Программа внеурочной деятельности "Страна Фантазия". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Пояснительная записка Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа внеурочной деятельности младших школьников “Страна Фантазия” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Внеклассные занятия по моей программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.

Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности младших школьников “Страна Фантазия” являются:

  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
  • Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  • интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного пространства
    ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности;
  • развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального
    самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • активность и осознанность действий всех субъектов образовательного процесса: педагогов,
    учащихся и их родителей;
  • преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.

Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для развития у младших школьников творческих и умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления.

Задачи данной программы:

  • Сформировать позитивное отношение к окружающему миру.
  • Познакомить с технологиями изготовления поделок и сувениров.
  • Формировать знания об использование в работе различных материалов
  • Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
  • Научить правильно использовать цветовые гаммы.

Возраст детей, реализация программы.

Программа “Страна Фантазий” рассчитана на детей младшего школьного возраста 7–8 лет на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности: по одному часу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:

  1. Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
  2. Практические умения и навыки.
  3. Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.

Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Страна Фантазия” будут трех уровней.

Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний, обогащение своего опыта трудовой деятельности.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.

Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.

Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.

Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье, украшение города к праздникам.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.

Учебно-тематический план программы по темам и объему.

1-й год обучения.

Тема Всего часов Теоретических Практических Примечания
1 Вводное занятие 1 1
2 Волшебство бумаги. 13 1 12  
3 Чудеса из ткани 8 1 7
4 Фантазии из бросового материала 5 1 5
5 Пластилиновый мир 5 1 4
6 Итоговое занятие 1 1
Итого 33 5 28

Содержание:

Вводное занятие.

1. Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Волшебство бумаги.

  1. История возникновения бумаги. Виды бумаги и картона. Инструменты для работы. Правила по технике безопасности и личной гигиене.
  2. Закладки по образцу.
  3. Знакомство с оригами. История возникновения оригами. Схемы и условные обозначения. “Самолетик”.
  4. Оригами “Рыбка”.
  5. Оригами Фонарик”.
  6. Вырезанки из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
  7. Аппликаций “ Бабочки” (по образцу и шаблонам).
  8. Игрушка-марионетка (работа с шаблонами).
  9. Настольная игрушка “Мишка” (по образцу).
  10. “Скоро Новый год” (изготовление елочных гирлянд).
  11. “Я иду на карнавал” (конструирование карнавальных масок по своему замыслу).
  12. Поздравительная открытка (по образцу).
  13. Поздравительная открытка (по замыслу детей).

Чудеса из ткани.

  1. Знакомство с разными материалами и инструментах по обработке ткани. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Виды тканей и ниток.
  2. Салфетка с бахромой.
  3. Вышивка салфетки.
  4. “Клоун” (аппликация из разных тканей).
  5. Знакомство с выкройками мягких игрушек, выбор материала.
  6. “Мышка” (построение, раскрой деталей).
  7. “Мышка” (соединение деталей, украшение изделия).
  8. “Одежда для куклы” (по замыслу детей).

Фантазии из бросового материала.

  1. Знакомство с разными материалами. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Викторина “Узнай предмет”.
  2. “Домик сказочного героя” (коробки из-под чая и т.п.).
  3. “Крокодил Гена” (спичечные коробки).
  4. Карандашница (баночки из-под кофе и т.п.).
  5. Ваза с цветами (пластиковые бутылки).

Пластилиновый мир.

  1. Знакомство с пластилином, инструментами и приспособлениями по его обработке. Дымковские игрушки. Правила по технике безопасности и личной гигиене.
  2. “Народная игрушка” (лепка людей).
  3. “Полет на Луну” (пластилиновая аппликация на картоне).
  4. “Ваза с цветами” (пластилиновая аппликация на картоне).
  5. “Сказочные персонажи” (лепка по замыслу детей).

Итоговое занятие.

1. Подведение итогов. Выставка детского творчества.

Условия реализации программы.

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, трафареты букв.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине;

проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Список литературы.

  1. А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.
  2. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”.
  3. Т.М. Гданимус “Работаем с удовольствием” 1998 г.
  4. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”.
  5. A.М. Гукасова “Рукоделье в начальных классах”.
  6. М.А.Гусакова “Аппликация”.
  7. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”.
  8. Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”.
  9. Т.И. Еременко “Рукоделие”.
  10. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”.
  11. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”.
  12. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”.
  13. Н.М.Конышева “Умелые руки”.
  14. С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  15. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.
  16. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”.
  17. Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”.
  18. Д.Р.Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”.
  19. В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”.
  20. Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”.