Цели:
- Образовательная: знакомство с подводным миром моря, с произведениями живописи и музыки на морскую тему, прививать навыки слушания музыки.
- Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.
- Развивающая: способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.
Оборудование и материалы урока: мультимедийный проектор, ЦОР собственной разработки, ракушки, морская звезда, «морские дары» - печенье в форме рыбок, листы для рисования.
Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее», «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Подводное царство», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».
Художественный ряд: репродукции картин И.Репина «Садко в подводном царстве», И.Айвазовского «Девятый вал», «Ночь. Голубая волна».
Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, клей.
Тип урока: интегрированный.
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Проверка готовности к уроку, настрой на работу.
II. Актуализация знаний.
Звучит морской прибой.
Учитель: Где мы можем услышать эти звуки? (слайд 1)
Отгадайте загадку:
Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает?
(Море.)
Учитель: Правильно, это море (слайд 2)
Дети предполагают свои варианты ответов.
- А почему с питьем беда?
Ученики: В море вода соленая и совсем не пригодная для питья.
III. Открытие новых знаний.
Учитель: у вас на столах лежат картинки: кораллы, рыба, рачки, медузы, чайка, крабы, морская звезда. Найдите лишнее слово. Почему? (слайд 3)
Ученики: чайка.
Учитель: может кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока.
Ученики: подводный мир.
Учитель: «Загадочном подводном мире». (слайд 4)
1. Учитель: А в подводный мир, подводное царство мы погрузимся вместе со сказочным героем Садко. (Былина – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Былины рассказывают о важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской. Былина от слово быль, было) (слайд 5)
В славном городе Новгороде жил-был гусляр Садко. Он играл на гуслях и пел былины. Слава о нем лилась по великому Новгороду. Задумал Садко плыть в далекие края. Купцы высмеяли его и прогнали.
Пошел опечаленный Садко на берег Ильмень-озера ударил в струны и запел песню.
Неожиданно на озере появились лебеди, подплыли к берегу и вдруг обернулись красными девицами. Вышла на берег дочь царя Морского прекрасная Волхова. И подарила она Садко за песню «три рыбки – перья золотые».
Собрал дружину и отправился в плавание, но неожиданно остановился – это Морской царь требует выкуп. Жертвой Морскому царю должен стать Садко. Он должен опуститься на дно морское, в подводное царство… (слайд «Садко в подводном царстве») Картина Ильи Ефимовича Репина «Садко в подводном царстве».
2. Учитель: К этой сказке великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу-былину «Садко». (Что такое опера? Опера – это музыкальный спектакль. В нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.) Он был непревзойденным мастером музыкального пейзажа, особенно морской стихии. Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим музыкальным сказочником. В юности совершил морское путешествие. (Слайд 6).
Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба они из новгородской земли, музыканты и мореплаватели.
Мы послушаем музыку «Океан море синее», «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Подводное царство», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»). (слайды 7, 8, 9)
3. Учитель: как вы думаете что же он там увидел? (кроме сказочных персонажей?)
Ученики: рыб разных, подводные растения.
Учитель: давайте назовите обитателей моря. Давайте посмотрим (показ слайда 10).
Обитатели моря:
- Морские животные (млекопитающие): ламантин, морж, тюлень, кит и другие. (слайды 11-31)
- Рыбы: акулы, скаты и другие рыбы.
- Полипы: медузы, кораллы, актинии.
- Моллюски: гребешок, морская улитка, осьминог, кальмар.
- Ракообразные: крабы, креветки, раки.
- Иглокожие: морская звезда, морской ёж.
Морские растения – водоросли. Они цепляются за подводные камни и скалы, а их длинные стебли расходятся по воде зеленовато-бурыми лентами. Некоторые стебли могут достигать 200 метров. Но не все водоросли держатся корнями за дно. Некоторые из них просто плавают в воде. (слайд 32)
Физкультминутка.
В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом.
Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.
4. Н.А. Римский-Корсаков был мастером музыкального пейзажа. А мастером морского пейзажа был выдающийся русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. (слайд 36). Маринист – художник, который главной темой творчества выбрал море.
Марина – картина с морскими видами. Вот его картины: «Закат на море», «Чёрное море» и знаменитый «Девятый вал» - всемирно известный шедевр. (Слайды 37-39) (Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.)
IV. Закрепление.
Вернемся к нашей сказке-былине «Садко». По приказу царя Морского Садко поет и играет на гуслях. Все подводное царство пустилось в пляс. На море поднялась небывалая буря и пришлось Морскому царю возвращать Садко в Новгород.
Но у морского царя условие: он отпустит Садко, если вы сделаете ему подарок – коллаж «Подводный мир».
Будете работать в группах.
- 1 группа нарисует фон (морское дно).
- 2 группа сделает из цветной бумаги обитателей моря.
- 3 группа сделает растения моря.
Распределите между собой кто что будет делать.
(Слайды 42-46)
Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда никто их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках!
Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Поторопитесь. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими.
Сейчас вы послушайте «Пляску златоперых и сереброчешуйных рыбок».
Когда все фигурки нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.
Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно. Выходите по группам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть.
После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?
Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.
Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в группе работали, что вызвало у вас большую трудность.
V. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Назовите обитателей подводного мира.
С каким композитором и художником познакомились?
Что вам понравилось на уроке?
VI. Домашнее задание
Нарисуйте рисунок «Подводное царство».
Использованная литература:
- Музыка. 1 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Моя первая книга самая любимая от 6 месяцев до 3 лет. Авторы идеи: А.А.Астахов, Н.Астахова. – Ярославль: «Белый город», 2001.
- Н. Римский-Корсаков. Океан море синее. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ed0f681-6a58-0c7b-94ce-d66b48ec7166/?
- Н. Римский-Корсаков. Подводное царство. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1f3e9f78-6b07-6773-9a09-cf51891cb0d0/?
- Н. Римский-Корсаков. Пляски обитателей Царства Подводного.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4e6b5885-0abe-7c94-6a9e-9f153331d1ac/?
- Н. Римский-Корсаков. Пляски рыбок.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/097665af-2243-5de3-d28a-d42ce4f1fc82/?