Использование нетрадиционных техник рисования как одно из средств речевого развития

Разделы: Работа с дошкольниками


Как педагоги-практики, работающие постоянно с детьми младшего возраста, мы часто наблюдаем, что у детей, поступающих в детский сад, часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной нервной системы. Одной из причин задержки речи, как подтверждают современные научные данные, является низкий уровень развития кистевой моторики.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук – одно из основных направлений по воспитанию у ребенка здоровой речи.

Использование нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев рук, что в свою очередь, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. В нетрадиционных техниках рисования используют необычные сочетания материалов и инструментов. Технология выполнения таких работ интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей.

В нашем детском саду мы начинаем знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования с 1 младшей группы. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Мы используем в работе с детьми разные приемы рисования:
– пальчиками (дети ставят следы-отпечатки, сравнивают отпечатки от разных пальчиков, например, мизинчик оставил следы маленького зайчика или мышки, а большой палец изобразил следы медведя, проводят пальчиком линию, рисуют цветы, рябину и т.п.);
– ладошкой (интересно получаются работы: “Солнышко”, “Петушок”, “Травка”, “Тюльпаны”);
– пробками и печатками из картошки (дети многократно изображают один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.);
– свечкой или восковыми мелками (дети рисуют “Снежинки”, “Елочные игрушки”, “Зимние узоры”, после чего лист закрашивают гуашью).

В процессе такой работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей.

Мы регулярно проводим выставки детских работ, участвуем в городских и всероссийских конкурсах детских рисунков и фестивалях детского творчества. Дети становятся лауреатами и победителями в них, несмотря на свой маленький возраст.

Мы предлагаем конспект интегрированного занятия в I младшей группе.

Конспект интегрированного занятия в I младшей группе.

“Пригласительные открытки на елку для зверят”.

(Интеграция образовательных областей “Коммуникация” и “Художественное творчество”.)

Цель: развитие речи детей посредством выполнения упражнений на развитие мелкой моторики и включения детей в художественно-творческую деятельность.

Задачи:

  • Художественное творчество: закрепить приемы рисования пальчиками;
  • Коммуникация: способствовать развитию у младших дошкольников умения вступать в речевое общение, упражнять детей в правильном звукопроизношении, обогащать словарный запас, стимулировать эмоциональное содержательное общение ребенка со взрослыми;
  • Здоровье: способствовать укреплению мелкой мускулатуры рук; способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности детей; развивать дыхательный аппарат дошкольников.
  • Чтение художественной литературы, музыка: закрепить знание знакомых детям песенок и стихотворений;
  • Социализация: пробуждать у младших дошкольников интерес к игровому творчеству в процессе взаимодействия со взрослыми;
  • Познание: создать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; закрепить названия основных цветов; способствовать развитию навыков обследовательской деятельности.

Оборудование: игрушка Мишка; панно в виде елки, на которое нужно накрутить разноцветные крышки от пластиковых бутылок; заготовки открыток; гуашь, вода; влажные салфетки; искусственная елка.

Предварительная работа: изготовление елок (сначала дети восковыми карандашами на бумаге рисуют произвольные завитки, потом закрашивают весь лист зеленой краской, после этого воспитатели вырезают из этой бумаги силуэты елок и наклеивают их на заготовки для открыток).

Ход занятия:

В гости к детям приходит Мишка.

Воспитатель: Давайте поздороваемся с Мишкой. Маша, поздоровайся с Мишкой. Сережа, скажи Мишке “Здравствуй, Мишка!” (дети здороваются).

Воспитатель: Ребята, Мишка почему-то грустный? Мишка, расскажи ребятам, где ты был?

Пальчиковая игра "Колечко".

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца:

Медвежонок в гости шел.
К рыжей белке он зашел,
И на озеро, к бобру,
И к ежу зашел в нору,
Даже к комаришке
Заходил наш мишка!

Воспитатель: Вот где Мишка побывал и пришел к нам. Детки, мне Мишка сказал, что в лесу холодно, все его друзья спрятались в норки. А он хочет устроить новогодний праздник в лесу, позвать друзей, но не знает, как. Ребята, давайте поможем Мишке, сделаем пригласительные открытки для его друзей, они их получат и придут на праздник.

– Что мы нарисуем на открытке? (Ответы детей: елку, шарики, конфеты и т.п.)
– Давайте нарисуем елочку с игрушками. Вот такую. (воспитатель показывает детям панно “Елка”) Ой, ребята, посмотрите, а на нашей елке шарики пропали. Давайте их на место повесим (дети прикручивают шарики-пробки на елку, воспитатель задает вопросы о цвете шариков)
– Вот у нас какая елка с разноцветными шарами. Давайте нарисуем такие же на открытке.

(Детям раздаются заранее приготовленные открытки с нарисованными елками.)

– Мы уже приготовили елочки, а теперь будем украшать их шарами. Какого цвета шарики бывают? (Ответы детей: красные, желтые, синие…)
– Вот мы пальчиками нарисуем шарики. Окунем пальчик в краску, приложим к елочке, получился шарик. Вот так. (дети рисуют пальчиками шарики разного цвета. В процессе работы воспитатель напоминает детям, что для того, чтобы сделать шарик другого цвета, надо стереть использованную краску с пальцев влажной салфеткой.)
– А сейчас, пока открытки подсохнут, давайте поиграем с Мишкой.

Подвижная игра “Догонялки с Мишкой”.

Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег.

(Дети поднимают руки вверх, приседают, опускают руки.)

А под елкой спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!

(Дети тихо стоят, указательный палец прижали к губам.)

Мы потопаем немножко,
Пусть догонят мишку ножки.

(Дети топают ногами, Мишка их догоняет.)

Воспитатель: Уморились? Да? И Мишка уморился, ему жарко, попробуйте, какая у него шубка на ощупь? (Ответы детей: мягкая, теплая, пушистая и т.п.)

– Скажи Настя, какая шубка? Скажи Дима (воспитатель побуждает детей к ответам). Ребятки, Мишке жарко, давайте на него подуем. Наберем через нос побольше воздуха, надуем щеки и подуем на Мишку. Сильнее дуйте.

– Наши открытки готовы. (Мишка рассматривает открытки, хвалит детей.)

Мишка: Большое спасибо за помощь! А у меня для вас есть подарок, я принес вам из леса елочку. (вносится небольшая искусственная елка)

Воспитатель: Ребята, какая красивая елочка! Пушистая, зеленая! Какая елочка? (Дети повторяют.) До праздника еще есть время, мы с вами сделаем игрушки для елочки, которую подарил нам Мишка и украсим ее, а сейчас давайте скажем Мишке “Спасибо” и споем песенку про елку

Песня “К деткам елочка пришла” (сл. Я. Черникой, муз. А.Филиппенко).

Дети благодарят Мишку, приглашают его к себе на новогодний утренник, он прощается и уходит.

Последующие занятия: изготовление игрушек на елку, украшение елки.