Урок-исследование по окружающему миру. Тема: "Удивительная жидкость – кровь". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Формирование и развитие учебно-познавательной компетенции учащихся через создание оптимальных условий для исследовательской деятельности с целью:
  • познакомить учащихся с составом крови и ее функциями в организме;
  • сформировать представление о системе кровообращения;
  • прививать навыки здорового образа жизни.

Задачи урока:

  • формирование учебно-информационных компетенций;
  • развитие коммуникативных компетенций;
  • воспитание бережного отношения к сердцу.

Оборудование:

  • карточки с символическим изображением методов исследования;
  • кроссворд;
  • схема кровеносной системы, схема “Состав крови” (таблица);
  • учебник: О.Т.Поглазова “Окружающий мир, 3 класс”;
  • инструкция по организации работы в группе;
  • С.И.Ожегов “Толковый словарь”;
  • детские энциклопедии.

Ход урока

1.Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу.

- Сядьте ровно, проверьте положение рук, ног, спины, расстояние от глаз до парты.

- Можно ли сказать , что правильная осанка помогает вам учиться?

- Кто хочет хорошо учиться, много знать, поднимите руку?

2. Проверка домашнего задания.

- На уроках окружающий мир мы всегда открываем для себя что-то новое, интересное и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями. Сегодня мы побываем в научно-исследовательском институте. Но попасть туда непросто. Нам необходимо получить пропуск. Необходимо заполнить важные документы (ребятам предлагается кроссворд, вам понадобятся знания, которые вы получили на предыдущих уроках.

3. Постановка проблемы. Целеполагание.

- Найдите ключевые слова (живая вода). В русской народной сказке живая вода вернула богатырю силу и здоровье.

- Это сказка, но волшебная вода есть в каждом живом существе.Бежит она очень быстро:за 26 секунд успевает обежать все тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества, а на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме.

- О чем это? (о крови).

- Сформулируйте проблему, над которой сегодня будет работать “наш ученый совет”?

4. Совместное открытие знаний.

А) Выбор проблемы.

- Что вы хотите узнать о крови?

- Предлагаю еще несколько проблем: (Таблички с темами вывешиваются на доске).

  • Что такое кровь? (1 группа)
  • Как кровь движется по организму?(2 группа)
  • Что входит в состав крови? (3 группа)
  • Какие функции выполняет кровь? (4 группа)
  • Как заботиться о сердце? (5 группа)

Б) Исследовательская работа в группах.

- Вы выбрали себе проблему и будете ее исследовать. Вспомните, какие методы исследования вы знаете?. (Карточки закрепляются на доске).

- Выстроим план исследования.

Каждая группа выбирает проблему, получает инструкцию по организации своей работы.

(Самостоятельная работа в группах)

В) Выступление каждой группы.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового и интересного вы узнали на уроке?

- Что такое кровь?

- Можно ли назвать кровь – “Удивительная жидкость”?

- Какое значение имеет кровь для организма человека?

- Оцените свою работу на уроке . (Ребята закрепляют на доске смайлики)

6. Домашнее задание.

Литература.

  1. А,И,Савенков “Методика исследовательского обучения младших школьников”.О.Т.Поглазова “Окружающий мир, 3 класс”.
  2. С.И.Ожегов “Толковый словарь”;
  3. Н.И.Столярова . “Кровь и кровообращение”.