Развитие фонематического восприятия, в настоящее время, одна из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными общеобразовательными учреждениями, логопедами и воспитателями. Поэтому роль фонематического восприятия в речевом, интеллектуальном, культурном развитии ребенка как личности, его социальной адаптации и подготовке к школе, крайне важна. Тем не менее, практические работники испытывают значительные затруднения в осуществлении системной работы, направленной на коррекцию речи детей посредством развития фонематического восприятия.
В связи с этим, возникает вопрос – какое значение в жизни ребенка имеет фонематическое восприятие? Фонематическое восприятие помогает ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить сигнал тревоги, шум, по голосу можно различать своих и чужих людей и многое другое.
У детей с недоразвитием речи формирование фонематического восприятия, различения неречевых звуков и умений действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. Другая сторона фонематического восприятия непосредственно связанна с так называемым “речевым слухом”. Трудности здесь связанны, в первую очередь, со способностью ребенка различать и воспринимать фонемы родного языка, с усвоением системы фонем, которая тоже служит сенсорным эталоном и без чего невозможно овладеть фонетической системой речи [2].
Таким образом, в дошкольном возрасте правильная речь является главным формантом, определяющим дальнейшее развитие ребенка.
Поэтому, цель проекта: развить фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Задачи проекта:
- Проанализировать психолого-педагогические исследования по данной проблеме.
- Определить уровни развития фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи.
- Разработать и апробировать один из вариантов системы развития фонематического восприятия для детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Для реализации поставленных задач мною были использованы следующие методы:
- Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме;
- Эксперимент;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Математическая обработка результатов обследования детей;
- Качественный анализ результатов обследования детей.
Теоретическая значимость проекта заключается в систематизации исследовательского материала по проблеме выявления особенностей фонематического восприятия и его развитие у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта заключается в том, что выявленные в ходе исследования особенности фонематического восприятия и предложенная коррекционно-развивающая система является, в достаточной мере, актуальной и значимой. Поэтому весь представленный материал может быть использован в практической деятельности не только логопедов, но и воспитателей общеобразовательных дошкольных учреждений.
С целью реализации поставленной задачи, выявить уровни сформированности фонематического восприятия у детей подготовительной группы с недоразвитием речи, мною была адаптирована и использована методика обследования фонематических процессов для детей 5–7 лет О.Б. Иншаковой [13].
В экспериментальном исследовании принимало участие 12 детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа), посещающих логопедический пункт на базе МДОУ детского сада “Теремок” Ягодненского сельского поселения.
Анализ речевых карт и проведенное обследование позволяет сделать вывод о том, что речевое состояние детей, посещающих подготовительную к школе группу, развито недостаточно.
На основании проанализированной психолого-педагогической литературы и исследования состояния развитости фонематических процессов у детей подготовительной группы с недоразвитием речи, мною был предложен один из вариантов коррекционно-развивающей работы. Целью данной работы являлась разработка и апробация системы игр и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия. В создании работы, я опирались на фундаментальные труды Д.Б. Эльконина, который утверждал: “Что сначала был звук, а потом буква” (9). Данный тезис позволяет выстроить такую систему работы, при которой развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями, будет осуществляться с учетом всех требований обучения и воспитания дошкольников (см. Приложение “Система работы, направленная на формирование фонематического восприятия у детей 6–7 лет с недоразвитием речи”)
Любое коррекционное воздействие, в том числе и предложенное мною, основывалось на важнейших принципах логопедии: онтогенетическом, патогенетическом, системности. Рассмотрим, как реализовывались данные принципы при формировании фонематического восприятия.
Патогенетический принцип. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы являлось преодоление патологического механизма, а значит, формирование у ребенка полноценного фонематического восприятия.
Онтогенетический принцип. Последовательность выработки фонематического восприятия определялась закономерностью его формирования в процессе онтогенеза.
Принцип системности, предполагал тесную и взаимосвязанную работу логопеда, воспитателя, других специалистов и родителей в решении определенной проблемы [9; 10].
Правильно подобранный лингвистический материал выступал как одно из основных условий развития фонематического восприятия. Предложенные задания – с постепенно усложняющимся лингвистическим материалом: от звуков максимально контрастных заданному звуку к звукам близким по артикуляционным характеристикам, оппозиционным.
Основополагающим моментом в разработке моей коррекционной программы, помимо вышеизложенного, стали технология развития фонематического восприятия Т.Б. Филичевой [15] и дидактические игры, предложенные А.А. Катаевой [16]. Авторы указывали на необходимость использования системы упражнений в развитии фонематического восприятия у старших дошкольников, что соответствовало проанализированными нами детьми, посещающих подготовительную группу в общеобразовательном детском саду.
Предложенная мною пошаговая система коррекционной программы (см. Приложение) реализовывалась в соответствии с программой обучения в детском саду, режимом дня, с речевыми нарушениями детей и с помощью воспитателей. Все игры и упражнения проводятся в игровой форме с детьми, которые имеют второй и третий уровни сформированности фонематического восприятия. Причем, для детей со вторым уровнем сформированности фонематического восприятия проводится работа в шесть этапов.
Для детей с третьим уровнем сформированности фонематического восприятия работа будет осуществляться так же, но дополнительно используются дидактические игры в первом, третьем и шестом этапах (все игры и упражнения подробно изложены в приложении).
Параллельно, с самых первых занятий проводилась работа по развитию слухового внимания и памяти. Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного звукопроизношения.
Всю работу по развитию фонематического восприятия у детей я условно разделили на шесть этапов (33 занятия), которая находит свое отражение в таблице 3:
Таблица 3.
“Система работы по развитию фонематического восприятия у старших дошкольников с недоразвитием речи”.
Этап | Цель | Количество занятий | Сроки проведения |
1 | Научить узнавать и различать неречевые звуки | 4 | Октябрь |
2 | Научить различать одинаковые слова, фразы, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса | 8 | Ноябрь |
3 | Научить различать слова, близких по звуковому составу | 7 | Декабрь |
4 | Научить дифференцировать слоги | 4 | Январь |
5 | Научить дифференцировать фонемы | 6 | Февраль – Март |
6 | Развитие навыков элементарного звукового анализа | 8 | Апрель – май |
Процесс создания данной коррекционно-развивающей системы выглядел следующим образом:
Схема 1
Цель работы |
Развить фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи. |
Задачи работы |
Различать слоги | Различать слова, близкие по звуковому составу. | Различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса. | Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. | Развивать слухозрительное восприятие и память | Выработать у детей навык элементарного звукового анализа | Различать фонемы родного языка. | Развивать общую и мелкую моторику |
Разработка программы по развитию фонематического восприятия для детей подготовительной группы с недоразвитием речи |
Этапы коррекционной работы |
1 этап Игры и упражнения, Дополнительные дидактические игры |
2 этап Игры и упражнения |
3 этап Игры и упражнения Дополнительные дидактические игры |
4 этап Игры и упражнения |
5 этап Игры и упражнения |
6 этап Игры и упражнения Дополнительные дидактические игры |
Теоретическая значимость проекта заключается в систематизации исследовательского материала по проблеме выявления особенностей фонематического восприятия и его развитие у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость проекта заключается в том, что выявленные в ходе исследования особенности фонематического восприятия и предложенная коррекционно-развивающая система является, в достаточной мере, актуальной и значимой. Поэтому весь представленный материал может быть использован в практической деятельности не только логопедов, но и воспитателей общеобразовательных дошкольных учреждений.
Список использованной и рекомендуемой литературы.
- Аврутина, Е.Ф. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях: Пособие для логопедов и дефектологов / Е.Ф. Аврутина, И.А. Ткачева.– М.: Моск. пед. обр., СВУО.– 1994. – 98 с.
- Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Муза Алексеева, Валентина Яшина.– М.: Академия, 1998. – 400 с.
- Влосовец, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Елена Волосовец. – М.: ЛИНКА– ПРЕСС, 1999. – 72 с.
- Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / Владимир Бельтюков. – М.: “Педагогика”, 1977. – 198 с.
- Бессонова, Т.П. Методы обследования речи у детей / Т.П. Бессонова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркиной. – М.: Политиздат, 1996. – 146 с.
- Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сб. упр. / Светлана Большакова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. – 128 с.
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Алиса Бородич. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 1981.– 255 с.: ил.
- Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи дошкольников: Учеб. пособие / Галина Голубева. – СПб., 2000. – 207 с.
- Горчакова, А.М. Формирование фонематических процессов/ А.М. Горчакова // Логопедия. – 2003. – № 1– 2. – с. 28–30.
- Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие, его нарушение и развитие у дошкольников / О.Н. Жовницкая // Начальная школа. – 1996. – № 11. – с. 41-45.
- Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду/ Лидия Журова. – М.: “Педагогика”, 1974.– 152 с.
- Иваненко, А.П. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: Библиотека дошкольного работника / Агния Иваненко.– Киев: Рад. Шк., 1987.-128с.
- Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда: учеб. издание / Ольга Иншакова.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.– 280с.: ил. ISBN 5–691–00179– 5
- Казановская, В.Л. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казановская, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999.– № 6. – с. 67–73.
- Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 224 с.: ил.
- Кирьянова, Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем – логопедом в коррекционной работе с детьми 5–6 лет, имеющие тяжелые нарушения речи / Раиса Кирьянова. – СПб., 2002. – 369 с.: ил.
- Коломинский, Я. Л. Психология детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Яков Коломинский, Елизавета Панько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1999. – 316с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-в /[Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова]. – 3-е изд. доп. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 160 с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999. – 144 с.
- Крылова, Н.А. Общее и специфическое в работе логопеда и воспитателя детского сада по развитию речи детей / Н.А. Горчакова // Дефектлогия. – 1985. – № 2. – с.62–68
- Логинова, В.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Вера Логинова.– М.: Академия, 1991. – 134 с.