Урок-диспут на лингвистическую тему "Слово и его лексическое значение". 5–6-е классы

Разделы: Русский язык


Цели урока – диспута:

  1. Познавательные: закрепление знаний, полученных на предыдущем уроке, о слове и его лексическом значении, о толковом словаре и словарной статье; ознакомление с основными приемами толкования лексического значения слова; знакомство с приемами ведения диспута;
  2. Практические: закрепление умения пользоваться лингвистическими словарями; находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию о семантике слова и формировать умения, сопоставлять слова и словосочетания;
  3. Общепредметные: обучение умению давать определения понятиям; самостоятельно пополнять свои знания о словах.

Оформление класса:
– Выставка на тему: “Лингвистические словари – твои помощники”.
– Музыкальное оформление (фрагменты из музыкального произведения П.Чайковского “Времена года”.
– Сказка С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев”.
– Иллюстрации к сказке С.Я.Маршака “Двенадцать месяцев”.
– Использование интерактивной доски.

Накануне урока – диспута ребятам предлагается литература для изучения:

  1. Толковые словари В.И.Даля, С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Д.Н. Ушакова.
  2. Этимологический словарь Н.М. Шанский, Т.А. Бобров
  3. Сборник пословиц русского народа В.И. Даля, т. 3 стр. 471 “Месяцеслов”.

Вопросы для обсуждения:

  1. История появления слова.
  2. Современное лексическое значение слова.
  3. Использование слова в устной и письменной речи.

Создать творческие группы:

  1. Совет юных ученых.
    Члены ученого совета изучают специальную литературу, работают в библиотеке, дают историческую справку.
  2. Экспертная группа.
    Члены экспертной группы проводят опрос общественного мнения и анализируем материалы на тему: “Что вы знаете о…”
  3. Художники – оформители.
    Члены этой группы оформляют выставку “Словари – твои помощники”, слайд-шоу.
  4. Ведущие – учащиеся данного класса.
    От “ведущих” зависит успех диспута, поэтому они должны обладать достаточной эрудицией, умением владеть аудиторией. Учитель – помощник учащимся, ведущим урок – диспут.

Слово учителю:

Ребята, сегодня мы проводим необычный урок – урок – диспут. Диспут – это публичный спор на научную или общественно важную тему (из словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Причиной спора стал вопрос: “Откуда пришли названия месяцев”, “Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть множество хороших слов и названий”, – писал К.Паустовский. Но всегда есть чему учиться и делать открытия. В споре всегда рождается истина.

1-й ведущий: Ребята, давайте прислушаемся к советам известного литературоведа Д.С. Лихачева (Приложение) (Слайд 1): “Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура”. Д.С. Лихачев.

2-й ведущий: Соблюдайте правила поведения во время спора (Слайд 2):

Советы: “Как слушать собеседника”.
1) Не перебивайте без надобности.
2) Дайте собеседнику высказаться.
3) Не делайте поспешных выводов.
4) Оценивайте и критикуйте содержание сообщения, а не поведение говорящего.

1-й ведущий: Используйте образцы (клише) для обсуждения (Слайд 3):
– мне хочется привести…
– я бы хотел остановиться…
– отчасти я согласен…
– с этим никак нельзя согласиться…
– мне хотелось бы опровергнуть…
– из этого следует, что…
– итак (таким образом, следовательно)…

(Слайд 4): “Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие… прислушайтесь к тому, как он говорит”. Д.С. Лихачев.

2-й ведущий: Сейчас предоставим слово экспертной группе.

Экспертная группа: Нами был проведен опрос среди учащихся 5-го класса. Количество принявших в опросе – 27 человек.

Вопрос № 1: Если значение слова вам не понятно, то вы (Слайд 5): А) промолчите – 2 чел.; Б) переспросите – 1; В) попросите объяснить – 24.

Вопрос № 2: Как часто вы обращаетесь к лингвистическим словарям? А) часто – 11 чел.; Б) редко – 15; В) никогда – 1.

Вопрос № 3: Что влияет на развитие вашей речи? А) речь окружающих – 8 чел.; Б) чтение учебного материала – 7; В) художественная литература, словари – 14.

Вопрос № 4: Откуда появились в русском языке названия месяцев?

Экспертная группа:

Последний вопрос вызвал большое затруднение у ребят, но четыре ученика сумели кратко объяснить происхождение одного месяца – августа (от имени царя Августа).

Нас порадовали результаты опроса: вы не оставляете без внимания незнакомые слова, обращаетесь за помощью к словарям, читаете художественную литературу. Конечно, знать значение всех слов невозможно, но лингвистические словари вам всегда придут на помощь.

Слово ученому совету:

Мы предлагаем ознакомиться с приемами толкования лексического значения слова (Слайд 6):
Приемы толкования лексического значения слова.

  1. Нахождение в толковом словаре примеров слов, лексическое значение которых разъяснено перечисленными способами.
  2. Толкование лексического значения слов (по образцу).
  3. Определение способа толкования лексического значения слова.
  4. Узнавание слова по его лексическому значению.

1-й ведущий: Уважаемые ученые, наши ученики познакомились со сказкой С.Я. Маршака “Двенадцать месяцев” и полюбили героев – месяцев. Но как показал опрос, пятиклассники почти ничего не знают о происхождении названий месяцев.

Ученый совет: Мы постараемся ответить на ваш вопрос. У древних римлян первоначально год делился на 10 месяцев, и первым из них был март. Римляне верили в разных богов и их именами называли месяцы. Первый месяц в году они посвятили богу войны – Марсу. От этого слова и образовалось русское март, февраль в Древнем Риме первоначально был последним.

Латинское “фебруариус” – “февраль” – “очистительный” (месяц). В феврале проводился обряд очищения от “грехов” посредством жертвоприношения. Потом год стал делиться на 12 месяцев, и первым из них стал январь. Он получил свое название от имени бога Януса, который изображался с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Первый месяц как бы соединяет старый год с новым, и в представлении римлян Янус, смотревший одним лицом вперед (в будущее), а другим назад (в прошлое), олицетворял первый месяц года.

2-й ведущий: Ребята, вы слышали когда-нибудь выражение “двуликий янус”? Что оно обозначает?

Ученик: В словаре фразеологизмов я нашел такую информацию, что в римской Мифологии Янус – бог времени, входов и выходов – изображался с двумя лицами. Одно лицо молодое – было обращено вперед (в будущее), другое – старческое – назад (в прошлое). Употребляется как синоним неискреннего человека, двуличника, двурушника.

Ученый совет: С такой информацией нельзя не согласить. Название четвертого месяца (апрель) произошло от латинского слова “априкус” – согреваемый солнцем”. В этом месяце в Риме начиналась, открывалась весна. Пятый месяц (май) назван в честь римской богини Майи. О происхождении шестого месяца (июня) есть два мнения. Одни считают, что Он назван именем богини Юноны, другие полагают, что он был назван в честь первого римского консула Юния Брута. Седьмой месяц (июль) связан с именем Юлия Цезаря. За год до смерти знаменитого полководца его именем и был назван седьмой месяц в году. Восьмой месяц назвали августом в честь римского императора Октавиана Августа.

2-й ведущий: Уважаемые ученые, значит, некоторые ребята были близки к истине, что месяц август произошел от фамилии Август.

Совет ученых: С таким утверждением трудно не согласиться.

1-й ведущий: Как же латинские слова вошли в русский язык?

Совет ученых: После падения Древнего Рима крупнейшим государством того времени стала Византия. С Византией торговала Киевская Русь. Из Византии и проникала к нам наиболее передовая культура того времени. Тогда же были введены на Руси и древнейшие названия месяцев.

2-й ведущий: В истории отечественной науки о русском языке В.И. Даль прославился как собиратель слов и устойчивых сочетаний слов, составивший четырехтомный “Толковый словарь живого великорусского языка”. В наследство потомкам Даль оставил замечательный словарь “Пословицы русского народа”.

1-й ведущий: В. Даль собрал пословицы о месяцах года и объединил в разделе под названием “Месяцеслов”. Попробуйте по содержанию определить месяц:

– …году начало, зиме середка (январь).
– …Бокогрей. …– широкие дороги (февраль).
– В… курица напьется (март).
– В… земля преет (апрель).
– В … жениться – век маяться (май).
– Конец пролетья, начало лета (июнь).
– ….макушка лета, сенозорник, страдник (июль).
– ….каторга, да после будет мятовка (август).
– Бабье лето две недели (сентябрь).
– Покров – первое зазимье. Свадьбы (октябрь).
– Курячьи именины; курячий праздник (ноябрь).
– …год кончает, зиму начинает (декабрь).

Слово учителю: Ребята, тому, кто хочет узнать больше, чем рассказано в учебнике, советую читать научно – познавательные книги о русском языке. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значения и постараться запомнить. Помни: словари – ваши помощники.

Выставка “Словари – наши помощники”.

Список использованной литературы:

  1. Учебник – теория 5–9 кл. Русский язык. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Москва. “Просвещение”.2009 г.
  2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведова. Москва. 1999 г. Азбуковник.
  3. Школьный этимологический словарь русского языка. Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. Дрофа. Москва. 2003.
  4. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М.Т. Баранов. Москва. “Просвещение”. 1988 г.
  5. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в трех томах. т. 3 Мо “Русская книга” 1993 г.