1. Пояснительная записка
Курс предмета “Учимся общаться” рассчитан на четыре года для детей 7–11 летнего возраста. Необходимость введения курса обусловлена целым рядом социальных и возрастных особенностей младшего школьника. Актуальность изучаемого курса складывается из потребности современного общества в высоко культурном и образованном подрастающем поколении. В современном мире невозможно общаться, не используя правила этикета, нажитого веками. Хорошо известны отрывки “Повести временных лет” где есть глава “Поучения Владимира Мономаха” в которых младшему поколению дается ряд рекомендаций о культуре поведения, о правилах жития, об отношении младшего поколения к старшему. Используя древнерусские традиции и обычаи, формируется мировоззрение современного человека.
Долгое время курс “Этики и эстетики” велся в СУЗах на возрастном этапе 16-18 лет. Где подросткам прививались нормы и культура поведения. Данная программа разработана для младшего школьника.
Цель: привитие культуры поведения на более раннем возрастном этапе; внедрение в поведение ребенка норм и правил деятельности по основным законам этики; обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода в обучении; выявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов ребенка; умение ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание по отношению к взрослым и к своим сверстникам.
Задачей данной программы является обучение ребенка в традициях русской многонациональной культуры, привитие ему правил поведения в современном обществе, умении построить свое общение, используя знания, полученные в процессе обучения данного курса “Учимся общаться”.
Переступая порог школы, ребенок попадает в необычную для него среду школьного социума, со своими традициями и правилами. Ребенку тяжело ориентироваться в отношениях ученик-учитель, ученик-ученик. Курс “Учимся общаться” для первого года обучения с самых первых занятий вводит ребенка в мир Этикета, знакомит с золотыми правилами этики.
Не случайно обучение курса начинается с темы “Как я выгляжу”, ведь именно при работе над собственной самооценкой формируется отношение к окружающим и окружению.
Программа курса построена таким образом, что ежегодно дети возвращаются к пройденным ранее темам, но уже на другом, более сложном воспитательном уровне. В программу включены практические занятия и деловые игры. Особое место уделяется деловой игре в курсе третьего года обучения, когда учащиеся познакомились с основными правилами поведения и отношения к другим людям и к себе.
2. Учебно-тематический план
№ | Наименование тем |
Всего, час | Количество часов учебных занятий |
||
Теорет. | Практ. | Выезд. (индивид) | |||
1. | 1 год обучения. Этика-наука о морали | 1 | 1 | ||
2. | Как я выгляжу | 4 | 4 | ||
3. | Зачем быть вежливым | 1 | 1 | ||
4. | Сказка о вежливости | 4 | 3 | 1 | |
5. | Добро и зло в сказках | 2 | 2 | ||
6. | Твои поступки и твои родители | 2 | 2 | ||
7. | Обязанности ученика в школе и дома | 2 | 2 | ||
8. | Чем богат человек | 1 | 1 | ||
9. | Ты и твое здоровье | 2 | 2 | ||
10. | Праздничный этикет | 1 | 1 | ||
11. | Наш класс | 2 | 2 | ||
12. | Моя мама-самая лучшая | 2 | 2 | ||
13. | День рождения | 2 | 2 | ||
14. | Учимся общаться | 3 | 3 | ||
15. | Сказка в нашей жизни | 2 | 2 | ||
Повторение | 5 | 4 | 1 | ||
Итого: | 36 | 34 | 1 | 1 | |
2 год обучения. Введение. Я среди людей | 2 | 2 | |||
1. | Кто я и как выгляжу? | 2 | 2 | ||
2 | Я – личность | 2 | 2 | ||
3 | Я и мои роли | 2 | 2 | ||
4 | Добро и зло в сказках | 1 | 1 | ||
5 | Что за прелесть эти сказки | 1 | 1 | ||
6 | Сказка – волшебство, чудо и правда | 2 | 2 | ||
7 | Сказка ложь – да в ней намек | 1 | 1 | ||
8 | Кто сочиняет сказки? | 1 | 1 | ||
9 | Русские народные сказки | 1 | 1 | ||
10 | Праздники в жизни человека | 2 | 1 | 1 | |
11 | Отношение к старшим | 2 | 2 | ||
12 | Отношение к учителю | 1 | 1 | ||
13 | Плохо одному | 1 | 1 | ||
14 | Речевой этикет | 3 | 3 | ||
15 | Вежливость и этикет | 3 | 3 | ||
16 | Товарищи и друзья | 1 | 1 | ||
17 | Что в нашем имени? | 1 | 1 | ||
18 | Удовольствие – в игре | 1 | 1 | ||
Повторение | 6 | 4 | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 30 | 2 | 4 | |
3 год обучения. Введение. Азбука этики. Основные понятия этики. | 2 | 1 | 1 | ||
1 | Как я выгляжу | 2 | 2 | ||
2 | Я-личность.Мои роли. | 2 | 2 | ||
3 | Нравственный мир сказок | 2 | 2 | ||
4 | Устав- основной закон школы | 2 | 1 | 1 | |
5 | Человек и его имя | 1 | 1 | ||
6 | Я и мои друзья | 2 | 2 | ||
7 | Верность слову | 2 | 2 | ||
8 | Речевой этикет | 2 | 1 | 1 | |
9 | Умение общаться | 2 | 2 | ||
10 | Этикет в общественных местах | 2 | 1 | 1 | |
11 | Бибилотека-хранительница знаний | 2 | 1 | 1 | |
12 | Отзывчивость и доброта | 2 | 2 | ||
13 | Я познаю себя и других | 2 | 2 | ||
14 | Формы моральной оценки и самооценки | 2 | 2 | ||
15 | Культура поведения человека | 2 | 1 | 1 | |
16 | Праздничный этикет | 1 | 1 | ||
Повторение | 5 | 3 | 1 | 1 | |
Итого: | 36 | 28 | 5 | 3 | |
1 | 4 год обучения. Азбука этики. Культура поведения и такт. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Культура общения | 2 | 2 | ||
3 | Человек и его имя | 2 | 2 | ||
4 | Моя малая Родина | 2 | 2 | ||
5 | Устав и основные правила поведения. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Речевой этикет | 2 | 2 | ||
7 | Чувство, настроение и характер. | 1 | 1 | ||
8 | Школьный этикет | 2 | 1 | 1 | |
9 | Праздники в жизни человека | 1 | 1 | ||
10 | Цветы в жизни человека. | 2 | 2 | ||
11 | Поступки человека и его характер | 2 | 2 | ||
12 | Нравственные отношения в коллективе | 2 | 1 | 1 | |
13 | Мода и школьная одежда | 2 | 2 | ||
14 | Приветствия и знакомства | 2 | 2 | ||
15 | Поведение в общественных местах | 2 | 1 | 1 | |
16 | Человек в природе и его здоровье | 2 | 2 | ||
17 | Нравственное отношение в семье | 2 | 2 | ||
Повторение | 4 | 1 | 2 | 1 | |
Итого: | 36 | 28 | 6 | 2 |
3. 1. Содержание программы для первого года обучения
Введение. Этика-наука о морали.
Дать понятие “этика”, соотнести его с понятием “этикета”. “Этикетка” поведение каждого человека. Этика, как правило, поведение и отношение к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.
Тема 1. Как я выгляжу.
Дать понятие “внешний вид” (одежда, прическа, поза, жесты, мимика речь.).
Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения мальчиков и девочек.
Тема 2. Школьный этикет
Понятие “этикет” и “правила поведения на уроке”.Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра “Я - на уроке”.
Тема 3. Зачем быть вежливым.
Понятие “вежливость”, “привычка”, “хорошее поведение”, “поступок”, “добрый поступок”, “дракон внутри человека”. Вежливость – самая нужная и необходимая привычка человека.
Тема 4. Сказка о вежливости
Понятие “сказка”, “вежливость”, “поступок”, “добрый поступок”, “плохой поступок”, “дракон внутри человека”.Экскурсия на представление сказки.
Тема 5. Добро и зло в сказках
Объяснить понятия “добро-хорошо”, “зло-плохо”, “сказка”. Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, звери, люди.
Тема 6. Твои поступки и твои родители.
Объяснить понятие “родители”, “ уважение к родителям”. Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.
Тема 7. Обязанности ученика в школе и дома.
Понятие “обязанность”. Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.
Тема 8.Чем богат человек.
Объяснить понятие “богатство”, “характер”, “сундучок”. Богатство человека – в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.
Тема 9. Ты и твое здоровье
Понятие “здоровье”, “ режим дня”, “личная гигиена”. Режим дня и укрепление здоровья человека. Советы доктора Айболита.
Тема 10. Праздничный этикет.
Дать понятие “праздник”, “праздник в классе”, “эмоции”, показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека. Рыцарский турник вежливости.
Тема 11. Наш класс
Дать понятие “класс”, “коллектив класса”. Необходимость вежливого обращения и взаимопомощи в классе.
Тема 12. Моя мама – самая лучшая.
Дать понятие “внимание”, “забота”, “чуткость”, “сострадание”. Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
Тема 13. День рождения
Дать понятия “день рождения”, “гость”, “именинник”, правила этикета на дне рождения для именинника. Дарение подарка. Сюжетно – ролевая игра “Мы на дне рождения”.
Тема 14. Учись общаться.
Дать понятие “диалог”, “общение”, “уважение”. Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми. Сюжетно – ролевые игры.
Тема 15. Сказки в нашей жизни
Дать понятие “сказка”, “жизнь”, “этикет”. Правила этикета в сказках. Этикет в сказках и отношения между людьми.
3.2.Содержание программы для второго года обучения
Введение. Я среди людей.
Что такое человек. Формирование человека и окружающая среда. Понятия “я”, “мы”, “они” . Общее и отличительное в этих понятиях. Сюжетно-ролевая игра “Я и другие люди”.
Тема 1. Кто я и как выгляжу?
Нравственные понятия “я”, “внешний вид”. Почему люди по внешнему виду отличаются друг от друга. Лицо, одежда, мимика, жесты, речь. Аккуратность, опрятность, бережливость-уважение человека к себе. Личная гигиена.
Тема 2. Я – личность.
Понятия “личность”, “индивидуальность”, “неповторимость”. Внешний и внутренний мир человека. Я - мой характер, мои знания. Мое поведение зависит от меня самого.
Тема 3. Я и мои роли.
Понятие “роль” в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня – кто я в этом мире. Правила этикета и общения в моих ролях дома, в школе на улице.
Тема 4. Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Ложь, выдумка, фантазия в сказках (преувеличение, приуменьшение). Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Посещение театрализованного представления (театр, филармония).
Тема 5. Что за прелесть эти сказки!
Отличие сказки от рассказов. Духовный смысл сказок. Красота героев сказок – их поступки во имя добра и красоты. Отношение героев сказок к природе, к людям. Зачем людям нужны сказки.
Тема 6. Сказки – волшебство, чудо и правда.
Волшебство, чудо и правда в сказках. Волшебные, чудесные, правдивые отношения между людьми. Что в них общего и в чем их различие. Волшебство, чудо в сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.
Тема 7. Сказка ложь – да в ней намек.
Выдумка, фантазия в сказках. Добрая ложь (“святая ложь”, ложь во спасение). Лгать, врать, говорить неправду – тоже зло. Победа правды над кривдой в сказках.
Тема 8. Кто сочиняет сказки
А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, братья Гримм, Г.Х.Андерсен, Ш.Перро и другие писатели сказки для детей. Сказки слагает народ. Зачем сочиняют сказки для детей.
Надо ли и можно ли учиться у героев сказки?
Тема 9. Русские народные сказки.
Русские сказки это представление народа о добре и зле, надежды и мечтания о будущей жизни. Волшебные сказки – предания старины глубокой. Сказка – это знакомство с бытом русского народа, с его мечтами, а так же с красотой простых русских людей, их готовностью и умением постоять за добро против зла.
Тема 10. Праздники в жизни человека.
Понятие “праздник”, “праздничный”. Правила этикета праздничного общения. Школьные и классные праздники. Подарки и их значения в жизни человека. Церковные праздники и традиции их проведения. Как вести себя в храме.
Тема 11. Отношение к старшим.
Семья, родители, родные (братья, сестры, бабушки, дедушки). Отношения поколений в семье. Проявление любви и уважения, заботы, сострадания, помощи в семье. Обида. Почему надо уважать старшее поколение? Необходимость учиться добру, чуткости, вниманию. Русские и кавказские традиции отношение к старшим.
Тема 12.Отношение к учителю
Учитель и его обязанности в школе. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Национальные традиции России в общении учителя и ученика.
Тема 13. Плохо одному.
Необходимость человека в общении и жестокость одиночества. Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь является важнейшим средством общения.
Тема 14. Речевой этикет.
Понятие “тон голоса”, “речь”, “общение”. Специфика речевого общения. Отличие устной речи от письменной. Речь и отношение человека к людям. Уважительное речевое общение. Шутки. Отражение характера в речи. Мимика, жесты, позы и поведение человека. Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.
Тема 15. Вежливость и этикет.
Содержание понятий “вежливость”, “этикет”. Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует “личный” этикет. Основные правила вежливости в общении.
Тема 16. Товарищи и друзья.
Понятие “товарищ”, “друг”, “господин”. Особенности их использования в общении людьми. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Верность и бескорыстие в дружбе.
Тема 17. Что в нашем имени?
Понятие “имя”, “фамилия”, “отчество”, “кличка”, “прозвище”. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку.
Тема 18. Удовольствие – в игре.
Понятие “игра”, “играющие”, “интерес”, “азарт”. Основные этические правила поведения в игре. Делу - время, а потехе час. Играй, а дело не забывай. В здоровом теле – здоровый дух.
3.3. Содержание программы третьего года обучения.
Введение. Азбука этики. Основные понятия этики.
Понятия “этика”, “добро”, “зло”, “плохо”, “хорошо”. Познакомить и изучить правила этикета в школе. Деловая игра и ее правила.
Тема 1. Как я выгляжу.
Понятия “внешний вид” и “внутренний мир” человека. Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.
Тема 2. Я - личность. Мои роли.
Понятие “личность”, “индивидуальность”. Назначение человека в жизни. Мои роли. Особенности развития мальчика и девочки. И их общественные роли.
Тема 3. Нравственный мир сказок.
Понятие “зло”, “добро”, “обычаи”, “жизнь” и “традиции”. Показать, как в сказках отражается жизнь людей. Сказки народов Кавказа. Сказки-рецепты поведения во имя добра и справедливости на земле. Герои сказок и герои жизни, сходство и различие.
Тема 4. Устав – основной закон школы.
Понятия “закон”, “Устав”, “Устав школы”, “права”, “обязанности”. Права и обязанности, зачем они нужны .Обязанности в школе. Права и обязанности ученика. Знакомство с основными историческими документами города, края. Поездка в краеведческий музей.
Тема 5. Человек и его имя
Понятие “имя”, “фамилия”, “отчество”, “кличка”, “прозвище”.Не имя красит человека, а дела и поступки. Нравственный поступок, каким он может и должен быть. Безнравственный поступок.
Тема 6. Я и мои друзья.
Понятие “друг”, “товарищ”, “приятель”, “знакомый”. Роль дружбы в жизни человека. Дружба в классе. Умеем ли мы дружить. Вместе - нам веселей, вместе мы вдвое сильней.
Тема 7. Верность слову.
Понятие “слово”, “верность слову”, “честь”. Верность слову как черта характера. Можно ли (и нужно ли) всегда быть верным данному тобой слову. Рассказ “Честное слово”. (Обсудить с учениками)
Тема 8.Речевой этикет.
Понятие “речь”, “диалог”, “рассказ”, “спор”. Повторить понятия “этикет”, “правила речевого этикета”.Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).
Тема 9. Умение общаться.
Понятие “общение”, “уважение”, “вежливость”, “тактичность”.Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мнениями. Обмен мнением на спортивных занятиях и экскурсиях.
Тема 10. Этикет в общественных местах.
Понятия “вежливость”, “тактичность”, “деликатность”. Как я слушаю музыку. Правила поведения на концерте, в театре, музее и кино Деловая игра “Ты в театре и музее”.
Тема 11. Библиотека-хранительница знаний.
Книга твой вечный друг. Понятие “библиотека”, “каталог”, “хранительница знаний”. Экскурсия в библиотеку. Правила пользования и поведение в библиотеке.
Тема 12. Отзывчивость и доброта.
Понятие “доброта”. Доброта и отзывчивость в сказках и в жизни человека. Что значит быть добрым человеком. Почему существует зло.
Тема 13. Я познаю себя и других.
Понятие “потребности человека”. Биологические, социальные и духовные потребности человека. Способности: наследственные и приобретенные. Разбор ситуации: если я что-то хочу, то поступаю так.
Тема 14. Формы моральной оценки и самооценки .
Понятие “оценка”, “моральная оценка”, “самооценка”, “поступок”. Отношение к себе и другим. Объяснить понятие ссора, скандал, конфликт. Ответственность человека за свои поступки. Моральная оценка поступков людей.
Тема 15. Культура поведения человека.
Понятие “культура”, “культура поведения”, “правила приличия”, “культурное и некультурное поведение”. Деловая игра “Учимся культуре поведения”.
Тема 16. Праздничный этикет.
Понятие “праздник”, “праздник в школе и классе”. Правила этикета на празднике.
3.4. Содержание программы четвертого года обучения
Тема 1. Азбука этики. Культура поведения и такт.
Внешний вид человека. Внутренний мир человека. Культура поведения. Такт. Плохое и хорошее поведение .Культурный человек. Вежливость. Вежливое отношение к окружающим. Игра “Вежливо или невежливо”.
Тема 2. Культура общения.
Дать понятия “общение”, “чувства”, “настроение”, показать, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражается в их общении с другими людьми.
Тема 3. Человек и его имя
Дать понятия “имя”, “имена мужские и женские”, “русские имена и православные”, “значение имен”, что означает “уважать имя человека”, показать необходимость уважать имя любого человека и с уважением относиться к своему имени, показать, что человек красит свое имя поступками.
Тема 4. Моя малая Родина.
Дать понятия “Родина”, “патриотизм”, любовь к Родине, подвиг во имя Родины, “малая Родина”. Родина и твой дом. Война – проверка любви к Родине у своего народа, живущего в стране.
Тема 5. Устав – основной закон школы.
Дать понятие “закон”, “общество”, “государство”, показать, что права, предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности. Поездка в краеведческий музей. Знакомство с историческими документами города и края.
Тема 6. Речевой этикет.
Дать понятия “общение”, “речь”, показать, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому и к себе.
Тема 7. Чувство, настроение, характер человека.
Дать понятие “воля”, “сила воли”, “характер” (положительный и отрицательный), “настроение”, “чувство”. Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и настроения других.
Тема 8. Школьный этикет.
Дать понятие “этикет в общественных местах”, “этикет в столовой, “этикет на перемене”, провести деловые игры “Мы в столовой”, “Мы на перемене”, “Мы в школе”.
Тема 9. Праздники в жизни человека.
Дать понятие “праздник”, особенности праздников в школе, в коллективе класса, “в стране”.
Тема 10. Цветы в жизни человека.
Роль цветов в жизни человека, легенды о цветах. Правила дарения цветов.
Тема 11. Поступки человека и его характер.
Дать понятия “сильный характер”, “слабый характер”, сильные и слабые привычки, “поступок”, роль поступка в формировании характера.
Тема 12. Нравственные отношения в коллективе.
Дать понятия “уважение”, отношения между людьми, “виды отношений между людьми” (знакомые, приятельские, товарищеские, дружеские), Золотое правило Библии.
Тема 13. Мода и школьная одежда.
Дать понятия “мода”, “одежда”, “форма”, как рождается мода. Является ли модная одежда показателем культуры и знаний человека. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.
Тема 14. Приветствия и знакомство.
Дать понятия “приветствие”, “знакомство”. Формы приветствия, приветствия у народов разных стран; приветствие будет приятным только тогда, когда правила знакомства и приветствия выполняются доброжелательно.
Тема 15. Поведение в общественных местах.
Дать понятия “улица”, “транспорт”, “кафе”. Основные правила этикета и отношения человека к людям на улице, в транспорте, в кафе, в местах отдыха.. Основные правила этикета в кафе… Что и как едят.
Тема 16. Человек в природе и его здоровье.
Дать понятия “природа”, “здоровье”, “экология”, “охрана природы”. Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношения к животным.
Тема 17. Нравственные отношения в семье.
Дать понятия “семья”, “родители”, “бабушка”, “дедушка”, “сестры”, “братья”, “родословное дерево”. Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.
4. Формы и виды контроля
Год обучения | Виды контроля | Формы, содержание и основные цели | Сроки |
1 год обучения | Вводный | Наблюдение за поведением детей на занятиях | Темы 1–2, сентябрь |
Текущий | Экскурсия: “Мы в театре”, наблюдение за поведением детей, анализ умений применять полученные знания. | ноябрь | |
Итоговый | Практическое занятие: “Рыцарский турнир вежливости”, на котором дети, готовясь по группам, используют материал, изученный на протяжении всего курса обучения. | май | |
2 год обучения | Вводный | Анкетирование. Выявление уровня знаний полученных на первом году обучения. | Введение сентябрь |
Текущий | Театрализованное представление: “Что за прелесть эти сказки”. Просмотр детского спектакля, наблюдение за поведением детей в театре, нормами их поведения. | ноябрь | |
Итоговый | Занятия блока “Повторение”. “Надо ли учиться у героев сказки”. Постановка этических фрагментов русских народных сказок. “Экскурсия в храм” Соблюдение правил и норм поведения в общественных местах. |
май | |
3 год обучения | Вводный | Тестирование. Определение наиболее важных моральных ценностей обучающихся, для более глубокого изучения некоторых тем. | Азбука этики. сентябрь |
Текущий | Экскурсия в краеведческий музей. Определение степени готовности обучающихся к анализу основных общественных норм и правил. | ноябрь | |
Текущий | Деловая игра: “Учимся общаться”. Умение применять на практике умения, полученные на занятиях т. 8 | декабрь | |
Итоговый | Деловая игра “Учимся культуре поведения”. Анализ обученности учащихся 3-го года обучения | апрель | |
4 год обучения | Вводный | Тестирование. Определение уровня воспитанности. | Тема 1. сентябрь |
Текущий | Экскурсия в краеведческий музей. Наблюдение за нормами поведения. |
ноябрь | |
Текущий | Деловая игра “Мы в школе” Выявления уровня воспитанности, умения применять правила этики на практике. |
декабрь | |
Итоговый | Обобщающее занятие. Урок-экзамен. Правила поведения в общественных местах. Выявление уровня обученности учащихся | май |
На первом занятии важно создать комфортную доверительную атмосферу, доброжелательный тон общения преподавателя с детьми. Необходимо с первых минут настроить на вежливое, товарищеское отношение друг с другом. Необходимо ограничить объем информации самыми интересными фактами. Перед изучением тем ребенка необходимо настроить на результат работы (поставить перед ним цель). На первом занятие необходимо нацелить учащихся на усвоение материала, учитывая и разноуровневый состав группы.
Занятия этикой поднимают самооценку, развивают логику, мыслительную деятельность, способствуют воспитанию пространственного воображения, творческого мышления.
С первых минут очень важно вселить ребенку уверенность в собственные силы и положительный результат работы, поддерживать на протяжении всех занятий в дальнейшей работе. Желательно, чтобы дети увидели результат своих занятий. Деловые игры, в которых рассматриваются конкретные жизненные ситуации, позволяют применить знания, полученные на занятиях на практике. Ребенок, почувствовав успех, приходит к мысли, что он может сделать что-то необычное интересное, это придает ему уверенность в себе.
Занятия следует проводить эмоционально – это позволяет ребенку поверить в себя и создает доброжелательный микроклимат в коллективе, что важно для дальнейшей работы учащихся.
Уже на первых занятиях явно выражены лидеры – ребята быстрее справляющиеся с заданиями. Таких детей необходимо похвалить и использовать их уже как помощников, предлагая им помочь другим ребятам, объяснить или разыграть ту или иную ситуацию.
В начале каждого занятия необходимо осуществлять повторение пройденного материала, обращая внимание на ошибки и способы их устранения.
Преподаватель должен дать необходимые знания, позволяющие научить открыто общаться ребенка в обществе.
В конце первого года и на протяжении всего второго года обучения вводятся сюжетно-ролевые игры. На которых преподавателю необходимо выделить лидеров и на их примере показать детям те или иные ситуации. Совместно с детьми проводится анализ поступков, высказываний, результатов анкетирования и как итог учащиеся делают самостоятельные выводы и дают оценки поступкам героев игры.
На третьем году и четвертом годах обучения вводится понятие “деловая игра”. Сюжетно-ролевые игры перерастают в более организованную, интеллектуально развитую форму общения на занятиях. Само понятие деловой игры вызывает у учащихся понимание важности и ответственности.
В каждой теме вводятся определенные понятия: например в теме “Человек и его здоровье” даются такие понятия как:“природа”, “здоровье”, “экология”, “охрана природы” и т.п., дается этимологическое и лексическое значение этих слов. Тем самым повышается культурный уровень детей, расширяется их кругозор и словарный запас.
Список используемой литературы