Пояснительная записка.
Использование компьютеров в дошкольном образовании уже давно стало повсеместным явлением. В условиях информатизации образования открылись новые возможности для развития методов и организационных форм обучения и воспитания детей. Разнообразие и рациональное использование методов и приемов работы дает возможность активизировать творческий потенциал детей, добиться более осознанного восприятия материала по экологической проблемам в условиях КИК. Учитывая, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, всю работу считаем необходимым проводить в игровой форме. Компьютерные игры должны быть организованы не изолированно от педагогического процесса детского сада, в сочетании с традиционными играми, дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.
Цели занятия:
– уточнение, расширение знаний о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и
живых организмов;
– дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях,
мероприятиях по предотвращению загрязнения;
– развитие экологической культуры.
Материал:
– компьютерная игра “Экспедиция домовенка Бу”;
– кукла Домовенок Бу;
– карточки для выполнения гимнастики для глаз “Ходят капельки по кругу”;
– тематические картинки;
Словарная работа: фильтр, фильтрация, нефть, водоочиститель.
Ход занятия
В гости к детям пришел грустный домовенок Бу. Он поведал, что по дороге в гости увидел на берегу реки длинную трубу, которая тянулась от завода. Из нее почему-то текла черная вода. Вот такая! (Демонстрация картинки Приложение 1.) А еще там была высокая труба и из нее шел разноцветный дым. Вот такой! (Демонстрация картинки.) Вдохнул Бу воздух с дымом и закашлялся. И так ему стало плохо и неприятно!
(Дети жалеют Бу).
Воспитатель проводит беседу “Вода – это жизнь”.
– Что случилось с речкой?
– Почему ей и ее обитателям плохо?
– Кто так поступил?
– Что необходимо сделать, чтобы исправить эту ситуацию?
(Дети дискутируют).
Игра “Земля, вода, огонь, воздух”.
Играющие становятся в круг, в центре – ведущий. Он бросает мяч кому-то из детей и произносит одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий произнес слово “земля”, тот, кто поймал мяч, называет того, кто обитает в этой среде. На слово “вода” играющий отвечает названием рыб, на слово “воздух”– названием птиц. При слове “огонь” все должны несколько раз быстро повернуться кругом и помахать руками. Мяч возвращается к ведущему. Ошибающийся выбывает из игры.
Воспитатель проводит беседу “Источники загрязнения воды. Меры охраны”.
– Что такое вода?
– Какие водоемы вы знаете?
– Для чего человек использует воду?
– Всегда ли вода одинаковая? (Дождь, туман, роса, снег, лед, сосульки и т.д.)
– Знаете ли вы, что вода не исчезает, а “превращается”, переходит из одного
состояния в другое, путешествует по кругу?! (Воспитатель поясняет явление
круговорота воды в природе, рассказывает о свойствах воды.)
– Что растет в воде?
– Кто живет в воде?
– Знаете ли вы, почему воду нужно беречь?
– Какие существуют меры охраны воды? (Очистительные сооружения, безотходные
технологии, экономичное использование воды.)
Игра “Ходят капельки по кругу”.
Воспитатель – мама Тучка. Дети – маленькие капельки.
Звучит музыка напоминающая шум дождя. Дети танцуют, прыгают. Мама Тучка показывает им движения.
Пошел дождь, полетели капельки на землю… (присели)
Собрались капельки вместе и потекли веселыми маленькими ручейками (дети, взявшись за раку, составляют ручей).
Встретились маленькие ручейки и стали большой рекой (дети соединяются в одну цепочку). Плывут капельки по большой реке, путешествуют.
Текла-текла река и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане и загрустили о своей маме. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети приседают, затем поднимаются и вытягивают руки вверх).
Испарились капельки и вернулись к маме Тучке…
Дети садятся за компьютеры и выполняют задания домовенка Бу (варианты заданий см. в Видеоприложении 3, Презентация 2).
Гимнастика для глаз “Ходят капельки по кругу”.
Итог занятия: воспитатель напоминает детям, о госте, о том, как ему было плохо от грязной воды и воздуха.
– Как вы думаете, что людям нужно делать, чтобы с Бу больше такого не случилось? (Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что вода и воздух – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных и растений.)