Пояснительная записка Актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа внеурочной деятельности младших школьников “Страна Фантазия” реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Внеклассные занятия по моей программе тесно связаны с уроками технологии и опираются на знания, получаемые на этих уроках, но они в большей степени расширяют и углубляют знания, умения, навыки трудится, всесторонне и гармонично развивают детей в процессе их деятельности, вырабатывают у детей чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других. Видя готовые поделки, учащиеся будут сравнивать их, находить их достоинства и недостатки, критически подходить к своей работе. Все это вырабатывает аналитический ум, развивает конструкторские способности, мышление, память. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих.
Нормативно-правовой и документальной основой разработки Программы внеурочной деятельности младших школьников “Страна Фантазия” являются:
- Закон РФ “Об образовании”;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- интеграция, целостность и взаимосвязь всех компонентов образовательного
пространства
ребенка учебной, внеурочной и внешкольной деятельности; - развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и
профессионального
самоопределения в системе внеурочной деятельности; - активность и осознанность действий всех субъектов образовательного
процесса: педагогов,
учащихся и их родителей; - преемственность содержания и форм воспитательной деятельности.
Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для развития у младших школьников творческих и умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления.
Задачи данной программы:
- Сформировать позитивное отношение к окружающему миру.
- Познакомить с технологиями изготовления поделок и сувениров.
- Формировать знания об использование в работе различных материалов
- Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
- Научить правильно использовать цветовые гаммы.
Возраст детей, реализация программы.
Программа “Страна Фантазий” рассчитана на детей младшего школьного возраста 7–8 лет на 1 год обучения. При обучении используется режим внеурочной деятельности: по одному часу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать учащимся художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников объектов труда.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы, дифференцированы по годам обучения и делятся на три группы:
- Теоретическая подготовка ребенка по основным разделам программы.
- Практические умения и навыки.
- Личностные качества, формирование и развитие которых осуществляется в процессе реализации программы.
Планируемые результаты по программе внеурочной деятельности “Страна Фантазия” будут трех уровней.
Первый уровень результатов:
– знания – название и назначение материалов; название назначение ручных
инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены;
– умения – правильно организовывать свое рабочее место; соблюдать правила
безопасности труда и личной гигиены; экономно использовать материалы;
– личностное развитие (воспитание) – приобретение школьником социальных знаний,
обогащение своего опыта трудовой деятельности.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем, как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. Формы работы: сообщение информации о материалах и инструментах, показ действия, беседы, экскурсии.
Второй уровень результатов:
– знания – приемы выполнения работы; средства для достижения результата;
– умения – анализировать изделие; работать по заданному образцу, технологическим
картам, вносить коррективы;
– личностное развитие – формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (таким как человек, семья, Отечество, природа, мир, знания,
труд, культура), получения опыта переживания и равноправного взаимодействия
школьника с другими школьниками на уровне класса, школы.
Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Формы работы: КТД, работа в группе и в паре.
Третий уровень результатов:
– знания – самостоятельное выполнение работы; составления алгоритма
деятельности;
– умения – самостоятельное моделирование; составление алгоритма деятельности;
– личностное развитие – получение школьником опыта самостоятельного социального
действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Формы работы: посещение детских садов и вручение подарков, сувениры семье, украшение города к праздникам.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ на базе школы и района. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных утренников.
Учебно-тематический план программы по темам и объему.
1-й год обучения.
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Примечания |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | – | |
2 | Волшебство бумаги. | 13 | 1 | 12 | |
3 | Чудеса из ткани | 8 | 1 | 7 | |
4 | Фантазии из бросового материала | 5 | 1 | 5 | |
5 | Пластилиновый мир | 5 | 1 | 4 | |
6 | Итоговое занятие | 1 | 1 | – | |
Итого | 33 | 5 | 28 |
Содержание:
Вводное занятие.
1. Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
Волшебство бумаги.
- История возникновения бумаги. Виды бумаги и картона. Инструменты для работы. Правила по технике безопасности и личной гигиене.
- Закладки по образцу.
- Знакомство с оригами. История возникновения оригами. Схемы и условные обозначения. “Самолетик”.
- Оригами “Рыбка”.
- Оригами Фонарик”.
- Вырезанки из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
- Аппликаций “ Бабочки” (по образцу и шаблонам).
- Игрушка-марионетка (работа с шаблонами).
- Настольная игрушка “Мишка” (по образцу).
- “Скоро Новый год” (изготовление елочных гирлянд).
- “Я иду на карнавал” (конструирование карнавальных масок по своему замыслу).
- Поздравительная открытка (по образцу).
- Поздравительная открытка (по замыслу детей).
Чудеса из ткани.
- Знакомство с разными материалами и инструментах по обработке ткани. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Виды тканей и ниток.
- Салфетка с бахромой.
- Вышивка салфетки.
- “Клоун” (аппликация из разных тканей).
- Знакомство с выкройками мягких игрушек, выбор материала.
- “Мышка” (построение, раскрой деталей).
- “Мышка” (соединение деталей, украшение изделия).
- “Одежда для куклы” (по замыслу детей).
Фантазии из бросового материала.
- Знакомство с разными материалами. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Викторина “Узнай предмет”.
- “Домик сказочного героя” (коробки из-под чая и т.п.).
- “Крокодил Гена” (спичечные коробки).
- Карандашница (баночки из-под кофе и т.п.).
- Ваза с цветами (пластиковые бутылки).
Пластилиновый мир.
- Знакомство с пластилином, инструментами и приспособлениями по его обработке. Дымковские игрушки. Правила по технике безопасности и личной гигиене.
- “Народная игрушка” (лепка людей).
- “Полет на Луну” (пластилиновая аппликация на картоне).
- “Ваза с цветами” (пластилиновая аппликация на картоне).
- “Сказочные персонажи” (лепка по замыслу детей).
Итоговое занятие.
1. Подведение итогов. Выставка детского творчества.
Условия реализации программы.
Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, циркуль, цветные карандаши, портновский мел, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, портновские булавки, шило, трафареты букв.
Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные – белые, черные и цветные, мулине;
проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный, катушки деревянные, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.
Список литературы.
- А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.
- Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”.
- Т.М. Гданимус “Работаем с удовольствием” 1998 г.
- С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”.
- A.М. Гукасова “Рукоделье в начальных классах”.
- М.А.Гусакова “Аппликация”.
- М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”.
- Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”.
- Т.И. Еременко “Рукоделие”.
- М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”.
- Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”.
- Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”.
- Н.М.Конышева “Умелые руки”.
- С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
- О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.
- М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”.
- Д.Р.Ханашевич “Подружки – рукодельницы”.
- Д.Р.Ханашевич “Я вяжу и вышиваю”.
- В.Хасенбанк, Э.Хенши, Б. Бенц “Самоделки”.
- Т.А.Чернуха “Твоя маленькая мастерская”.