другие звуки, которые требуют автоматизации.
Список литературы.
- Л.Г.Парамонова. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001 г. С.11–16.