Цели урока:
- Образовательные:
- углубить знания учащихся по теме «Чередующиеся гласные в корнях слов»
- формировать теоретические знания по новой теме
- Развивающие:
- развивать навыки анализа, синтеза, сравнения
- способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся
- Воспитательные:
- воспитывать стремление к индивидуальной самореализации
Оборудование урока:
- Презентация
- Схемы
- Фотографии
- Дидактический материал
ХОД УРОКА
1. Мотивационная часть
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему
«Чередующиеся гласные в корнях слов». Мы с вами
совершили много открытий, но нас ждет еще одно.
– Прочтите предложения шепотом, затем вслух
читает один ученик.
Папирус – это болотное растение. Еще в древние времена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу.
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная стена.
Корни папируса сплетаются. Группа растений отрывается от берегов и образует своеобразный островок, который медленно плывет по реке. Такие островки задерживают движение кораблей.
– Является ли данная группа предложений
тестом?
– Что означает знак вопроса перед текстом?
– Озаглавьте данный текст.
– Назовите опорные слова.
– Перескажите текст, опираясь на ключевые слова.
– Посмотрите еще раз на текст. Что случилось с
некоторыми словами?
Папирус – это б…лотное р…стение. Еще в древние вр…мена оно росло в Египте по берегам Нила. Папирус выращивали, чтобы делать из него бумагу.
Он может вырасти до 5 метров. Тогда проникнуть в его заросли невозможно: это плотная ст…на.
Корни папируса спл…таются. Группа р…стений отрывается от берегов и обр…зует своеобразный остр…вок, который медленно плывет по реке. Такие остр...вки задерживают дв…жение к…раблей.
– Чем отличаются друг от друга слова с
пропущенными буквами?
– 1 вариант выписывает слова с безударными
гласными в корне слова, проверяемые ударением, а 2
вариант – слова с безударными гласными в
корне слова, не проверяемые ударением.
– В какой столбик выписали слово растение?
– У нас с вами возникла проблема – почему в слове
растение пишется а?
2. Основная часть – открытие нового
Групповая работа.
– У вас на карточках слова:
1 группа
Вырастают – выросло
Зарастет – поросли
2 группа
Возраст – заросли
Растешь – выросли
3 группа
Растет – проросли
Разрастается – подросли
– Почему в словах 1 столбика пишется в корне
гласная а, а в словах 2 столбика – о?
– Так какая же гласная пишется в корне слова
растение?
– Как называются такие гласные?
– Как будет звучать тема урока?
– Запишем 1 часть правила в тетрадь – теорию.
– Вернемся к тексту. Выпишите слова на данное
правило и объясните написание слов.
– Добавим к правилу корень ращ.
3. Закрепление нового материала
– А теперь потренируемся в правописании корней раст – ращ – рос.
Игра «Дерево, расти»
Ребята берут карточки со словами: вырастить, проросло, выращивать, заросли, растениевод, росток – объясняют правописание слов.
– Возникла проблема: почему в слове росток
пишется в корне буква о?
– Запишем в тетрадь – теорию слова –
исключения.
Игра «Третий лишний»
Р…стущий
Возр…ст
Р…столстеть
Тест
1. В каком слове пишется чередующаяся гласная а?
1) р…стет
2) зар…сли
3) Р…стов
2. В какой строчке во всех словах пишется одна и та же буква?
1) р…сло, выр…щиваем, водор…сли
2) зар…стает, пор…сль, возр…ст
3) отр…сль, дикор…стущие р…стения
4. Рефлексивная часть
Учащимся предлагается закончить фразы:
- Сегодня на уроке я…
- Я узнал, что…
- Я не совсем понял…
- Я постараюсь…
5. Домашнее задание: выучить правило, упражнение 283, отгадать кроссворд.