Задачи:
– Формирование умение сравнить предметы по двум свойствам, видеть в них общее
и различное; размещать блоки в определенной последовательности. Дать детям
представление о математическом понятиях (алгоритм, декодирование).
– Закрепить название времен года.
– Упражнять детей в счете в пределах 5.
– Развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение.
– Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижение цели.
Оборудование и материалы:
– блоки Дьениша на каждого ребенка;
– листы дубовые, кленовые, березовые;
– шаблоны зонтов;
– плоские геометрические фигуры;
– алгоритм.
Предварительная работа:
– Заучивание стихотворения “Осень” Е.Авдиенко,
– Вырезание осенних листьев, составление схем, таблиц.
Ход занятия
1. Организационный момент. Дети выстраивают круг.
Воспитатель:
Собрались все дети вкруг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Чтение стихотворения В.Авдиенко “Осень”:
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужах ножки
Льют дожди, и нет просвета
Затерялась где-то лето.Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил
Под ногами коврик новый
Желто-розовый кленовый.
Воспитатель:
– О каком времени года говорится в стихотворении?
– Какое время года сейчас?
– Какое время года затерялось в стихотворении?
– Какое время года наступает раньше “лето” или “осень”?
– Чем “осень” отличается от “лето”
Дети: Идут дожди листья меняют цвет, опадают.
Звучит музыка Е.Дога.
3. Воспитатель: Посмотрите, какой красивый коврик. Кто скажет из чего он?
Дети: Из листьев.
Воспитатель: Осень в лесу рассыпала все листочки. Давайте посмотрим, какие они.
(Садятся за столы.)
Игровое упражнение: Сравни и найди общее”.
Воспитатель: Внимательно посмотрите и подумайте, на какие геометрические фигуры похожи эти листья?
Дети:
– На квадрат похож кленовый лист.
– На прямоугольник – дубовые листья.
– На треугольник – березовые листья.
4. Воспитатель: Дети, как называется лесная дорожка?
Дети: Тропинка.
Воспитатель: А я вам предлагаю выложить тропинки из блоков, а подсказка изображена на карточках. (Построить как можно длинную тропинку и чтобы рядом не было одинакового цвета.)
Воспитатель: Очень красивые тропинки получились. Молодцы.
5. Воспитатель: На моем листочке оказались загадки-задачки.
1) Я нашел в дубле у белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка,
Все орешки сосчитай-ка!
Воспитатель: Выложите, сколько получилось орешков.
2) Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел
Два под березой,
Три у осины
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Воспитатель: сколько грибов нашел ежик? Выложите столько же блоков.
6. Воспитатель: Как называют людей, которые собирают грибы?
– Правильно, грибники. Давайте мы тоже превратимся в грибников и поиграем в игру “Грибочки”.
Мы грибочки, мы грибочки
Дружно встанем на пенечки.
Спрятаться нам нужно
Сядем в травку дружно.Грибники мы, грибники,
Ох, корзины не велики
Попадется гриб на ножке,
Мы кладем его в лукошко.
7. Воспитатель: Осенью часто идут дожди, что нам нужно для того, чтобы нас не намочил дождь? (Зонты.)
Осенью идут дожди,
Доставай скорей зонты…
Зонтики цветные,
Красивые такие.
В руки зонтики возьмем,
Под дождем гулять пойдем.
Воспитатель: (на столах лежат шаблоны зонтов).
– Что нужно сделать, чтобы зонтики стали красивыми, цветными:
Дети: Украсить.
Воспитатель: Украсьте зонтики, по схеме используя блоки Дьниша:
– маленькие, тонкие – синего цвета;
– маленькие толстые – красного цвета и т.д. Теперь у всех красивые зонтики.
– Скажите дети, понравилось вам в осеннем лесу?
– Что вы узнали нового в лесу?
– Как украсили зонтики?