Важнее людей, чем родители, в жизни ребенка не существует. Семейная атмосфера определяет его эмоциональное благополучие, адаптивность, готовность к обучению и полоролевую идентичность, которая отвечает за успешность общения со сверстниками, особенно в подростковом возрасте. И создают модели поведения родители – соответственно, если семья неполная и у ребенка отсутствует наглядный и надежный пример со стороны отца.
По мнению психологов, существуют три главные области, где ребенку не обойтись без отцовской поддержки и помощи:
- Опасность внешнего мира, с которым ребенок сталкивается каждый день.
- Психологические опасности и фантазии, описанные еще Софоклом.
- Отец нужен для того, чтобы защитить ребенка от избыточной материнской опеки.
Психологи, анализируя традиционную семью, выделяют две разновидности родительской любви: материнскую и отцовскую.
Материнская любовь слепа и не знает справедливости. Мать любит ребенка только за то, что он существует. Красивый и урод, умный и бестолковый, трудолюбивый и лентяй, космонавт и уголовник,
Отцовская же любовь требовательна, стремится к справедливости, к тому, чтобы любить ребенка в соответствии с его заслугами - не больше, но и не меньше. Это побуждает ребенка к «правильным» поступкам, к желанию развиваться и достигать каких-то целей, а не просто «жить, как цветочек, мамочке на радость».
Также замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери!) по-разному общается и играет с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать их половую идентичность. Уже одно это является бесценным качеством в наше время повальной деградации мужских качеств у известной части населения.
Наблюдения показывают, что дети, отцы которых на первом году их жизни хоть немного участвуют в повседневном уходе за ними, меньше боятся незнакомых людей, с большей готовностью вступают в контакты с другими людьми. Во многих случаях уже в девятимесячном возрасте ребенок реагирует на разлуку с отцом почти так же, как и на разлуку с матерью.
Развиваясь, ребенок копирует поведение взрослых, перенимает их тип мышления. А структура мышления мужчины и женщины несколько отличается. Женщина часто превосходит мужчину в том, что касается владения речью и «схватывания» ситуации в целом. Мужчина, как правило, более склонен к размышлениям над проблемой, к раскладыванию ситуации «по полочкам». Он также имеет более высокие математические способности. Поэтому недостаток общения с мужчиной наиболее сильно сказывается на математических способностях ребенка.
По данным многочисленных специалистов, способности к математике, особенно к геометрии- качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния.
Почему-то в обществе бытует мнение, что «мужское воспитание» в основном нужно мальчикам. А девочкам, мол, отцы не так-то уж и нужны. Это большое заблуждение. Вроде того, что если подержишь в руках лягушку, то на пальцах непременно выскочат бородавки.
Девочкам нужны отцы! Отец для дочки всегда является главным мужчиной. То, как он в детстве оценивает ее привлекательность, играет огромную роль в ее дальнейшей судьбе. Если рядом с девочкой не было отца, который говорил бы ей о том, какие у нее замечательные косички, какое у нее красивое платье и солнечная улыбка, можно с уверенностью сказать: увы, ее женская судьба будет нелегкой. Ей придется немало пережить, немало поработать над собой, прежде чем она поверит в свое достоинство, свою способность нравиться мужчинам.
Мальчикам точно так же нужны хорошие, заботливые отцы. Мальчик не станет мужчиной по духу только потому, что родился с мужским телом. Осознание своей принадлежности к сильной половине человечества формируется годами, и определяющую роль в этом играет позитивный эмоциональный образ отца. Говоря другими словами – отцовское общество, отцовская любовь и ласка, отцовское внимание и возможность помогать отцу.
Мальчику и девочке с рождения важно видеть взаимоотношения родителей. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка. Дети разведенных матерей и вдов труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а став взрослыми, чаще других испытывают трудности в личной жизни.
Детям нужны ответственные, мужественные отцы.
Неврозы, бронхиальная астма, некоторые виды отклонений у подростков - все это чаще встречается в семьях с властной, доминантной матерью и вялым, вытесненным с мужских позиций отцом. По данным петербургского психиатра А.И. Захарова, в семьях детей с неврозами матери играют ведущую роль чаще, а отцы значительно реже, чем в семьях здоровых детей.
Чаще всего дефицит мужского влияния проявляется в следующем:
- Делается менее четким процесс половой идентификации мальчиков и девочек.
- Страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка.
- Затрудняется общение подростков с противоположным полом.
- Часто формируется избыточная привязанность к матери, поскольку отсутствует член семьи, способный «оторвать» ребенка от материнской юбки и вывести его в более широкий мир.
Надо заметить, что есть немало примеров, когда чужой женщине удавалось полноценно заменить для ребенка утраченную родную мать. И все же возможности такой замены не всегда безграничны. Не каждая женщина способна испытывать безусловную материнскую любовь к ребенку, которого не рожала. А вот в отношении отца такие сомнения беспочвенны. Можно с уверенностью сказать, что отцовское чувство практически лишено биологического компонента. Отцовство - это не биологическая функция! Отцом, по сути (не по крови), могут быть и отчим, и дедушка, и дядя, и старший брат. Чтобы быть настоящим отцом ребенку, необходимо всего-навсего хотеть и уметь им быть.
Роль мужчины в развитии способностей ребенка не сводится к каким-то определенным занятиям или упражнениям. Пользу приносит сам факт мужского общения. Ребенку не нужны нотации и уроки. Ему просто нужно быть рядом с папой, который всегда рад ему. А чему надо, он и сам научится. Был бы только пример хорошим.
«Чтобы нормально развиваться, ребенку необходима полноценная семья: отец и мать, которые друг друга любят. Поэтому вы должны заботиться о своих отношениях с супругом». (Г. Чепмен,Р.Кэмпбелл. «Пять путей к сердцу ребенка».)
Детям нужны отцы. И мальчикам, и девочкам.
Литература:
- Берн Шон. Гендерная психология. СПб.2002.
- Гурко Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства // Социс.2000.№11.
- Зидер Р. Социальная история семьи // Основы гендерных исследований. Хрестоматия / Ответ. ред. О.А. Воронина. М.2001.
- Кон И.С. Ребенок и общество. М.2003.
- Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М.1990.
- Овчарова Р.В. Психология родительства. М. 2005.
- Прокофьева . Отцы и их дети после разводов // Социс. 2002. №6.
- Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку,1997.
- Шамраев. Отцы и дети // Социс. 1996. №4.