Объем работы: 18 слайдов.
Презентация знакомит детей с видами музеев и с историей Древней Греции.
Презентация поможет учителю сделать музейное занятие более ярким запоминающимся. В занятии использованы различные приемы и методы, в том числе усвоение определенных понятий: музей, музейный экспонат, коллекция и т.д.
Для работы с презентацией наиболее приемлемыми являются такие методы как поисковая беседа, беседа с элементами рассказа, наблюдение, сравнение, сопоставление, описание, исследование, собирание информации методом устной истории. Вопросы можно использовать для индивидуальной, групповой или фронтальной работы с классом.
В конце презентации с целью рефлексии предлагается выполнить задание на закрепление.
Презентация создана с помощью программы Microsoft «Power point» в операционной системе Windows XP. В работе использованы программы «Internet Explorer» и Windows «Movie Maker».
Данную тему рекомендуется рассмотреть в трех уроках, один из них будет проводиться на музейной экспозиции.
Цель: познакомить детей с разными профилями музеев.
Задачи:
- раскрыть содержание термина музей;
- сформировать представление о типах музея (художественный, естественно-научный, исторический, технический, литературный);
- закреплять знания о музеях родного города (тип, название, местонахождение);
- дать детям навыки облегчающие работу в музеях;
- развивать умение сравнивать, сопоставлять, размышлять;
- в процессе проведения занятия воспитывать ответственность, творческое сотрудничество.
Зрительный ряд:
- Статуя Аполлона в Басах. Древняя Греция. Ок. 430г. до н. э.
- Храм Аполлона в Дельфах. Древняя Греция. Ок. 430 г. до н. э.
- Музы Древней Греции в Пушкине.
- Картина Пуссена «Парнас».
- Кифара – музыкальный инструмент.
- Слайды из музейных коллекций.
- Изображение музеев Санкт-Петербурга.
- Знакомство с рядом культурологических терминов: музей, музейный экспонат, коллекция, коллекционер.
Ход урока
– Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время?
– Правильно, ковер-самолет, машина времени.
– Существует ли «машина времени» в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:
- Она похожа на дом, но дом необычный.
- В «машине» нужно соблюдать правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
- Двигателем этой машины являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы.
– Кто догадался, что это за «машина»?
(Да, это музей.)
В музее много старинных вещей из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в это путешествие, может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей.
Слово музей восходит к глубокой древности. В древней Греции «мусеем» – называли храм или место, посвященное музам – дочерям богини памяти Мнемосины и могущественного верховного бога Зевса. От слова мусейон и произошло современное обозначение зданий, где для обозрения выставляются коллекции произведений искусства или другие памятники прошедших времен. Греки почитали муз как богинь – покровительниц творчества и наук. Муз было 9, и каждая исполняла свои обязанности, покровительствуя определенному виду искусств (атрибуты – символический предмет). Слайд 2
Урания – муза астрономии, ее атрибуты небесный свод и циркуль (мерило);
Астрономия – наука о небесных светилах. Небесный свод – видимое небо.
Терпсихора – муза танцев, ее атрибуты лира (музыкальный инструмент) и лавровый венок;
Полигимния – муза священных гимнов, ее атрибуты свиток; она задумчива, палец у губ; (гимн – торжественная песнь, восхваление бога, государства или армии)
Каллиопа – муза эпической поэзии, ее атрибуты, навощенные дощечки и палочка
Талия – муза комедии (комедия – произведение с веселым и смешным сюжетом), ее атрибут комическая маска;
Клио – муза истории (история – жизнь людей в разное время, история – наука, рассказывающая о прошлых событиях, история – развитие человека в разное время), ее атрибут свиток и палочка;
Эрато – муза любовных песен, ее атрибут лира;
Мельпомена – муза трагедии (трагедия – драматическое произведение, часто завершающееся гибелью главного героя), ее атрибут трагическая маска;
Эвтерпа – муза лирических песнопений (лирика – выражает чувства и настроение поэта), ее атрибут, флейта; Слайды 3, 4
Эпический – повествовательный (рассказывающий). Лирика – стихи, песни выражающие чувства и переживания поэта. Трагедия – завершается гибелью главного героя. Гимн – торжественная песнь.
Покровителем муз был Аполлон. – Кто такой Аполлон? Слайд 5
(Варианты ответов: Аполлон – древний бог Греции, покровитель искусства, поэзии, музыки. Бог света, бог– врачеватель. Сын Зевса и богини Латоны (Лето). Изображается с серебряным луком и золотыми стрелами, с золотой кифарой. На голове лавровый венок.
Существует древняя легенда, повествующая о том, как весной и летом у священных источников и на высокой горе Парнас девять прекрасных муз, сопровождающих Бога Аполлона, пели и танцевали под звуки его золотострунной кифары. Слайд 6
Представляя своих богов в облике молодых, сильных и красивых людей, греки возводили в их честь величественные храмы. Их строили из мрамора, и внутри храма находилась бронзовая или мраморная статуя бога. Слайд 7
Игровое задание: каждая команда открывает конверт с надписью «Музы». Достает атрибуты и название двух муз. Задание: выбрать для своих муз атрибуты.
Подведение итогов конкурса.
Слайд 8
Вопросы ученикам:
- Какие музеи вы знаете?
- Что может в них храниться?
- Где могут располагаться музеи?
Варианты ответов: одежда, домашняя утварь, музыкальные инструменты, машины, останки животных и растений, технические изобретения, картины, скульптуры, орудия труда.
Во дворце, в квартире, на природе. Слайды 9, 10
Игровое задание: открыть конверт со словом музей, достать карточки и рассказать об этих музеях.
– Кто такие коллекционеры? (собиратели каких– либо предметов имеющих историческую и художественную ценность)
Теперь представьте, что незадачливый коллекционер решил создать музей. Он накопил множество разных вещей и сложил их в одном большом помещении. Можно ли назвать собрание разных осколков старины музеем? Слайд 10
Правильный ответ: скорее это напоминает свалку или кладбище ненужных вещей.
– Что же такое коллекция? Слайд 11
Подведем итоги.
Коллекция – собрание каких-либо предметов. Коллекционер не только собирает, но и изучает эти предметы. Очень часто коллекционеры передают в дар музею свою коллекцию и тогда предметы коллекции становятся музейными экспонатами. Их показывают зрителям и изучают их уже музейные специалисты.
Давайте посмотрим, какие бывают коллекции, и попробуем ответить на вопрос: Почему вещи попадают в музей?
Слайды 12, 13
- Красота;
- Память о важном событии или о великом человеке, об обычаях;
- Мастерство;
- Древность;
- Диковинка, редкость (раритет).
Но коллекции все разные, они требуют определенной обстановки и поэтому люди стали создавать музеи, очень непохожие друг на друга: исторические, в которых хранят памятники истории, художественные, собирающиеся произведения искусства, технические, посвященные изобретениям человека, естественно-научные, хранящие памятники природы (в этих музеях человек изучает природу и ставит опыты), литературные, посвященные писателям, поэтам. (Литература – письменная форма искусств, произведения письменности). Слайды 14, 15
Тренировочное задание: распредели предметы по разным музеям. Слайд 16
Игровое задание: открыть конверт, на котором написано «Типы музеев»; Музейные предметы распределить по разным музеям.
(На доске вывешиваются домики с названием музея, дети распределяют экспонаты в разные домики))
Подведение итогов
Награждение
Рефлексия. Открыть четвертый конверт. Взять «личики» детей. Нарисовать на них улыбку, если занятие понравилось, и «грустинку», если занятие не понравилось, и прикрепить на домик.
(На доске сказочный домик)
Слайды 17, 18