Открытый интегрированный урок окружающего мира, технологии, ИЗО, музыки. 2-й класс: "В загадочном подводном мире"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • Образовательная: знакомство с подводным миром моря, с произведениями живописи и музыки на морскую тему, прививать навыки слушания музыки.
  • Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, дружбы, умения работать коллективно в группах, создать условия для воспитания потребности в прекрасном.
  • Развивающая: способствовать развитию эмоциональной сферы, художественного вкуса, творческого воображения, изобразительных способностей.

Оборудование и материалы урока: мультимедийный проектор, ЦОР собственной разработки, ракушки, морская звезда, «морские дары» - печенье в форме рыбок, листы для рисования.

Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков «Океан море синее», «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Подводное царство», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»), спокойная музыка из сборников «Одинокий пастух».

Художественный ряд: репродукции картин И.Репина «Садко в подводном царстве», И.Айвазовского «Девятый вал», «Ночь. Голубая волна».

Материалы для учащихся: альбом, акварельные краски, кисти, простой карандаш, ластик, баночки для воды, ножницы, цветная бумага, клей.

Тип урока: интегрированный.

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Проверка готовности к уроку, настрой на работу.

II. Актуализация знаний.

Звучит морской прибой.

Учитель: Где мы можем услышать эти звуки? (слайд 1)

Отгадайте загадку:

Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает?
(Море.)

Учитель: Правильно, это море (слайд 2)

Дети предполагают свои варианты ответов.

- А почему с питьем беда?

Ученики: В море вода соленая и совсем не пригодная для питья.

III. Открытие новых знаний.

Учитель: у вас на столах лежат картинки: кораллы, рыба, рачки, медузы, чайка, крабы, морская звезда. Найдите лишнее слово. Почему? (слайд 3)

Ученики: чайка.

Учитель: может кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока.

Ученики: подводный мир.

Учитель: «Загадочном подводном мире». (слайд 4)

1. Учитель: А в подводный мир, подводное царство мы погрузимся вместе со сказочным героем Садко. (Былина – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Былины рассказывают о важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской. Былина от слово быль, было) (слайд 5)

В славном городе Новгороде жил-был гусляр Садко. Он играл на гуслях и пел былины. Слава о нем лилась по великому Новгороду. Задумал Садко плыть в далекие края. Купцы высмеяли его и прогнали.

Пошел опечаленный Садко на берег Ильмень-озера ударил в струны и запел песню.

Неожиданно на озере появились лебеди, подплыли к берегу и вдруг обернулись красными девицами. Вышла на берег дочь царя Морского прекрасная Волхова. И подарила она Садко за песню «три рыбки – перья золотые».

Собрал дружину и отправился в плавание, но неожиданно остановился – это Морской царь требует выкуп. Жертвой Морскому царю должен стать Садко. Он должен опуститься на дно морское, в подводное царство… (слайд «Садко в подводном царстве») Картина Ильи Ефимовича Репина «Садко в подводном царстве».

2. Учитель: К этой сказке великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу-былину «Садко». (Что такое опера? Опера – это музыкальный спектакль. В нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.) Он был непревзойденным мастером музыкального пейзажа, особенно морской стихии. Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим музыкальным сказочником. В юности совершил морское путешествие. (Слайд 6).

Много общего у композитора с его любимым героем Садко. Оба они из новгородской земли, музыканты и мореплаватели.

Мы послушаем музыку «Океан море синее», «Пляска златоперых и сереброчешуйных рыбок», «Подводное царство», «Пляски обитателей царства подводного» (из оперы «Садко»). (слайды 7, 8, 9)

3. Учитель: как вы думаете что же он там увидел? (кроме сказочных персонажей?)

Ученики: рыб разных, подводные растения.

Учитель: давайте назовите обитателей моря. Давайте посмотрим (показ слайда 10).

Обитатели моря:

  • Морские животные (млекопитающие): ламантин, морж, тюлень, кит и другие. (слайды 11-31)
  • Рыбы: акулы, скаты и другие рыбы.
  • Полипы: медузы, кораллы, актинии.
  • Моллюски: гребешок, морская улитка, осьминог, кальмар.
  • Ракообразные: крабы, креветки, раки.
  • Иглокожие: морская звезда, морской ёж.

Морские растения – водоросли. Они цепляются за подводные камни и скалы, а их длинные стебли расходятся по воде зеленовато-бурыми лентами. Некоторые стебли могут достигать 200 метров. Но не все водоросли держатся корнями за дно. Некоторые из них просто плавают в воде. (слайд 32)

Физкультминутка.

В Царстве Нептуна рыбки – ПЛЫВУТ
По дну морские звезды — ПОЛЗУТ
Весело рыбки ВИЛЯЮТ хвостом
А медузы СПРЯТАЛИСЬ под зонтом.

Учитель: Отдохнули, а сейчас продолжим работу.

4. Н.А. Римский-Корсаков был мастером музыкального пейзажа. А мастером морского пейзажа был выдающийся русский художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. (слайд 36). Маринист – художник, который главной темой творчества выбрал море.

Марина – картина с морскими видами. Вот его картины: «Закат на море», «Чёрное море» и знаменитый «Девятый вал» - всемирно известный шедевр. (Слайды 37-39) (Пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.)

IV. Закрепление.

Вернемся к нашей сказке-былине «Садко». По приказу царя Морского Садко поет и играет на гуслях. Все подводное царство пустилось в пляс. На море поднялась небывалая буря и пришлось Морскому царю возвращать Садко в Новгород.

Но у морского царя условие: он отпустит Садко, если вы сделаете ему подарок – коллаж «Подводный мир».

Будете работать в группах.

  • 1 группа нарисует фон (морское дно).
  • 2 группа сделает из цветной бумаги обитателей моря.
  • 3 группа сделает растения моря.

Распределите между собой кто что будет делать.

(Слайды 42-46)

Учитель: Вам предстоит нарисовать морских обитателей, раскрасить их и вырезать. Ребята, а все ли цвета мы сможем использовать при раскрашивании своих морских обитателей? Конечно, жители подводного царства любят такую окраску, которая позволяет им затеряться в окружающем их мире, но ведь тогда никто их тоже не увидит. Да, и сказка ведь у нас! Можно фантазировать, выдумывать, чтобы показать морских обитателей во всей красе, ярких красках!

Учитель: Сейчас вы приступите к работе. Подготовьте рабочие места, проверьте, где у вас стоит баночка с водой, краски, как лежат ножницы. С ножницами обращайтесь аккуратнее. Приступайте к работе. Кто закончит работу над своей фигуркой, можете помочь остальным в своей группе. Времени у нас немного. Поторопитесь. Ребята, покажите-ка морскому Царю, на что вы способны, фантазируйте и выдумывайте! Пусть ваши фигурки будут сказочными и яркими.

Сейчас вы послушайте «Пляску златоперых и сереброчешуйных рыбок».

Когда все фигурки нарисованы и вырезаны, начинается работа над композицией.

Учитель: А сейчас, ребята, самая ответственная часть нашей работы Нужно создать общую композицию, т.е. разместить ваши фигурки на панно. Выходите по группам и прикрепляете каждый свою фигурку там, где она по-вашему должна быть.

После того как все фигурки прикреплены, начинается анализ композиции.

Учитель: Ребята, давайте посмотрим, все ли в порядке на нашей картине Может быть что-то нужно переставить?

Учащиеся выходят к доске, переставляют фигурки для того, чтобы композиция пришла в равновесие, и объясняют почему они сделали так. Идет обсуждение и движение фигур по панно.

Учитель: Молодцы, ребята! Красивая картина у нас получилась. А сейчас расскажите-ка мне, все ли хорошо в группе работали, что вызвало у вас большую трудность.

V. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Назовите обитателей подводного мира.

С каким композитором и художником познакомились?

Что вам понравилось на уроке?

VI. Домашнее задание

Нарисуйте рисунок «Подводное царство».

Использованная литература:

  1. Музыка. 1 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений/ Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Моя первая книга самая любимая от 6 месяцев до 3 лет. Авторы идеи: А.А.Астахов, Н.Астахова. – Ярославль: «Белый город», 2001.
  3. Н. Римский-Корсаков. Океан море синее. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/8ed0f681-6a58-0c7b-94ce-d66b48ec7166/?
  4. Н. Римский-Корсаков. Подводное царство. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1f3e9f78-6b07-6773-9a09-cf51891cb0d0/?
  5. Н. Римский-Корсаков. Пляски обитателей Царства Подводного.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4e6b5885-0abe-7c94-6a9e-9f153331d1ac/?
  6. Н. Римский-Корсаков. Пляски рыбок.http://school-collection.edu.ru/catalog/res/097665af-2243-5de3-d28a-d42ce4f1fc82/?