Урок математики в 1-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "Натуральный ряд чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания детей о натуральном ряде чисел, его записи и свойствах;
  • Научить осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия;
  • Развивать коммуникативные навыки у детей через формирование умения работать в группах.
  • Воспитывать интерес к математике, физкультуре и спорту;

Оборудование: маршрутный лист, цифры от 1 до 9 на карточках, цветные карандаши, простой карандаш, задания в конверте для работы парами, песочные часы, презентация.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Мы ногами топ, топ…
Мы руками хлоп, хлоп…
Мы глазами миг, миг…
Мы плечами чик, чик…
Раз сюда, два сюда, (Повороты туловища вправо и влево.)
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два привстали,
Сели, встали, сели, встали…
Словно ванькой-встанькой стали,
А потом пустились вскачь,
(бег по кругу)
Будто мой упругий мяч.
Раз, два, раз, два (Упражнение на восстановление дыхания.)
Вот и кончилась игра.

2. Актуализация знаний.

– Для чего мы делаем зарядку? (Быть здоровыми, сильными, ловкими.)
– Чем нужно заниматься, чтобы быть здоровыми? (Спортом.)
– А вы любите спорт?
– А вы знаете, ребята, в 2007 году Россия завоевала право на проведение Олимпийских игр в городе Сочи, который находится в Краснодарском крае.

Олимпийские игры – крупнейшие международные соревнования по зимним видам спорта, которые проходят 1 раз в 4 года. Олимпийский огонь – это неизменная часть Олимпийских игр, зажигается в городе Олимп Греции от солнечных лучей.

– Обратите внимание на флаг. Что вы видите? (Кольца.) Сколько колец?
– Эти кольца, ребята, не случайны. Они обозначают содружество 5-ти частей света: Америки, Европы, Азии, Африки и Океании.
– А давайте и мы с вами, в преддверии той Олимпиады, проведем свои соревнования!
– Итак, товарищи председатели малого Олимпийского комитета! Участники соревнования построены. Поднять олимпийский флаг, малый олимпийский огонь зажечь! (Слайд) Приложение 1, Приложение 2

3. Открытие нового знания.

– Соревнования всегда начинаются с построения. А, ну-ка, ребята, на столе которых карточка с цифрой, постройтесь!
– Равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь!
– Как выстроились ребята? (В порядке натурального ряда.)
– Ребята, выложитена доске натуральный ряд чисел. Запишите этот ряд чисел в маршрутном листе.
– Какое число вы записали первым? Подчеркните.
– Как называется такой ряд чисел? (Натуральный ряд чисел.)
– С какого числа начинается натуральный ряд чисел? (с 1)
– Посмотрите, как расположены числа в натуральном ряду чисел. На сколько следующее число больше предыдущего? (На 1)
– Ребята, а если вы все построитесь, вас будет больше, чем девять? (Да.)
– Как же нам показать в натуральном ряде, что числа продолжаются? (Поставить многоточие.)
– Значит, если нам не нужно продолжать счет, то мы после последнего числа ставим многоточие, потому что чисел очень много.
– Завершите запись: … 8, 9
– Молодцы, ребята, вы указали все свойства натурального ряда.

4. Первичное закрепление.

– Переходим к олимпийским соревнованиям.
– Какие виды зимнего спорта вы знаете? (Слалом, хоккей, фигурное катание, бобслей, керлинг и т.д.)
– Отгадайте загадку:

Трудно, что ни говори,
Мчать на скорости с горы!
И препятствия стоят –
Там флажков есть целый ряд.
Лыжнику пройти их надо.
За победу ждет награда,
Хлынут поздравленья валом.
Этот спорт зовется … (слалом)

– Итак, первый этап соревнований – слалом – это спуск с горы по специальной трассе с серией обозначенных флажками проходов. Но сначала наденем на руки варежки, чтобы руки не замерзли.
– Возьмите карандаш и найдите пару варежке.
– Умнички, варежки надели, можно спускаться с горы. Но нам нужно ехать по определенному маршруту, соблюдая последовательность
натурального ряда. (Самостоятельная работа.)
– С какого числа начинали? (С 1)
– На сколько увеличивалось каждое следующее число?
– Как называется такой ряд чиел? (Натуральный ряд.)
– Молодцы! Быстро скатились с горы!

5. Физкультминутка.

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора,
Крики: “Шайбу! Мимо! Бей!” –
Значит там игра … (хоккей)

Под музыку А. Пахмутовой, на стихи Н. Добронравова “Трус не играет в хоккей” изображаем игру хоккеиста.

6. Работа с множествами чисел

– Молодцы, хоккеисты! Вперед забивать голы!
– Чтобы забить гол, надо попасть в ворота выражением с ответом 5. Возьмите карандаш и проведите линию от выражения с ответом 5 к воротам. (Самостоятельная работа.) Кто же будет первым?

– Проверим, какие вы выбрали выражения.
– Сколько голов вы забили? (5)
– Ребята, а вы знаете, что означает число 5 в хоккее? (Число игроков команды.)
– Вы хорошие хоккеисты! Молодцы!

7. Вставить пропущенные числа, составление неравенств

– Отгадайте загадку.

Очень трудно быть, не спорьте,
Самым метким в этом спорте.
Просто мчаться по лыжне
То под силу даже мне.
Сам попробуй бегать день,
А потом попасть в мишень,
Лежа навзничь, из винтовки.
Тут нельзя без тренировки!
А мишень тебе не слон.
Спорт зовется …
(Биатлон.)

Чтобы попасть в цель, в окошко нужно вставить число, чтобы получилось верное равенство. Ответ будете показывать пальчиками. Прицелились? Начали!

… + 1 = 6 … + 1 = 5 … + 2 = 2 3 + … = 6 7 + … = 8

5 4 0 3 1

– Запишите полученные числа в порядке возрастания. (0 1 3 4 5)
– Это натуральный ряд чисел? Почему? (0 – лишнее число, не хватает 2, нет многоточия.)
– Составьте с этими числами неравенства и запишите к себе на листочек в течение 1 минуты. (Затем проверка неравенств.)
– Какие вы молодцы! Пора и отдохнуть спортсменам!

8. Динамическая физкультминутка. (С презентацией.) Приложение 2

9. Работа в парах.

Вопрос не легкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях
По желобу съезжают?
(Бобслей.)

– Этот вид спорта называется бобслей. Сейчас мы помчимся с горы на специальных санях парами.
– Приедет первым тот, чья пара быстрее соберет картинку из конверта. (Работа парами.)
– Кто у вас получился? (Белый Леопард, Зайка и Мишка.)
– А вы знаете, почему эти герои оказались у нас на уроке? (Это талисманы Олимпийских игр в Сочи 2014 г.)

10. Итог урока.

– По итогам Олимпийских игр спортсменам вручаются медали. Вы сегодня очень хорошо работали, поэтому всем вручается медаль.
– Сегодня вы провели не только зарядку для тела, но и для ума.
– Какое задание испытание показалось легким? Какое – тяжелым?
– Возьмите красный карандаш и раскрасьте тот смайлик, который отражает ваше настроение на уроке.
– А сейчас встанем в круг, завершим наш урок девизом “Встанем, за руки взявшись, в ладони ладонь – в каждом сердце зажжется Олимпийский огонь!”.
– Вот и подошли к концу наши Олимпийские игры. Погасить олимпийский огонь!

Приложение.