Цели урока:
- Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью:
- познакомить учащихся с составом крови и ее функциями в организме;
- сформировать представление о системе кровообращения;
- прививать навыки здорового образа жизни.
Задачи урока:
- формирование учебно-информационных компетенций;
- развитие коммуникативных компетенций;
- воспитание бережного отношения к сердцу.
Оборудование:
- карточки с символическим изображением методов исследования;
- кроссворд;
- схема кровеносной системы, схема “Состав крови” (таблица);
- учебник: О.Т.Поглазова “Окружающий мир, 3 класс”;
- инструкция по организации работы в группе;
- С.И.Ожегов “Толковый словарь”;
- детские энциклопедии.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.
- Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.
- Можно ли сказать , что правильная осанка помогает вам учиться?
- Кто хочет хорошо учиться, много знать, поднимите руку?
2. Проверка домашнего задания.
- На уроках окружающий мир мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями. Сегодня мы побываем в научно-исследовательском институте. Но попасть туда непросто. Нам необходимо получить пропуск. Необходимо заполнить важные документы (ребятам предлагается кроссворд, вам понадобятся знания, которые вы получили на предыдущих уроках.
3. Постановка проблемы. Целеполагание.
- Найдите ключевые слова (живая вода). В русской народной сказке живая вода вернула богатырю силу и здоровье.
- Это сказка, но волшебная вода есть в каждом живом существе.Бежит она очень быстро:за 26 секунд успевает обежать все тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме.
- О чем это? (о крови).
- Сформулируйте проблему, над которой сегодня будет работать “наш ученый совет”?
4. Совместное открытие знаний.
А) Выбор проблемы.
- Что вы хотите узнать о крови?
- Предлагаю еще несколько проблем: (Таблички с темами вывешиваются на доске).
- Что такое кровь? (1 группа)
- Как кровь движется по организму?(2 группа)
- Что входит в состав крови? (3 группа)
- Какие функции выполняет кровь? (4 группа)
- Как заботиться о сердце? (5 группа)
Б) Исследовательская работа в группах.
- Вы выбрали себе проблему и будете ее исследовать. Вспомните, какие методы исследования вы знаете?. (Карточки закрепляются на доске).
- Выстроим план исследования.
Каждая группа выбирает проблему, получает инструкцию по организации своей работы.
(Самостоятельная работа в группах)
В) Выступление каждой группы.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Что такое кровь?
- Можно ли назвать кровь – “Удивительная жидкость”?
- Какое значение имеет кровь для организма человека?
- Оцените свою работу на уроке . (Ребята закрепляют на доске смайлики)
6. Домашнее задание.
Литература.
- А,И,Савенков “Методика исследовательского обучения младших школьников”.О.Т.Поглазова “Окружающий мир, 3 класс”.
- С.И.Ожегов “Толковый словарь”;
- Н.И.Столярова . “Кровь и кровообращение”.