Имя прилагательное

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  1. Обобщить знания об имени прилагательном.
  2. Научиться выделять в устной и письменной речи имена прилагательные и правильно употреблять их в речи.
  3. Пробудить у детей чувство любви к природе и восхищение её красотой.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, иллюстрации картин на тему “Весна”, произведение П.И. Чайковского “Времена года. Апрель”, фонограмма “Голоса птиц”, карточки с разноуровневыми заданиями, карточки для проведения рефлексии.

Ход урока

1. Организационный момент

– Мы должны повторить всё, что знаем об именах прилагательных. Будем учиться правильно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.

2. Введение в тему урока

– Отгадайте загадку. О каком времени года идёт речь?

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ... (Весна)

– Назовите признаки весны.

– Небо какое? Солнце какое? Деревья какие? Снег какой? Капель какая?

– Составьте предложения о весне. Вам помогут иллюстрации. Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”. Одновременно идет показ слайдов картин художников по теме “Весна” <Приложение 1>.

– Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора.

– Какие весенние месяцы вы знаете? Прочитайте пословицу: "Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени".

– Почему так говорят?

3. Работа по теме урока

– Вставьте нужную букву.

г…в…рливый (м.р.) ни…кое (ср.р.) душ…стые (мн. ч.)
в…сенняя (ж. р.) хле…ные (мн. ч.)
м…л…дые (мн. ч.)

– Узнайте часть речи. Что называется именем прилагательным? Определите число и род имён прилагательных.

4. Физкультминутка (фонограмма “Голоса птиц”)

– Встаньте, закройте глазки, представьте, что вы в лесу весной.

– Вдохнули полной грудью свежий весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись под его ласковыми лучами. Идем дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь понюхать цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьет родник, помойте ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глазки, сели за парты.

5. Повторение пройденного материала. Письмо с подсказкой

– Послушайте предложения. Какие орфограммы заметили? Обозначим орфограммы на схемах предложения.

– Запишите предложения. Найдите имя прилагательное, сосчитайте сколько букв, звуков, слогов в слове (звонкие – 7 букв, 8 звуков, 3 слога).

Самостоятельная работа. Разноуровневые задания

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно.

1 уровень

– Составьте из слов предложения, подчеркните имена прилагательные.

Весна в лесу

  1. пришла, в, лес, ранняя, весна.
  2. запахли, почки, смолой, душистые.
  3. молодая, появилась, травка.
  4. ручеёк. побежал, говорливый.
  5. весенний, гудит, лес, поёт, весело.

2 уровень

– Вставьте подходящие по смыслу слова, подчеркните прилагательные.

Весна в лесу

Наступила ________ , ________ весна.

________ лучи солнца съедают ________ снег.

Звенят под деревьями __________ ручьи.

На макушке сосны шумят _________ вороны.

Скоро побегут _________ муравьи.

Слова для справок: радостн..., шумн…, тёпл…, весёл…, последн…, хлопотлив…, драчлив…, душист…, лесн…, свеж… .

– Перед началом работы оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием?

– Закрасьте на карточках соответствующий кружок <Приложение 2>:

“красный” – отлично,

“зелёный” – хорошо,

“синий” – удовлетворительно.

6. Проверка.

1–2 уровень, самопроверка <Приложение 1>.

Весна в лесу

В лес пришла ранняя весна.
Смолой запахли душистые почки.
Появилась молодая травка.
Побежал говорливый ручеёк.
Весело гудит и поёт весенний лес.

Весна в лесу

Наступила шумная, радостная весна.
Тёплые лучи солнца съедают последний снег.
Звенят под деревьями весёлые ручьи.
На макушке сосны шумят драчливые вороны.
Скоро побегут хлопотливые муравьи.

– А теперь оцените, как вы справились с заданием. Закрасьте на карточке второй кружок <Приложение 2>.

– У кого оценка совпала?

– У кого результаты оказались ниже?

– Что у вас вызвало затруднение?

– На следующем уроке мы с вами продолжим работать над этой темой.

7. Итог урока

– Вот и закончился урок. Но путь нам закрывает Вопросительный знак. Он требует ответа на вопрос. Можно ли обойтись в речи без имен прилагательных?

– В следующем году узнаем новое об имени прилагательном.

Домашнее задание.

Составить небольшой рассказ на тему “Весна”, подчеркнуть имена прилагательные.

8. Рефлексия <Приложение 1>

Рефлексия настроения

– Самым интересным было…

– Меня удивило…

– Моё настроение…

Рефлексия деятельности

– Я научился…

– Урок дал мне для жизни…

Рефлексия содержания

– Я понял, что…

– Сегодня на уроке я узнал…