Цель занятия: помочь родителям лучше узнать и понять чувства своего ребенка, научить некоторым способам их регулирования.
Материал:
- акварельная краска;
- кисточки по количеству участников;
- листы бумаги формата А4 по количеству участников;
- лепестки и сердцевина цветка;
- камень;
- покрывало;
- маленький желтый мяч;
- спортивные модули или скамейка;
- музыкальное сопровождение: «Волшебник изумрудного города», «В пещере горного короля».
Примерный конспект занятия
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада снова приветствовать вас на занятии в «Школе заботливых родителей». Все мы когда-то были детьми, любили сказки, верили в чудо. Как хочется порою вернуться в детство! Вам кажется, что это уже невозможно?
Родители: Да, конечно…
Воспитатель: А я с вами поспорю! Ведь вы еще молодые родители и детство ваше было еще не так давно! Да, теперь вы уже сами папы и мамы. Но попасть в детство вам помогут ваши дети. Ведь каждый день, прожитый вами с ребенком, возвращает вас в детство, заставляет вспоминать свои обиды и радости.
Сегодня я хочу предложить вам вернуться в детство, в эту удивительную страну, где небо голубее, трава зеленее, солнце ярче, а конфеты слаще. Я хочу помочь вам лучше узнать и понять своего ребенка, чтобы вы всегда смогли помочь ему. А для этого я предлагаю вам на время превратиться в детей. Согласны? Ну, тогда вокруг себя оборотитесь и в детей превратитесь!
А сейчас, дорогие мои детки, становитесь в круг и познакомимся. Как бы вам хотелось, чтобы вас называли?
(Воспитатель передает родителям желтый мяч.)
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружбы солнечной привет!
Передавайте солнышко соседу и называйте свое имя.
Воспитатель: Ну, а теперь в путь, в страну детства! Возьмитесь за руки, держитесь крепко, чтобы никого в пути не потерять.
(Тропинку можно выложить из дощечек.)
Перед нами узкая тропинка, идем по ней след в след друг за другом.
Ребята, посмотрите, перед нами полянка. Ой, что я вижу!
Родители: Это камень.
Воспитатель: Какой он?
(Прикладывает камень к щеке каждого.)
Родители: Холодный.
Воспитатель: Как вы думаете, его можно согреть?
Родители: Наверное.
Воспитатель: Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть этот камень.
(Педагог предлагает родителям передавать камень друг другу по цепочке, проговаривая слова: «Камень, возьми тепло моих рук и подари его моему другу».)
Воспитатель: Почувствуйте, какой сейчас стал камень.
Родители: Теплый.
Воспитатель: Вот видите, мы передали камню часть нашего тепла, и холодный камень стал теплее, как будто ожил. И, если мы будем дарить друг другу часть нашего тепла, каждый почувствует себя уютнее, станет добрее.
Давайте возьмем камень с собой, чтобы ему не было так одиноко и холодно одному.
А мы продолжаем наш путь!
(Можно положить на пол ткань синего цвета, имитирующую воду.)
Перед нами глубокий ручей! Как же через него перебраться?
Родители: Перепрыгнуть через него.
Воспитатель: Прыгайте, помогайте друг другу, да осторожнее, не промочите ноги!
(Родители выполняют предложенное задание.)
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами оказались в какой-то сказочной стране. Но здесь почему-то никого не видно. Наверное, здесь случилась беда! Я догадалась, куда мы попали. В этой стране живут маленькие человечки. Целый день они занимаются своими делами, радуются, веселятся. Но каждую ночь в страну прилетает злой дракон, а маленькие человечки прячутся от него в свои домики. Но я знаю один секрет! Злой дракон не выносит добрых и ласковых слов, и, если слышит их из дома, старается его пролететь. Давайте поможем маленьким человечкам, научим их справляться со злым драконом.
Игра «Злой дракон»[1]
Воспитатель: Светит солнышко, маленькие человечки резвятся на полянке. Но вот наступает ночь.
(Звучит музыка, гаснет свет.)
Летит злой дракон, прячьтесь скорей!
(Родители приседают, накрывают себя покрывалом, шепчут друг другу «добрые» слова. Воспитатель «летает», изображая дракона.)
Воспитатель: Дракон улетел, выходите!
Страшно вам было, когда вы прятались от дракона?
Подойдите к столу, возьмите листы бумаги, краску и нарисуйте свой страх.
(Родители рисуют, готовые работы вывешивают на доске.)
Воспитатель: Посмотрите, какой большой страх вы испытали! А вы смогли с ним справиться? Что вам помогло?
(Родители делятся друг с другом своими ощущениями.)
Воспитатель: Я хочу с вами поделиться еще одним секретом, который вам поможет справиться со страхом.
(Показ мусорной корзины.)
Воспитатель: Возьмите рисунок со своим страхом. Вдохните глубоко и вместе с выдохом сомните его и выбросите в мусорное ведро.
Вам стало легче? Почему?
(Родители обмениваются своими ощущениями.)
Воспитатель: Вот и хорошо! Тогда продолжаем свой путь по стране детства!
Перед нами густой лес и пойдем мы сейчас низко наклонясь.
Мы с вами оказались на полянке. Давайте сядем, отдохнем.
(Родители вместе с педагогом садятся на скамейку или спортивные модули.)
Воспитатель: А как же наш камушек, не заскучал ли? Давайте с ним поиграем! Садитесь в круг и передавайте камушек друг другу со словами: «Я дарю тебе волшебный камушек, потому что ты самый…»
Какое сейчас у вас настроение? Почему?
(Педагог предлагает высказаться каждому родителю.)
Воспитатель: Этот камушек помог нам сказать много доброго и хорошего друг о друге.
А теперь найдите себе пару, повернитесь лицом друг к другу и повторяйте слова и движения за мной.
(Родители парами повторяют слова и движения за педагогом.)
Я друг и ты друг!
У тебя нос и у меня нос!
У меня щечки гладкие!
И у тебя щечки гладкие!
Я тебя люблю!
Воспитатель: Вам приятно было слышать добрые слова? А говорить их? Какие чувства вы испытываете сейчас друг к другу?
(Родители высказываются, отвечая на вопросы педагога.)
Воспитатель: Наше путешествие по стране детства подошло к концу, пора возвращаться.
Вокруг себя оборотитесь и во взрослых превратитесь.
Понравилось вам путешествие?
В память о нем я предлагаю вам вырастить цветик - разноцветик! Он будет такой, какое у вас сейчас настроение.
(На доске педагог выкладывает сердцевину цветка.)
Выбирайте для себя лепесток и прикладывайте к сердцевине. Посмотрите, какой яркий и красивый цветок дружбы у нас расцвел!
А теперь скажите, дорогие мои родители, что полезного для себя вы узнали на занятии?
(Родители делятся своими впечатлениями.)
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, вам трудно было гладить и обнимать друг друга?
Родители: Да, но и приятно тоже.
Воспитатель: Теперь вы понимаете, что чувствует ваш малыш? Понимаете, как важно ребенку чувствовать ваше тепло рядом, как порой просто необходимо слышать от вас добрые слова! Не скупитесь на них, несмотря на всю вашу занятость!
Я рада, что после нашего занятия у вас отличное настроение! Вы замечательные родители и в ваших сердцах еще живет детство!
Я очень надеюсь, что знания, полученные вами на нашем занятии, помогут вам лучше понимать своих детей, помогать им, и вы обязательно вырастите их порядочными, добрыми, отзывчивыми людьми! А наша страна получит высоконравственное поколение с высокими моральными принципами!
До новых встреч в «Школе заботливых родителей»!
Литература:
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003.