Цели урока:
– учащиеся должны знать понятие зеркало;
– учащиеся должны знать свойства изображения в плоском зеркале;
– учащиеся должны уметь строить изображение в плоском зеркале;
– продолжить работу по формированию методологических знаний и умений, знаний о
методах естественнонаучного познания и уметь применять их;
– продолжить работу по формированию экспериментальных исследовательских умений
при работе с физическими приборами;
– продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию
умения строить индуктивные выводы.
Организационные формы и методы обучения: беседа, тест, индивидуальный опрос, исследовательский метод, экспериментальная работа в парах.
Средства обучения: Зеркало, линейка, ластик, перископ, мультимедийный проектор, компьютер, презентация (См. приложение 1).
План урока:
- Проверка д/з (тест).
- Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с учащимися.
- Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием.
- Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств.
- Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Проверка д/з (тест).
(Учитель раздает карточки с тестом.)
Тест: Закон отражения
- Угол падения луча света на зеркальную поверхность равен 150.
Чему равен угол отражения?
А 300
Б 400
В 150 - Угол между падающим и отраженными лучами равен 200. Каким
будет угол отражения, если угол падения увеличится на 50?
А 400
Б 150
В 300
Ответы для теста.
Номер задачи | Правильный вариант ответа |
№1 | В |
№2 | Б |
Учитель: Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения, сверив ответы с эталоном. Поставьте оценки, учитывая критерии оценок (ответы записаны на обратной стороне доски).
Критерии оценок за тест:
на оценку “5” – все;
на оценку “4” – задача № 2;
на оценку “3” – задача № 1.
Учитель: Вам была на дом задача № 4 Упр.30 (учеб. Перышкин А. В.) исследовательского характера. Кто справился с этим заданием? (Ученик работает у доски, предложив свою версию.)
Текст задачи: Высота Солнца такова, что его лучи составляют с горизонтом угол 400. сделайте чертеж (рис.131) и покажите на нем, как нужно расположить зеркало АВ, чтобы “зайчик” попал на дно колодца.
2. Актуализация знаний. Постановка темы, целей, задач урока вместе с учащимися.
Учитель: Сейчас вспомним основные понятия, изученные на предыдущих уроках, и определимся с темой сегодняшнего урока.
Поскольку ключевое слово зашифровано в кроссворде.
Вопросы к кроссворду:
1) попадание небесного объекта в тень другого объекта 2) область пространства, куда свет не попадает от светового источника 3) явление, с помощью которого мы можем видеть предметы, которые сами не светятся 4) ученый, основатель геометрии, писавший о прямолинейном распространении света 5) наука (раздел физики) о природе и свойствах света 6) линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света 7) свойство лучей, при котором падающий и отраженный луч могут меняться местами |
Учитель: Какое ключевое слово получили? ЗЕРКАЛО.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Да, тема урока: Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Приложение. Слайд 1.
Учитель: На какие вопросы вы бы сегодня хотели получить ответы, учитывая тему урока?
(Дети задают вопросы. Учитель подводит итог, ставя, таким образом, цели урока.)
Учитель:
- Изучить понятие “зеркало”. Выявить виды зеркал.
- Узнать, какими свойствами оно обладает.
- Научиться строить изображение в зеркале.
Слайд 2.
3. Изучение нового материала в процессе работы учащихся с оборудованием.
Деятельность учащихся: слушают и запоминают материал.
Учитель: приступаем к изучению нового материала, следует сказать, что зеркала бывают следующие:
Слайд 3.
Учитель: Сегодня мы более подробно изучим плоское зеркало.
Учитель: Плоским зеркалом (или просто зеркало) называют плоскую поверхность, зеркально отражающую свет
Учитель: Запишите в тетрадь схему и определение зеркала.
Деятельность учащихся: выполняют записи в тетраде.
Учитель: Рассмотрим изображение предмета в плоском зеркале.
Вы все хорошо знаете, что изображение предмета в зеркале образуется за зеркалом, там, где его на самом деле нет.
Как это получается? (Учитель излагает теорию, учащиеся принимают активное участие.)
Слайд 4.
S – точечного источника света MN – зеркальную поверхность На нее падают расходящиеся лучи SO, SO1, SO2 По закону отражения эти лучи отражаются под таким же углом: SO под углом 00, SO1 под углом β1 = α1, SO2 под углом β2 = α2 В глаз попадает расходящийся пучок света. Если продолжить отраженные лучи за зеркало, то они сойдутся в точке S1. В глаз попадает расходящийся пучок света, как будто исходящий из точки S1. Эта точка называется мнимым изображением точки S. |
Слайд 5. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 1. У вас на столе имеется маленькое зеркало. Установите его в вертикальном положении. Перед зеркалом на небольшом расстоянии расположите ластик в вертикальном положении. А теперь возьмите линейку, и положите ее так, чтобы ноль был у зеркала.
Задание. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (Вопросы части А.)
Учащиеся формулируют вывод: мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом
Слайд 6. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 2. А теперь возьмите линейку, и расположите ее вертикально вдоль ластика.
Задание. Прочтите вопросы на слайде и ответьте на них. (вопросы части Б)
Учащиеся формулируют вывод: размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
Задания к опытам.
Часть А |
|
Часть Б |
|
Слайд 7. (Экспериментальная деятельность учащихся.)
Опыт 3. На ластике справа поставьте черту и разместите его снова перед зеркалом. Линейку можно убрать.
Задание. Что вы увидели?
Учащиеся формулируют вывод: предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не тождественными
4. Обобщение результатов эксперимента и формулирование свойств.
Учитель: ИТАК, эти выводы можно назвать свойствами плоских зеркал, перечислим их еще раз и запишем в тетрадь.
Слайд 8. (Учащиеся записывают свойства зеркал в тетрадь.)
- Мнимое изображение предмета в плоском зеркале находится на таком же расстоянии от зеркала, как и предмет перед зеркалом.
- Размеры изображения предмета в плоском зеркале равны размерам предмета.
- Предмет и его изображения являются фигурами симметричными, но не тождественными.
Учитель: Внимание на слайд. Решаем следующие задачи (учитель спрашивает ответ у несколько ребят, а затем один учащийся излагает ход своих рассуждений, опираясь на свойства зеркал).
Деятельность учащихся: активное участие в обсуждении анализа задач.
Слайд 9.
1) Человек стоит на расстоянии 2м от плоского зеркала. На каком расстоянии от
зеркала он видит свое изображение?
А 2м
Б 1м
В 4м
2) Человек стоит на расстоянии 1,5м от плоского зеркала. На каком расстоянии
от себя он видит свое изображение?
А 1,5м
Б 3м
В 1м
5. Отработка практических навыков построения изображения в плоском зеркале.
Учитель: Итак, что такое зеркало мы узнали, установили его свойства, а теперь должны научиться строить изображение в зеркале, с учетом выше указанных свойств. Работаем вместе со мной в своих тетрадях. (Учитель работает на доске, учащиеся в тетради.)
Слайд 10.
Правила построения изображения | Пример |
|
Итак, изображение должно быть таким же по размерам, как и предмет, находиться за зеркалом на таком же расстоянии, как и предмет перед зеркалом. |
6. Подведение итогов урока.
Слайд 11.
Учитель: Применение зеркала:
- в быту (по нескольку раз в день мы проверяем, хороши мы выглядим);
- в автомобилях (зеркала заднего вида);
- в аттракционах (комната смеха);
- в медицине (в частности в стоматологии) и во многих других сферах, особый интерес представляет перископ;
- перископ (применяют для наблюдения с подводной лодки или из окопов), демонстрация прибора, в том числе и самодельного.
Слайд 12.
Учитель: Вспомним, что мы сегодня изучили на уроке?
Что такое зеркало?
Какими свойствами оно обладает?
Как построить изображение предмета в зеркале?
Какие свойства учитываем при построении изображения предмета в зеркале?
Что такое перископ?
Деятельность учащихся: отвечают на поставленные вопросы.
Слайд 13.
Домашнее задание: §64 (учеб. Перышкин А. В. 8 класс), записи в тетради изготовить перископ по желанию № 1543, 1549, 1551,1554 (задачник Лукашик В. И.).
Слайд 14.
Учитель: Продолжите фразу …
Рефлексия:
Сегодня на уроке я научился …
Сегодня на уроке мне понравилось …
Сегодня на уроке мне не понравилось …
Выставление оценок за урок (выставляют учащиеся, объясняя при этом, почему ставят именно такую оценку).
Используемая литература :
- Громов С. В. Физика: Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/ С. В. Громову, Н. А. Родина. – М.: Просвещение, 2003.
- Зубов В. Г., Шальнов В. П. Задачи по физике: Пособие для самообразования: Учебное руководство.– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985 г.
- Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
- Колтун М. Мир физики. Издательство “Детская литература”, 1984.
- Марон А. Е. Физика. 8 класс: Учебно-методическое пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон. М.: Дрофа, 2004.
- Методика преподавания физики в 6–7 классах средней школы. Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой. М., “Просвещение”, 1976.
- Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.– М.: Дрофа, 2007.