Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: пресс-конференция.
Цели и задачи урока:
- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Африки;
- вспомнить уже известные и разобрать новые термины и понятия;
- продолжить формирование у учащихся умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками информации и географическими картами, научить учащихся обрабатывать, анализировать и обобщать полученную информацию;
- сформировать умение составлять характеристику природных зон;
- сформировать представление о рациональном природопользовании и охране природы;
- сформировать умение работать в группе;
- совершенствовать навыки работы на компьютере (поиск, информация из интернета, создание мультимедийных презентаций).
Используемые технологии: игровая.
Учебно-наглядный комплекс: карты Африки – физическая, природных зон, картины, графики, презентация, картосхемы.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте! Сегодня мы проводим пресс-конференцию на которой присутствуют специалисты из разных областей науки: климатологи, почвоведы, биологи, зоологи, экологи. Тема пресс-конференции: «Природные зоны Африки». Вначале вспомним, что такое природная зона?
Природная зона – крупный зональный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий увлажнения, почв, растительности и животного мира.
Наша задача: рассмотреть особенности каждого
компонента природы и установить взаимосвязь
между ними в каждой природной зоне, а также
возникшие экологические проблемы в результате
хозяйственной деятельности человека. Обобщить
полученный результат мы сможем в
исследовательском журнале.
– В каких природных зонах расположена Африка? (1
ученик называет и показывает у доски)
– Сегодня мы рассмотрим подробно три природные
зоны: влажные экваториальные леса, саванны и
редколесья, пустыни.
Каждая природная зона обсуждается участниками конференции по плану:
На фоне фрагмента фильма ученик читает стихотворение или загадку о природной зоне или небольшой вступительный рассказ (индивидуальное опережающее задание).
Влажный экваториальный лес:
Экваториальный лес или гилея, называют раем и адом одновременно. Первое впечатление – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав. Повсюду спутанные плети ползучих растений стелются на открытых местах, охватывают деревья и с беспощадной настойчивостью взбираются на кроны, образующие вознесенные ввысь террасы джунглей. Сверху сетями свисают лианы. Стоят, не шелохнувшись деревья-великаны, точно колонны, подпирающие небесный свод. Их стволы покрыты растениями-эпифитами. Шумно и душно. Гниют огромные упавшие деревья, имеющие мощные досковидные корни, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.
Стихотворения или загадки о природных зонах:
Влажные экваториальные леса.
Вот перед нами лесной биом,
Растений и животных очень много в нем.
Он многоярусный, лианой оплетен,
И «легкими Земли» зовется он.
В нем много «драгоценностей» растет,
Их в медицине использует народ.
На карте вдоль экватора найдешь
И мне ты эту зону назовешь.
Саванны и редколесья:
Бескрайние африканские саванны – последнее место на Земле, где еще сохранились большие стада крупных диких травоядных животных. С наступлением засухи они начинают кочевать в поисках свежей травы и воды. Характерной чертой ландшафта являются разбросанные повсюду по слабоволнистой поверхности небольшие группы деревьев и кустарников на фоне густого травяного покрова. И напрасно путник будет искать защиты от солнца под кроной деревьев, особенно во время засухи. Но вот наступает сезон дождей, когда воды достаточно и саванна просто взрывается жизнью. В саваннах растет необыкновенное дерево, имеющее фантастический вид: вверху и внизу – корявые и изогнутые ветви, похожие на корни, и корни, похожие на ветви. Все странно в этом дереве – уродце. Но посмотрите на это чудо…
Пустыни:
Пустыни – самые засушливые области земного шара. Растений в такой суровой среде мало, а животных еще меньше. Отличительной особенностью внешнего вида являются: барханы, часты сильные ветры, иногда достигающие огромной силы. Ветер поднимает в воздух массы песка. Не повезет тому, кто попадет в такую бурю. В пустыне наблюдаются большие перепады суточных температур, это мир пресмыкающихся.
Далее характеризуются компоненты природы:
- ГП,S (вывешивается на доске матрица Африки с данной природной зоной. По мере рассказа учащиеся заполняют исследовательский журнал).
- Особенности рельефа по физической карте устно с места.
- Климатические условия рассказывают учащиеся с места, климатологи уточняют и дополняют
- Растительный и животный мир – презентация, затем вопросы к участникам конференции. Фрагмент фильма о цветении баобаба.
- Почвы – определяются учащимися по карте, почвоведы объясняют почему почвы неплодородные, красно-желтые.
- Население – хозяйственную деятельность, какие народы проживают определяют по атласу. Дополняют специалисты (презентация о народах, их жилище, образе жизни, показ костюма одного из народов, национальное блюдо). Далее вопросы участникам конференции.
- Экологическая проблема – обсуждается участниками конференции.
Презентации:
- Гилея:
- Саванна:
- Пустыня:
Вопросы участникам конференции:
Влажные экваториальные леса
1. Почему жесткие листья, зачем нужна капельная
верхушка, почему растения расположены ярусами,
есть ли травяной покров, почему яркая окраска
цветов, зачем нужны досковидные корни, новые
понятия – каулифлория, эпифиты.
2. Почему нет крупных животных, какой образ жизни
они ведут, оперение у птиц.
3. Почему у пигмеев маленький рост, практически
нет одежды и изготовлена она из природного
материала, жилище имеет округлую форму.
Саванны и редколесья
1. Какая растительность преобладает и почему;
2. Особенность животного мира, почему много
крупных травоядных животных и хищников.
3. Почему у народов, проживающих в саваннах
высокий рост, ведут полукочевой образ жизни и
занимаются земледелием.
Пустыни
1. Почему в пустыне большие перепады суточных
температур.
2. Почему у растений пустыни наземная часть
невысокая, очень длинные корни, листья
видоизменены в колючки, новые понятия –
ксерофиты, суккуленты.
3. Почему преобладают пресмыкающиеся, очень
мелкие животные и ведут ночной образ жизни.
4. Почему в пустынях неплодородные почвы.
5. Где в пустыне население занимается
земледелием, почему закрытые одежды, ведь в
пустыне жарко.
6. Почему пустыня Калахари показана на карте
как саванна.
7. Назовите причины образования пустыни Намиб.
Подведение итогов конференции:
1) Игра «Ассоциация»: учащиеся в группах определяют растения и животных по ассоциациям (вкусовым, цветным, образным) и «поселении» их в природную зону.
- 1 группа: определить по вкусу растения (кофе, хурма, банан, кокос, финики);
- 2 группа: по цветным карточкам определить названия животных и растений по цвету (розовый, красный, желтый…);
- 3 группа: по фотографиям определить животных;
- 4 группа: по фотографиям определить растения.
2) Участники конференции выполняют практические задания по вариантам в информационном журнале (Приложение 10).
Задание на дом: по плану охарактеризовать природную зону жестколистные вечнозеленые леса.