Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
- ввести понятия косинуса, синуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника;
- научить записывать значения синуса, косинуса и тангенса данного угла.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы с печатной основой.
План урока:
- Организационный момент.
- Подготовка к изучению нового материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление темы.
- Постановка домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
Занятие сопровождается компьютерной презентацией.
Приветствие, сообщение цели урока. (слайд 1)
II. Подготовка к изучению нового материала.
1. Устно выполнить следующее задание (слайд 2).
Задание 1. Дан прямоугольный треугольник АВС (В=90°).
Укажите:
- катет, противолежащий углу С,
- катет, прилежащий к углу С,
- катет, противолежащий углу А,
- катет, прилежащий к углу А.
III. Изучение нового материала.
1. Вводятся определения синуса, косинуса, тангенса. Затем учащиеся записывают в тетрадь значения синуса, косинуса, тангенса острого угла А прямоугольного треугольника АВС(В=90°) (слайд 3).
2. Учитель еще раз проговаривает определения и учащиеся записывают их в тетрадь в краткой форме (слайд 4).
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
- Что показывает отношение двух чисел? (Во сколько раз одно число меньше или больше другого числа).
- Что показывает синус острого угла прямоугольного треугольника? (Во сколько раз противолежащий катет меньше гипотенузы).
- Что показывает косинус острого угла? (Во сколько раз прилежащий катет меньше гипотенузы).
- Что показывает тангенс острого угла ? (Во сколько раз противолежащий катет меньше или больше прилежащего катета).
3. Задание 2. Запишите значения синуса, косинуса и тангенса угла А и угла С прямоугольного треугольника АВС (В=90°) (слайд 5). Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей проверкой. Ошибки анализируются вместе с учителем.
IV. Закрепление темы.
1. Задание 3. Запишите значения синуса, косинуса, тангенса угла α (слайды 6, 7, 8). Ученики выполняют задания самостоятельно с последующей проверкой. Для выполнения этих заданий каждому ученику выдаются листы с заданиями. (Приложение)
2. Задание 4. Используя полученные знания, ученики доказывают основные тригонометрические тождества: tg α = sin α /cos α; sin² α + cos² α = 1. (слайд 9).
3. Задание № 591(а). Найдите синус, косинус и тангенс углов А и В треугольника АВС с прямым углом С, если ВС=8, АВ=17.
Устно обсудить с учениками решение задачи. Затем дети в тетрадях самостоятельно ее решают. Проверить решение с помощью слайда 10.
V. Постановка домашнего задания.
Подвести итоги урока и задать домашнее задание.