Вид проекта: групповой, семейный.
Доминирующие методы в проекте: исследовательский, творческий.
Участники проекта: педагог по ИЗО, воспитатели группы, художники города Невинномысска, дети 6 – 7 лет, родители.
Сроки реализации: проект средней продолжительности – 3 недели.
Предварительная работа: беседы с детьми о городе Невинномысске; рассматривание иллюстраций, открыток; чтение рассказов, заучивание стихотворений, посещение выставочных залов краеведческого музея с картинами художников города Невинномысска.
Форма коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.
Продукт детской деятельности: цикл выставок детских рисунков «Прекрасен город красками своими…»: «Весна в родной стороне», «Осенняя песня природы», «Невинномысское лето сказочного цвета», «Зима в родном городе», коллективные панно по мотивам времен года.
Актуальность исследования.
Живопись учит смотреть и видеть (это
вещи разные и редко совпадающие).
Благодаря этому живопись сохраняет нетронутым
то чувство, которым отличаются дети.
А.А.Блок
Потребность в красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке, замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации к книге, приговаривая: «Красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, что бы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Откуда у ребенка такое видение окружающего мира?
Если спросить взрослого человека, что ему запомнилось из детства, он обязательно назовет: красивый летний луг, цветущий весенний сад, молодую красивую маму и добрую бабушку… Такие воспоминания облагораживают чувства, в этот момент у человека преображаются даже голос и лицо. Как важно, чтобы детское восприятие красоты сохранилось на всю жизнь. Ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах.
Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. С помощью живописи дошкольники учатся понимать гармонию природы. Кроме того, ознакомление дошкольников с живописью позволяет закладывать первоначальную основу формирования у них ценностных ориентиров, как например, умения высказывать личностное отношение к понравившейся картине, к изображенным на ней объектам, давать сравнительную оценку явлению, отраженному на полотне, или наблюдаемому детьми в реальной жизни.
Милый дом, моя улица, родная земля… Эти слова близки и понятны каждому человеку. Увидеть, прочувствовать эти слова помогает уникальный жанр живописи – пейзаж. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком природы, но это совсем не случайно выбранный художником уголок природы или города. Его выбор обусловлен состоянием погоды, временем суток, настроением самого художника, который не фотографирует, а обобщает и творит образы природы. Пейзаж способен не только выражать настроение, но и несет в себе определенную идею. Пейзаж ярче других жанров живописи выражает различные оттенки и нюансы чувств, эмоций художника, его отношение к окружающей природе.
Итак, живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающей природы, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.
Художниками могут стать немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек. Каждый растущий человек независимо от будущей специальности должен искусство воспринять, сделать своим.
Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души. По линиям, цветовым пятнам предстоит ребенку создавать художественную картину мира, проделать как бы встречный путь к авторскому замыслу. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен, а такую подготовку необходимо начинать с детства.
Поскольку ребенок ежедневно наблюдает «городской индустриальный пейзаж», существует острая необходимость познакомить и приобщить дошкольника к красоте лирического пейзажа родного города и края. Этот процесс возможен при ознакомлении дошкольников с пейзажной живописью художников нашего города.
Как никогда актуальны замечательные слова художника нашего города Анатолия Павловича Енника: «Это город, где нет места злу, подлости, страху. Город чистых улиц, добрых исчастливых людей. Может быть, однажды все так ибудет. Ведь внаших силах сделать его таким. Мысами рисуем будущее родного города каждой своей мыслью, каждым поступком, каждым сказанным словом. Мыежедневно выбираем краски, которые добавим вэтот рисунок, вот только нужно помнить, что ихневозможно смыть, азакрасить очень нелегко, особенно, еслимы, неподумав, мазнули порисунку черным. Помнить, что мывответе зато, что унас получится врезультате,– грязный пейзаж, отравленная пустыня илиже город-сказка, вкотором хочется жить…»
Поэтому своевременна и актуальна работа над арт-проектом на тему «Прекрасен город красками своими…», интегрирующим в себе воспитательную, познавательную, и художественно-творческую направленность. Через объединение различных областей знаний происходит формирование целостного видения проблемы.
Готовность прочувствовать «близость природы» города, края, выражать неравнодушное отношение к красоте родной местности – это те глубокие нравственные и эстетические чувства, которые необходимо пробудить в каждом дошкольнике.
Объект исследования: процесс развития художественных способностей дошкольников посредством арт-проектной деятельности.
Предмет исследования: развитие художественных способностей дошкольников посредством арт-проектной деятельности.
Педагогическая цель: способствовать развитию художественных способностей и формированию у дошкольников художественной культуры, приобщать детей к региональной культуре, к миру искусства через их собственное творчество и освоение художественного опыта деятелей искусства посредством реализации поисково-творческого арт-проекта «Прекрасен город красками своими…».
Задачи:
- дать представления дошкольникам о красоте природы города, края;
- познакомить детей с творчеством художников, писавших природу нашей местности;
- развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения детей в совместной деятельности;
- способствовать сближению детей и родителей, детей и педагогов, семей и образовательного учреждения;
- формировать нравственно-эстетическое отношение к природе родного города средствами искусства;
- совершенствовать творческие умения дошкольников через самопрезентацию продуктов детской поисковой и продуктивной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс развития художественных способностей и нравственно-эстетических чувств дошкольников будет эффективным, если участие детей, педагогов и родителей в арт-проекте «Прекрасен город красками своими…» будет рассматриваться как одно из важнейших условий взаимодействия и сотрудничества.
Ожидаемый результат заключается в том, что осуществление арт-проекта «Прекрасен город красками своими…» всеми участниками процесса сформирует у дошкольников навыки исследовательской и продуктивной деятельности, будет способствовать развитию познавательной активности, самостоятельности, творчества, умения планировать, работать в коллективе, что гарантирует успешное обучение детей в школе, а также неравнодушное отношение к природе родной земли.
Дидактический смысл арт-проектной деятельности: использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения); анализ полученных данных, обсуждение методов исследования, оформление и презентация конечных результатов, подведение итогов, корректировка, выводы.
Принципы реализации проекта:
- доброжелательность при всех обстоятельствах;
- обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
- взаимопомощь в работе;
- тщательность и добросовестность в выполнении работы;
- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Конспекты образовательных ситуаций (Приложение
1)
Конспекты ознакомления детей с творчеством
художников города Невинномысска (Приложение
2)
Конспект образовательной ситуации-презентации по приобщению к региональной культуре детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в рамках арт-проекта «Прекрасен город красками своими…»
Тема: «Прекрасен город красками своими…»
Цель: формировать у дошкольников художественную культуру, приобщать детей к региональной культуре, к миру искусства через их собственное творчество и освоение художественного опыта деятелей искусства.
Задачи:
- способствовать приумножению опыта творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» через самореализацию;
- развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения детей в совместной деятельности;
- обучать способам коллективной деятельности, формировать изобразительные умения и навыки детей;
- совершенствовать художественно-творческие умения дошкольников через самопрезентацию продуктов детской поисковой и продуктивной деятельности.
Литература:
- Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. – Новосибирск: Издательство ГГПИ, 1993.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985
- Копцева Т.А. Природа и художник. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
- Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992.
Оборудование: у педагога – «волшебная кисточка», магнитофон, диск с мелодичным музыкальным сопровождением по выбору педагога, карточки с изображением снежинки (3 штуки), цветка (3 штуки), осеннего листочка (3 штуки), бабочки (3 штуки).
Оформление изостудии: стены оформлены детскими работами, выполненными в ходе реализации арт-проекта с ярким названием «Прекрасен город красками своими…»
Раздаточный материал: 4 листа формата А1, простые карандаши, ластики, акварель, гуашь, кисти №10, №3, №1, поролон, восковые карандаши, палитры.
Словарь: живопись, пейзаж, композиция.
Предварительная работа: знакомство с творчеством художников города Невинномысска Крапивиной Р.А., Бабича А.И., Оболенского А.В.; рассматривание фотографий и альбомов с изображением природы города и края весной; чтение стихотворений о весне; наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; прогулки и активный отдых дошкольников с родителями на природе в черте города и пригороде; цикл занятий по изображению пейзажей природы родного города в разное время года.
Методические рекомендации
I. Вводная часть
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа... (Цель – создание положительного эмоционального фона.)
Воспитатель: В это чудесное утро мы
подарили друг другу тепло солнца, улыбку друга и
хорошее настроение.
А еще я хочу подарить вам несколько
замечательных строк, их автор – Тамилла
Маданова.
Мой дом. Тепло. Уют и сладость.
Мой дом. Пристанище моё!
Здесь было всё: и боль, и радость,
Здесь я живу. Здесь всё своё.
И стол, и фото на стене,
Окно и детские рисунки –
Всё это очень близко мне,
И задевает сердца струнки.
Но что за дверью? За окном?
Что там вдали, за облаками?
Там будущее светится моё:
Мой город с белыми домами.
Родной мой город, что милей
Мне не найти на всей планете.
Родные люди... Их добрей
Я не сыщу на этом свете.
Любимый сквер, и парк, и речка,
И старый сад невдалеке,
Лишь мне знакомое местечко
В любимом с детства уголке.
И если вдруг судьба забросит
В чужие, неизвестные края,
Всегда, всегда я буду помнить
Тот край, что вырастил меня!
Воспитатель: О каком незабываемом месте написаны эти строки? (Ответы детей)
Воспитатель: Это стихотворение написано о любимом городе. Как называется наш город? (Ответы детей)
Воспитатель: Любовь к родному городу воспета в словах поэтов, написана в картинах художников и в произведениях композиторов. Тот человек, который не испытывает глубоких чувств к родным местам, не может сказать, где же его Родина, чем он дорожит.
Воспитатель: Мы познакомились картинами художников, на которых изображены пейзажи родной природы. Вы отразили полученные впечатления в своих рисунках. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась. (Педагог обращает внимание на детские пейзажи, изображенные ранее)
Воспитатель: Сейчас мы совершим необычное путешествие по временам года. А помогут нам в этом замечательные «волшебные» картинки. Выберите себе любую карточку. (Дети выбирают листок, цветок, бабочку или снежинку)
Воспитатель: Итак, те ребята, которые выбрали цветок, отправляются в весеннее путешествие по родным местам, у кого в руках бабочка – встречают жаркое лето. Если вы выбрали желтый листочек – то встретите осенние впечатления, ну а если вы выбрали снежинку – вас ожидает гостья зима. Подойдите друг к другу, соберите дружные команды, а я покажу вам путь к временам года. (Педагог проводит подгруппы детей к столам с листами А1, организует удобное расположение дошкольников)
Воспитатель: Перед вами сейчас чистые
листы. Я предлагаю вспомнить те впечатления,
которые произвели на вас картины художников,
собственные воспоминания о родной природе и
выразить свои ощущения, впечатления в рисунках. А
красота родной природы в этом вам поможет.
Но очень важно, чтобы вы были дружной командой.
Вначале необходимо обсудить композицию,
расположение деталей общего пейзажа, цветовую
гамму. Вам предстоит разделить участие
определить то пространство листа, на котором
каждый будет выполнять часть общего замысла
пейзажа.
Ребята, вы уже знакомы с разными
изобразительными материалами и приемами в
рисовании. Чтобы пейзаж получился выразительным,
подумайте, какими красками и инструментами вам
лучше воспользоваться в работе. (Педагог
включает музыкальное сопровождение).
II. Основная часть. Коллективная работа детей. Педагог помогает затрудняющимся дошкольникам в определении композиции, обращает внимание на содержание картин, цветовую гамму, изобразительные приемы.
Физминутка (элементы психогимнастики Чистяковой М.И.)
Развивать наблюдательность, пластичность.
Звучит музыка. Дети идут за педагогом по дороге
(по кругу), на два-три шага друг от друга. Каждый
ребенок – это «тень» предыдущего. «Тень» должна
точно повторить все действия идущего впереди
педагога (ребенка), который, то сорвет цветок на
обочине, то нагнется за красивым камушком, то
поскачет на одной ноге, то остановится и
посмотрит из-под руки и т. п.
Показав детям несколько движений, педагог может
предложить любому ребенку стать ведущим, а
следующие за ним продолжают повторять его
движения.
Воспитатель: А теперь обратите внимание на детали и приступайте окончательной доработке рисунков. Маленькие кисти помогут вам выделить самые мельчайшие детали. (Дети заканчивают работу над рисунками)
III. Итоговая часть
Воспитатель: Итак, ребята, давайте поделимся своими впечатлениями и посмотрим на ваши рисунки. (Дети высказывают мнение о работе своей группы и о рисунках других детей)
Воспитатель: Вам понравилось работать в команде? (Ответы детей) Как вы договаривались друг с другом? (Дети делятся впечатлениями)
Воспитатель: Все работы получились радостные. Мы обязательно оформим выставку пейзажей, изображающих родную природу. И будем помнить, что в любое время года «Прекрасен город красками своими…»