Тема: «Когда музыка не нуждается в словах» 7 класс 2 семестр.
(Программа по музыке для общеобразоват.учреждений. В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак)
Задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- Способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, в размышлениях о музыке;
- Способствовать формированию слушательской культуры на основе приобщения к вершинам музыкального искусства
Оборудование: портреты композиторов, фономатериал, видеофрагмент, текст песен, нотный материал, ТСО, репродукции картин на доске
Ход урока
- Музыкальное приветствие
- Давайте составим ассоциативный ряд для слов:
Музыка – звучание – композитор – исполнитель – слушатель – оркестр – инструмент – впечатления- слушать – представлять…
Програмное произведение – определенный смысл – легче воспринимать – знаем о чем – можем представить – изобразить…
Этюд – произведение – упражнение – беглость – зачет – техника – рисунок – Черни…
Следовательно ответим на вопрос: какое произведение программное или нет легче для восприятия? (программное) Обоснуйте свой ответ…
- Сегодня мы познакомимся с произведением А.Скрябина Этюдом № 12. О чем говорит название? Какое должно быть произведение?
(аннотация учителем)
Что мы знаем из предварительных сведений об этом произведении?(данное произведение является составляющей частью цикла. Это произведение в содержательно – драматургическом отношении самостоятельно…При прослушивании опираемся на подсказку композитора - ремарку – Patetico. Слушатели вынуждены искать содержание музыкального произведения только в нем самом. Внимательно смотрим на музыкальный фрагмент учебника. Каковы первые впечатления? (в правой руке много нот, триоли, темп, характер)
- Первое прослушивание произведения (можно впечатления – анализ, можно изобразительные впечатления…)даем выбор…
Звучание произведения сильно, выразительно, потрясает своей открытой эмоциональностью – все мы находимся в плену у произведения буквально с первых тактов. В чем же секрет такого непостижимого воздействия музыки? Ответ в самом произведении: « в пульсирующем триольном ритме, мелодических взлетах, в порывистости ритмического рисунка мелодии…» Именно средства музыкальной выразительности, эти «действующие лица» музыкального произведения и определяют и передают содержание пьесы, воплощающее волю, мужественность, порывистость, страстность.
- Второе слушание – впечатления, размышления, эмоции…(можно творческое задание: изобрази патетику в цвете) Анализ произведения
- Давайте сделаем вывод: важнейшее средство музыкального языка – музыкальная форма, музыкальный стиль – они являются носителями огромной силы эмоционального воздействия).
- Физкультминутка (зарядка для глаз)
- Артикуляцтонные упражнения – готовность к вокальной работе
- Работа над произведением А.Варламова стихи М.Лермонтова Горные вершины (звукоизвлечение, эмоциональность)
- Исполнение песни Ю.Шевчука Что такое осень
- Ритмическая работа (прохлопать представленный ритм)
- Подведение итогов урока, рефлексия
- Музыкальное прощание с классом
План-конспект урока по музыке в 4 классе. (РО Л.Занкова) Тема: «Композиторы шутят».
Цель: Связь музыки и образа, роль средств музыкальной выразительности, совершенствовать музыкальное восприятие детей.
Задачи:
- Воспитательная – воспитывать умение слушать и слышать музыку; воспитание слушательской культуры.
- Образовательная – Значение выразительных средств музыки в раскрытии образа, интересные моменты жизни композиторов.
- Развивающая – развивать умение рассуждать о музыке, развивать воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальные знания, умения и навыки, развивать умение передавать в движении характер музыки.
Технологии: эвристическое обучение, личностно – ориентированная, игровая, коммуникативная (технологии переплетаются, взаимодополняются…)
Оборудование и ТСО: музыкальный центр, видеомагнитофон, шумовые музыкальные инструменты, фономатериал, портреты композиторов.
План урока:
- Музыкальное начало.
- Беседа.
- Слушание:
- Гайдн «Детская симфония» 1,3 часть (СD 9). Анализ музыкального произведения
- Дебюсси «Кукольный кек-уок» (кас.19) Анализ музыкального произведения. Ассоциативный ряд.
- Россини «Кошачий дуэт» (кас.17). Анализ музыкального произведения. Изобразительная характеристика (цветовая схема).
- Пение: Струве «Моя Россия», Зацепин «Волшебник-недоучка». Вокально – хоровая работа… Шаинский «Улыбка» (видеокас. 8).
- Элементарное музицирование: Филиппенко «Веселый музыкант»».
- Танцевальная импровизация: «Детство».
- Ритмическая импровизация:
- Рефлексия. Подведение итогов урока, впечатления.
- Музыкальное прощание с классом.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Салют, Победа!»
Зал украшен.
Торжественная музыка («Прощание славянки»).
Фанфары.
Вице – президент: Итоговый праздник «Салют, Победа!», посвященный Великой Победе считаю открытым. Прошу всех встать. Городам приготовиться к перекличке.
Город… наш девиз…
Республика… наш девиз…
Под Гимны смирно.
Звучат Гимны РФ, РС(Я).
Исполнение Гимна Гимназии.
В-П Прошу всех садиться
Музыка на выход ведущих («День Победы», плюс)
1. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек.
2. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история.
1. Славной Победе нашего народа в Великой Отечественной войте мы посвящаем сегодняшний праздник
2. Все наши достижения мы посвящаем этой замечательной дате – 9 мая, Великой Победе!
1. Аплодисменты нашим гостям аплодируем
2. Аплодисменты гражданам ДРС аплодируем
1. Аплодисменты лидерам аплодируем
2. Аплодисменты спортсменам аплодируем
1. Аплодисменты дружным городам аплодируем
2. Аплодисменты всем присутствующим на нашем празднике «Салют, Победа!» аплодируем
(Фоном музыка «Попурри Победы»)
1. Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
2. Этот день особенный, желанный.
Солнце светит ярко в вышине.
День Победы — праздник долгожданный
Отмечается у нас в стране.
Музыка на выход ведущих («День Победы»)
В-П Сегодня мы будем поздравлять лидеров Гимназии и ДРС, лучшие города, самых активных граждан, тех, кто отличился в спорте, творчестве, делах. Первая номинация – Лидеры ДРС – это те, кто активно трудился на благо нашего объединения, кто своими делами и поступками вел за собой. Слово для приветствия и награждения Грамотами Лидеров предоставляется Директору Гимназии Вициной О.А. и Президенту Удоду Александру…
Музыка на вход-выход, на награждение (Фанфары, Попурри военных песен)
1. Для всех Лидеров звучит песня…«В лесу прифронотовом» в исполнении вокальной группы «Эспада»………………………
(музыкальный номер)
(Фоном музыка «День Победы»)
2. Со славной даты 9 мая 1945 года прошло уже много времени, но мы знаем и помним имя победителя — это наш советский народ, многие сыны и дочери которого отдали свои жизни за великую землю свою.
1. Наша советская армия разгромила фашистов, освободила родную землю и другие страны, в том числе и Германию. Во время боя, в Берлине, два наших солдата сумели взобраться на крышу Рейхстага и установили там красное знамя.
2. Красный флаг в то время был символом нашего государства, и когда красное знамя водрузили над Рейхстагом, то это означало победу нашей страны в Великой Отечественной войне.
1. Красная полоса на нашем государственном флаге напоминает нам об этом знамени Победы, о людях, погибших в войне с фашистами. Но сегодня говорим о Победе. Сегодня говорим о наших победах
В-П Вторая номинация: Активные города ДРС.
Грамотами и сертификатами сегодня будут награждены города, участвующие в акциях, проектах. Для награждения и поздравления на сцену приглашаются Председатель управляющего совета Желяк Евгений Владимирович и 5 Президент Нечаева Мария
Музыка на вход-выход, на награждение (фанфары)
2 Песня ……»Тучи в голубом» в исполнении вокального ансамбля……для активных, веселых, творческих городов в исполнении…………………………………………….
(Музыкальный номер)
1. Когда это будет, не знаю.
В тени белоствольных берез
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слез...
2. Подымут победные марши
Армейские трубы страны
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
1. Путь к победе был очень долгим, 1418 дней и ночей. И вот уже наш народ отмечает 66 годовщину победы над фашистской Германией.
2. Советские воины пали за свободу и независимость нашей Родины.
Да, время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народной.
1. Что за чудо — земля в ярких красках весны,
Если птицы поют — и не слышно войны.
Что за чудо земля — и закат, и рассвет,
И улыбка друзей, и улыбка в ответ.
И в полях золотых, и в лесу молодом
Ты прекрасна, земля, человеческий дом.
2. Третья номинация – это лидеры городов: мэры, Члены Президентского Совета, активисты палат и все те, кто своими делами прославлял «Содружество», Гимназию.
Для вручения грамот и поздравления лидеров – активистов встречаем на сцене старшую вожатую Трубач О.А. и вице – президента республики «Солнце» Алейникову Анастасию, Вице – президента республики «Юность» Давыдову Викторию
Музыка на вход-выход, на награждение
1. Музыкальный подарок…»Зачем нам эта война?» в исполнении ансамбля гитарной песни «Серебряные струны»
(Музыкальный номер)
В-П: четвертая номинация – это спортсмены городов, которые внесли огромный вклад в спортивную жизнь своего города и родной Гимназии. Приветствуем Латышову С.П и Сыроватского Якова – награждение лучших спортсменов!
Музыка на вход – выход, на награждение (встречный марш)
1. Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война,
Ведь эта память — наша совесть,
Она как сила нам нужна.
2. Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
1. Давно умолк войны набат,
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
2. Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
В-П. День Победы – великий праздник
День Победы – славный праздник
День Победы – горький праздник
День Победы – долгожданный праздник!
Исполнение песни «День Победы» хором все граждане.
1. Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
2. Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли.
1. С праздником Великой Победы всех вас!
2. Мирного неба над головой каждому их вас!
В-П Победы новые у каждого из нас
К победе сложно нам идти подчас,
Но молоды мы, ярки и сильны
Дороги впереди, трудны они.
Желаю творческих успехов городам,
А лидерам проектов тут и там.
Планируйте, дерзайте, управляйте,
И скуки, лени, грусти вы не знайте!
ВСЕ: С праздником Победы! УРА!!!
Музыка на выход из зала (День Победы – фоном)